Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2002

НОВЫЙ ПОДХОД

Т.В.ПАРМЕНОВА,
Франкфурт-на-Майне


Приложение

Как мы выражаем идею количества

Раз словечко, два словечко…

Предлагаем следующий вариант изучения поля количественности. Сделать это можно в 6-м классе после знакомства с темой «Числительное». В сильных классах этот материал может предшествовать рассмотрению числительных или быть дополнением к нему.

В русском языке существует целая система средств выражения количества. Мы понимаем, как важно человеку уметь считать, знать количество (число) предметов. Математика имеет дело с цифрами, числами, а в языке для этого существует специальный класс слов – числительные. Но для выражения идеи количества используются и другие средства языка. Они объединены в поле количества (количественности).

Охарактеризуем центр и периферию поля количественности. В этом поле 2 центра:

1) лексико-грамматический разряд слов – числительные;
2) грамматическая категория числа изменяемых слов всех частей речи.

Можно предложить детям проявить фантазию в изображении поля с его двумя центрами и периферией в виде круга, эллипса, лица человечка и т.д.

Вначале обратим внимание на смысловые связи числительных с уже известными грамматическими способами выражения количественной семантики, т.е. с категорией числа изменяемых слов: существительных и связанных с ними в предложении прилагательных, причастий, местоимений, глаголов.

Следует показать разграничение лексического и грамматического способов выражения идеи числа. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества: один, двое, пять целых и две десятых, сто. Грамматически же количественность передается при помощи формальных средств – окончаний, суффиксов, переносом ударения, изменением основы: дом – дома, брат – братья, река – реки, человек – люди.

Стоит обратить внимание школьников на то, что категория числа существительных более тесно связана с семантикой количества, ведь именно она чаще всего указывает на реальное количество лиц, предметов, а у остальных слов категория числа носит согласовательный характер: один / новый дом стоит – два новые/новых дома стоят.

Периферию составляют лексико-грамматические средства: местоимения, указывающие на количество (сколько, столько и производные от них слова), слова много, мало и образованные на их основе.

К периферийным лексическим средствам относятся:

  • сложные слова с первой частью пол/полу (полдня, полукруг);

  • слова разных частей речи, образованные от числительных (двойка, двойной, удвоить, вдвоем, во- вторых);

  • слова, называющие единицы измерения (метр, литр, тонна, минута);

  • слова, выражающие в сочетании с существительными неопределенно большое или малое количество (уйма дел, капелька терпения, море огней, масса времени).

Количественная семантика передается также словообразовательными средствами: суффиксами существительных со значением единичности (изюмина, жемчужина), со значением уменьшительности или увеличительности (столик, сапожище), со значением собирательности (учительство, мошкара, комарье, пролетариат). Выражают количественные отношения и глагольные приставки (например, накупить, поразбросать, переволноваться) или суффиксы (мигнуть, стукнуть).

В разговорной речи мы часто используем устойчивые, фразеологические сочетания (полным-полно, кот наплакал и др.).

Можно изобразить на схеме эти средства в виде лепестков (эллипсов и т.д.), окружающих оба центра.

Представляется целесообразным показать более четкую систему отношений внутри поля количества, назвав такие противопоставления: единичность – множественность (один – больше / меньше, чем один), точное – приблизительное число (три дня – дня три, десять книг – (не) больше / меньше десяти книг, приблизительно восемь / около восьми), определенное – неопределенное (два дня – несколько / сколько-то дней), целое – дробное (пять – пять и одна вторая / пять десятых). Для наглядности эти типы отношений можно отразить в таблице:

 Каждое значение выражается специфическими средствами, они образуют микрополя. Для наглядности можно изобразить эти микрополя парами внутри поля количества.

Далее следует разработать систему заданий и упражнений для наблюдения над разными средствами выражения количества. Это значительно обогатит представления школьников о системности передачи количественных значений, научит различать единицы разных уровней и видеть взаимодействие таких элементов в тексте. Основным принципом подачи материала должно быть сравнение, установление связей, сходства, смыслового и стилистического различия между единицами. Так формируются и закрепляются правила выбора средств выражения в определенных ситуациях и стилях речи.

Наблюдения над употреблением тех или иных средств выражения количества обязательно включают аспект повторения уже знакомого материала: способов словообразования, морфемного состава, отнесения тех или иных компонентов к частям речи, вопросы орфографии этих слов и выражений.

Предлагаем некоторые виды заданий.

Изучение каждого типа количественной семантики можно предварить пословицей, поговоркой, фразеологизмом, спросив детей, с каким типом значения связан тот или иной эпиграф: Уж сколько раз твердили миру… (И.А. Крылов). Бей не числом, а уменьем (А.В. Суворов). Ни то ни се, ни рыба ни мясо. Семь раз отмерь – один отрежь. Ни два ни полтора. Точность – вежливость королей. Полезно предложить школьникам самим определить, о каком типе значения пойдет речь, а затем продолжить этот ряд устойчивых выражений.

1. Распределите слова по группам в зависимости от отношения к категории числа: чтобы проверить их свойства, приведите примеры предложений с этими словами.

 

Студенчество, дело, сутки, такси, бег, ворота, посуда, любовь, макароны, машина, железо, сын, каникулы, кофе, молоко, очки, лист, листва, студент, фойе, кроссовки, тишина.

 2. Определению числовой семантики слов, у которых число не выражено формой, помогают формы других слов: глаголов, прилагательных, числительных, местоимений.

Определите, как выражено число в следующих случаях:

Открылось новое кафе. – Открылись новые кафе. Подъехало такси. – У гостиницы стояло несколько такси. – Рядом состановкой стояли такси. В зоопарке был кенгуру. – Кенгуру живут в Австралии. Мама купила мне красивое пальто. – Все пальто висят в шкафу.

Приведите сами аналогичные предложения, сделайте выводы.

 3. Особую группу составляют существительные, имеющие формы только множественного числа (pluralia tantum), а также называющие парные предметы или предметы, состоящие из двух частей. Грамматическое число у них не соответствует логическому, реальному количеству.

Сравните примеры, установите грамматическое число и реальное количество предметов:

Тебе очень идут эти очки. – В магазине «Оптика» продаются очки. Примеряла туфли. – Купила модные туфли. – Принесла двое туфель (две пары туфель) и сапоги (пару сапог, одни сапоги). Надел новые джинсы/брюки/шорты. – Взял с собой светлые джинсы/брюки/шорты. – Купил двое джинсов/брюк/шорт.

 4. Имена собственные называют, как правило, единичные, уникальные реалии и потому не изменяются по числам. Обычно такие слова стоят в форме или единственного, или множественного числа. Исключение составляют имена и фамилии людей: они имеют формы множественного числа, если не относятся к знаменитым личностям (в этом случае они тоже не изменяются по числам).

Определите отношение имен собственных к категории числа:

Россия, Германия, Рейн, Волга, Гейдельберг, Вологда, Капри, Крым, Урал, Альпы, Жигули; Бетховен, Шаляпин, Пушкин, Гете, Иванов, Мюллер, Екатерина, Петр Первый; гостиница «Москва», фабрика «Красный Октябрь», повесть «Капитанская дочка», Бородинская битва, Веймарская республика, МГУ.

 5. Вещественные существительные, т.е. слова, называющие вещество как массу, которая не подвергается счету, имеют форму только единственного числа (singularia tantum), обычно не изменяются по числам. Если они обозначают сорта, разновидности, виды, то употребляются в формах множественного числа. Абстрактные существительные, как правило, имеют форму только единственного числа, во множественном числе они приобретают конкретное значение.

Сравните сочетания, определите, в чем разница в значениях:

сливочное масло – смазочные масла, голландский сыр – твердые сыры, уличный шум – шумы в области сердца, мощность двигателя – производственные мощности, радость в жизни – первые радости, женская красота – красоты природы.

 6. Единичные существительные, образованные от вещественных при помощи суффиксов и называющие единичные предметы, имеют формы множественного числа.

Сравните пары слов, как выражена в них идея количества, назовите суффиксы, помогающие передать идею единичности:

горох – горошина, изюм – изюмина, град – градина, жемчуг – жемчужина; снег – снежинка, пух – пушинка, пыль – пылинка, солома – соломинка.

 7. Формы числа употребляются в основном (прямом) или переносном значении. Единственное число может иметь обобщенное значение, называя класс предметов. Множественное число могут иметь существительные, которые называют предметы, состоящие из двух частей (парные предметы). Вещественные существительные во множественном числе называют сорта, виды, разновидности.

Назовите, в каком значении употреблены формы числа существительных, распределите их по указанным выше группам:

Ворота в парк открыты. Человек смертен. Птицы рады приходу весны. Железо является металлом. Сестра работает врачом. Врач дает клятву Гиппократа. Волк – хищное животное. Минеральные воды полезны.

 8. Формы одного числа могут использоваться в значении другого. Единственное число употребляется вместо множественного, а множественное – вместо единственного для большей выразительности или обобщенности, для передачи эмоционального отношения говорящего к описываемому событию.

Разграничьте прямое и переносное значения числа, определите функцию переносного употребления:

Швед, русский – колет, рубит, режет (А.Пушкин). Иди в огонь за честь Отчизны (Н.Некрасов). Человек – часть живой природы. И чему только вас в университетах учат! Рыба дышит жабрами. Ходят тут всякие, мешают. К тебе пришли – соседка Марина. – У вас есть дети? – Да, одна дочь. Цыплят по осени считают. По радио сообщают прогноз погоды. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

 9. В русском языке существует система терминов для обозначения единиц измерения: длины, площади, объема, веса, времени, стоимости и т.д.

 Продолжите данные ряды слов:

меры длины: миллиметр, ...

меры площади: квадратный сантиметр, ...

меры объема: кубический сантиметр, ...

меры веса: грамм, ...

меры времени: секунда, ...

меры стоимости: копейка, ...

 В сильных классах или сильным, интересующимся языком ученикам можно дать задание узнать о старых русских единицах измерения и о происхождении современных терминов.

 10. Идея числа может выражаться грамматически (формами числа подлежащего и сказуемого) и только по смыслу, логически. В последнем случае форма слова не всегда соответствует значению.

Определите, как выражено число в данных примерах, с чем связаны различия в значении и выражении:

Мы пришли. – Пришло всего три человека. Росло два дуба. – Выросли двое сыновей. Пальто висит в шкафу. – Пальто висят в шкафу. Открылось несколько новых магазинов. – Выпущен ряд учебников. Большинство студентов сдало экзамены хорошо. Кафе закрыто. – Ворота закрыты. Молчалины блаженствуют на свете! Как мы себя чувствуем, детка? Все, у кого была машина, заторопились. Эти чиновники не чисты на руку.

 11. В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок с количественными словами.

Объясните их значение, скажите, в каких ситуациях мы их употребляем.

Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. У семи нянек дитя без глазу. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Семь раз отмерь, один отрежь. Первый блин комом. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Седьмая вода на киселе. Обещанного три года ждут. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

 12. Можно провести конкурс «Кто больше?» (кто приведет больше выражений с количественными словами).

 13. Объясните значение выражений с количественной семантикой, подберите к ним синонимы:

У тебя семь пятниц на неделе. Знаю родной город как свои пять пальцев. Остался один на один со своей бедой. Он нам – седьмая вода на киселе. Детей в семье пятеро, мал мала меньше. Сидит бабушка дома одна одинешенька.

Работа с текстом ведется под девизом: «Заглянем вглубь». Сначала это могут быть короткие тексты, в которых мы только находим интересующие нас разные средства выражения определенной семантики. Например:

Прочитайте текст, найдите средства, относящиеся к анализируемому полю, определите их значение, форму и функцию.

ПРО НОС И ЯЗЫК

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык – один и нос – один.
– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня все по два, а язык один и нос один?
– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Евгений Пермяк

Или шутливые стихотворения:

Если ты не знаешь арифметику,
Могут обмануть тебя родители.
Скажут: «Съешь, сынок, четыре ложечки», –
А подсунут восемь с половиною.
Вот причина, по которой многие
Крепкие, упитанные мальчики
С детства ненавидят арифметику.

Есть на свете немало
Поучительных книг.
Пусть тебя не пугает
Этих книг толщина.
Если толстую книгу
Пополам разорвать,
То в два раза быстрее
Ее можно прочесть.

Если по уши влюбилась,
Берегись любви несчастной.
Почему влюбляться надо
Непременно в одного?
Лучше в нескольких влюбляйся –
Сразу больше вероятность,
Что один из них оценит
Сердце верное твое.

Григорий Остер

Можно предложить детям самим составить короткие тексты, например, в жанре сказки или миниатюры, в которых будут использованы разнообразные средства выражения идеи количества.
В более сильных, подготовленных классах можно обратиться к анализу художественного текста для определения не только содержательной, но и художественной, экспрессивной роли интересующих нас языковых единиц. Несомненно, подбор текстов, связанных тематически и эстетически с тем или иным типом семантики, потребует много времени и усилий, но все старания послужат благородной цели: оживить «скучную» грамматику, показать реальную жизнь языковых единиц в речи, тексте, увлечь ребят изучением родного языка.

В заключение можно провести небольшую проверочную работу по всей теме. Вот некоторые задания для подобной работы.

Подведем итоги

1. Определите, к какой части речи относятся слова:

три, тройка, тройник, тройной, тройственный, трилистник, втроем, утроить, в-третьих, втрое, трижды, на троих.

2. Какие значения выражены в сочетаниях, включите их в предложения:

большинство одноклассников, минимум усилий, ряд проектов, некоторые успехи, два с половиной дня, четвертый час, полтора метра, несколько суток.

3. Как различаются значениями следующие формы? Покажите это на примерах употребления:

листы и листья, цветы и цвета, зубы и зубья, учителя и учители, сыновья и сыны.

4. Образуйте формы множественного числа:

котенок, цветок, заяц, курица, дерево, крыло, чудо, судно, ухо, господин, гражданин.

5. Составьте предложения со словами:

много, мало, немного, несколько, многие, некоторые.

6. Известны ли вам эти литературные произведения (в названиях – слова с количественной семантикой). Кто их авторы? Какие еще подобные названия вам знакомы?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Тридцать восемь попугаев», «Семнадцать мгновений весны», «Три поросенка», «Три мушкетера».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru