Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Работаем по учебнику М.Т.Баранова

Н.А. ЗАЙЦЕВА
Стабенская школа, пос. Жуково,
Смоленский р-н, Смоленская обл.


Слова категории состояния

Дидактические материалы

7 класс

С недавнего времени в программу по русскому языку в 7-м классе входит тема «Категория состояния», на которую отводится 6 часов. Для тех, кто работает по учебнику М.Т. Баранова и др., эта тема вызывает особое затруднение, потому что нет ни практического, ни теоретического материала. Однако эта тема помогает ученикам подготовиться к изучению бессоюзных предложений в 8-м классе.
Хочу предложить вниманию учителей дидактические материалы по этой теме.

На первом уроке мы знакомимся с категорией состояния: что обозначает, на какой вопрос отвечает, каким членом предложения является. В качестве домашнего задания предлагаю ученикам из сказки М.Горького «Данко» (по хрестоматии) выписать предложения, в которых встречаются слова категории состояния.
На втором уроке учимся отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных. Дома ученики должны выписать из рассказа И.Бунина «Цифры» предложения со словами категории состояния (для I варианта – из 1–3-й частей, для II – из 4–7-й).
На третьем уроке проводим консультацию. Ребята в парах или индивидуально работают по карточкам.
На четвертом и пятом уроках пишем изложение, а на шестом – диктант с грамматическим заданием.

Карточки

1. Найдите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Все было спокойно – толпа не ушла. 4. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела. (Н.Некрасов)

Б. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. 2. Время не ждет, Федор, поторапливайся. 3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь. 4. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил. 5. Время часы капитала крало, пробивая прожектора яркость. (В.Маяковский)

Ответы: А – 2, Б – 3.

2. Найдите предложение, в котором выделенное слово не является категорией состояния. Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. (Н.Амосов) 2. Как ни трудно, как ни худо – не сдавай, вперед иди. (А.Твардовский) 3. Как трудно в сапогах шагать в июле. (М.Львов) 4. Я трудно жил. Мне было жить непросто. (М.Львов)

Б. 1. Ты почти по-мужски трудилась – перед сном не поднять руки. Нелегко тебе приходилось. (Н.Корнеев) 2. А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете и легко припрячете. (К.Симонов) 3. Нашим женщинам нелегко, и когда еще будет легко. (Н.Корнеев) 4. Ты прав, поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов)

В. 1. Охота быть тебе лишь только на посылках. (А.Грибоедов) 2. Самому пройти с косой Моргунку охота. (А.Твардовский) 3. Охота странствовать напала на него. (А.Грибоедов) 4. Охота проследить карьеру подлеца до самого конца. (Д.Бедный)

Г. 1. Но тихо. День еще далек, и люди спят кругом. (А.Твардовский) 2. Только скоро стало тихо – переправа сорвалась. (А.Твардовский) 3. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. (А.Твардовский)

Ответы: А – 4, Б – 2, Г – 3.

3. Спишите, укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени.

1. Ты прав: поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов) 2. Я последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю. Но не будет она веселей, будет много печальнее прежней, потому что на сердце темней и в грядущем еще безнадежней. (Н.Некрасов) 3. С твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать. (Н.Некрасов) 4. Чем дале – деревья все выше, а тени длинней и длинней. (Н.Некрасов)

4. Вставьте подходящие по смыслу слова. Укажите, какой частью речи они являются.

1. (Слабо) мое изнуренное тело. 2. (Трудно) свой хлеб добывал человек. 3. Было так (сыро) и туманно, что насилу рассвело. 4. За праздничным столом вечером было (шумно). 5. (Бойко) шла торговля на окраине города. 6. Не так ведь (просто) высказать свое мнение. 7. Друзья (весело) разговаривали.

Изложение

Перескажите текст, стараясь как можно подробнее описать состояние человека. Допишите конец рассказа.

ЗАБЛУДИЛСЯ В ТАЙГЕ

Мы добирались до участка уже более трех месяцев по капризной и опасной реке, все дальше забираясь в глубь тайги.
Однажды, когда мы встали на обед, я решил сбегать с ружьишком в лес. Лес был захламленный, перерезанный ржавыми ручьями, поваленными деревьями, заросший кустарниками. Солнце светило мне в затылок, и я все время наступал на свою тень.
Я шел напрямую, выходя то на болото, то на завалы из бурелома, то на широкие протоки. Но даже рябчика не выгнал. А пустым возвращаться не хотелось.
Вдруг сбоку, совсем рядом со мной, что-то большое шарахнулось в сторону и пошло трещать лесом. Робея, я двинулся к зарослям, но никого не нашел. Пока я занимался неведомым зверем, солнце исчезло. Небо сплошь затянулось облаками, тени растворились, и я потерял направление. Всюду меня окружали незнакомые места. Я поднял голову и увидел, как качаются вершины. Теперь из-за ветра я не услышу и выстрела, не то что крика. А меня ведь должны были хватиться. Надо разжечь костер и сидеть, ждать...
Но вдруг посыпал дождь. Стало темнеть. Я перебрался к стволу лиственницы, укрылся под ее шатром.
Наступила ночь. Еще никогда не было так безотрадно в природе. Все было черное, безмолвное, как бы обреченное на вымирание. В полном изнеможении я упал на землю и на какое-то время забылся.
А когда очнулся, произошло чудо: небо очистилось, на нем появилось солнце. Как я обрадовался! И пошел прямо на него. Я бежал, боясь, что солнце закроют тучи, но небо все больше и больше очищалось. Вот я оказался на возвышенности. Откуда-то издалека донесся выстрел.

(По С.Воронину)

Диктант

СКАЗКА ГОДА – ЗИМА

Светило отстояло вахту зимнего солнцестояния и повернулось на лето. Сначала оно незаметно отобрало у долгой ночи всего одну минуту, потом другую. И как бы теперь ни лютовали морозы, световой день начал уверенно удлиняться.
Прилетели к нам снегири, и как-то сразу посветлело: точно погожая заря осветила зимний лес. Морозно в лесу и снежно.
Вся природа окутана мудростью снежной тишины. Глубокие сугробы приносят земле сон и покой.
Присмотришься в эту пору к лесу и заметишь, что повышается настроение у птиц. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел. А где-то на верхушке сосны неподвижно, настороженно сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник – серый сорокопут.

(А.Марин)

Грамматическое задание

1. Выделите морфемы в следующих словах.

Сначала;
повернулось;
разбойник;
незаметно;
лютовали;
(на) верхушке.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения (по вариантам).

Светило отстояло вахту... Сначала оно незаметно...

3. Укажите предложение со словами категории состояния, определите, какие это члены предложения, подчеркните.

4. Найдите сложное предложение, составьте его схему: в 1–2-м абзацах, в 3–4-м абзацах.

5. Сделайте морфологический разбор одного из наречий из 1–2-го абзацев, 3–4-го абзацев.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru