Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2002

ИССЛЕДУЮТ УЧЕНИКИ

Ирина ЛЕЙНО


Защита реферата в 9-м классе

Ни для кого не стало неожиданностью, что несколько человек из 9-го «А» выбрали защиту реферата как форму сдачи устного экзамена по русскому языку. Такая работа им давно и хорошо знакома...

С улыбкой вспоминаю муравьиную возню, которая сопровождала подготовку к первой научно-практической конференции. Они были шестиклассниками. Времени для доклада им давалось по... 3 минуты.

Тем не менее все было «по-правдашнему»: читали источники, выбирали темы, подавали в оргкомитет тезисы, спорили на обсуждении докладов.

Сейчас они выросли – и объем работ увеличился, и проблемы углубились, на количество наименований в «Списке литературы» я смотрю с уважением. От реферирования дети перешли к постановке проблем, самостоятельному поиску пути их решения, работы постепенно приобретают исследовательский характер.

И что еще важно: результат этот не случаен. Занимаясь русским языком по Панову, дети привыкли наблюдать за явлениями языка, анализировать языковые факты, находить им место в системе языка, не бояться неоднозначных решений, научились отстаивать свои взгляды, даже говорить научились на лингвистические темы не абы как, а используя средства научного стиля.

Не нужно, чтобы они стали филологами. Пусть только это любопытство, эта пытливость ума, эта независимость суждений останутся.

Рейтинг@Mail.ru