Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2002

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ

С.А.РОМАНОВА,
школа "Знание",
г.Москва


Учитель не прекращает свой творческий поиск даже тогда, когда ему приходится говорить о вещах трудных и скучных. Мы не раз публиковали сочиненные учениками диктанты и упражнения, и вы могли убедиться в том, что это «творчество не всерьез» нравится ребятам. Отстраненность, заведомо ироничное отношение к собственному «произведению» раскрепощает, особенно если сюжет избирается нарочито нелепый и многажды осмеянный – вроде «мексиканского сериала». А почему бы не использовать такой орфографический сериал как учебный текст, который можно разбирать и редактировать в классе, не боясь обидеть автора, – как вы полагаете?

Неожиданная встреча с «исключениями»

Кто из учителей-русистов не мучился над многочисленными исключениями из правила «Правописание н и нн в прилагательных», причастиях и наречиях? Стеклянный, оловянный, деревянный, кованый, жеваный, медленный, ветреный – кто не пытался хоть как-то систематизировать эти случаи, чтобы ученики смогли их лучше запомнить?

Идею подсказали дети. Мы и раньше работали над словарными словами, составляя из них словосочетания и пытаясь объединить их, насколько это возможно, в тематические группы. На этот раз все произошло неожиданно. Взглянув на записанные на доске исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, деланный (вид), кто-то из ребят со смехом сказал: «Ну просто сериал какой-то получается!». И я тут же предложила классу составить небольшой рассказ или сценарий в стиле «мексиканского сериала», использовав как можно больше слов-исключений на изучаемое правило. Условно выбрали название «Неожиданная встреча».

Работа закипела. Кто-то творил в одиночестве, кто-то решил пригласить в соавторы соседа по парте. Предложения, шутки, комментарии сыпались как из рога изобилия. (Нет в наших школах, наверное, ни одного ученика, который не смотрел бы хоть какой-нибудь сериал, – такова реальность).

Один из лучших, по общему мнению, вариантов получился у Максима Кобзаренко, ученика 7-го «А» класса.

НЕГАДАННЫЙ СЛУЧАЙ

Нежданный глухой стук в дверь смутил Джейса. Давно в их глухом захолустье не появлялось случайных путников, а уж красивая молодая блондинка с распущенными волосами и в короткой юбке в этот вечерний час – это вообще не только негаданное, но и невиданное и неслыханное здесь происшествие.
Джейс, подумав с полминуты, все же отворил дверь.
– Здравствуйте, девушка. Что вам нужно? – с деланным добрым видом произнес Джейс.
– Понимаете, молодой человек, я шла через лес и заблудилась. А так как до ближайшего поселка идти километра три, я решила зайти к вам и попроситься на ночлег.
– Вообще-то, девушка, вокруг моего дома есть еще несколько домов. Возможно, там вы найдете желанный ночлег.
– Ну что же, спасибо и на этом.
– До свидания.
– Пока.
Дверь захлопнулась, через несколько минут снова раздался стук.
На пороге стояла все та же красавица, которая, кстати, уже успела понравиться Джейсу.
– Ну, как дела с ночлегом? – спросил Джейс.
– Вообще-то плоховато. В соседних домах меня назвали нежеланным гостем. Видимо, я им помешала.

«То-то я думаю: что это за крики в соседних домах по ночам?» – подумал Джейс.

– Ладно, раз так, заходите. (Судя по прошедшему времени, Джейс понял, что заходить в другие дома девушка и не собиралась. Но если быть честным, то завести знакомство было бы для Джейса не так уж плохо: надо заметить, он был холостяком.)
– А кстати, девушка, как вас зовут?
– Меня – Стефани, но особо красивым парням, например, вам, можно называть меня Стеф. А вас как зовут?
– А меня Джейсоном, но особо красивым девушкам, например, вам, можно называть меня Джейс. Итак, раз есть возможность, давайте пройдем на кухню, поболтаем.
– Отлично.

И вот они пришли на кухню, Джейс налил вина, и у них завязался разговор, а к утру парочка перешла на «ты» и Стеф с Джейсом испытывали друг к другу самые светлые и нежные чувства.
Вот так нечаянная встреча соединила два одиноких сердца.
Может быть, немного осталось до того времени, когда будут звонить свадебные колокола.

Максим Кобзаренко

Такой способ работы со словарными словами ребятам очень понравился, и в дальнейшем, закрепляя правописание словарных слов и различных исключений, мы часто им пользовались. Я думаю, что это делает рутинную (монотонную) работу над словарными словами не такой однообразной (чаще всего это различные виды словарных диктантов) и дает детям возможность самовыражения, развивает их творческие способности. По существу, мы убиваем двух зайцев: выполняем большую работу по развитию речи – составляем план, определяем стиль и тип речи, работаем над лексической сочетаемостью слов, редактируем получившиеся рассказы – и при этом закрепляем орфографические навыки правописания сложных случаев и исключений из правил.

Позже, при обобщении темы «н и нн в прилагательных и причастиях», ребята составили еще несколько тематических групп, которые можно использовать для словарной работы. Первая группа условно названа «Званый обед»: старинная гостиная, кожаная мебель, глиняная посуда, серебряные ложки, оловянные кружки, граненые стаканы, жареный картофель, моченые яблоки, соленые огурцы, квашеная капуста, копченый окорок, масленые блины, тушеное мясо, несоленый суп, клюквенный кисель, топленое молоко, льняная скатерть, костяная ложечка для мороженого, бешеный аппетит, незваный гость. Вторая группа получила название, тоже, естественно, условное, «Платяной шкаф» или «Бабушкин сундук»: кованый сундук, деревянная крышка, точеные ножки, жестяные полосы, шерстяной шарф, вязаный свитер, валяные сапоги, ношеное платье, старинные костяные браслеты, серебряные пряжки, кожаный ремень, льняные полотенца.

Эти подборки можно использовать просто как словарные диктанты на тему «Н и нн в прилагательных и причастиях», сюда же можно позже добавить наречия с н – нн.

В эти тематические группы входят как исключения из правил, так и отыменные прилагательные с суффиксами -ан- – -ян-, которые составляют сравнительно небольшую группу. Часто из-за сходства словообразовательной модели ребята путают их с более распространенными прилагательными, образованными при помощи суффикса -енн- (серебряный – огненный), так как выбор суффикса -ан- – -ян- очень сложно мотивируется: обычно «признак по материалу» или «сделано из», но эта мотивация не распространяется на все случаи (солом-енн-ый, тыкв-енн-ый, клюкв-енн-ый, брюкв-енн-ый), поэтому работать с этой группой прилагательных приходится в словарном порядке начиная с 6-го класса.

В 7-м классе почему-то не сразу усваивается нн в причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида, и причастиях, имеющих приставку не. Первые две позиции правила о написании н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных – наличие приставки (кроме не) и -ованный – -еванный – обычно не вызывают таких трудностей, как написание нн при наличии зависимого слова (груженая платформа, но груженная бревнами платформа) и нн в причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида. Возможно, это связано с тем, что разбор слова по составу и словообразовательный разбор встречаются в упражнениях учебников 5-го и 6-го классов намного чаще, чем морфологический разбор глагола, при котором требуется определение его вида.

Это и без того громоздкое правило должно быть дополнено группой причастий, перешедших в прилагательные, или прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида (вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный). В учебнике же для запоминания предлагается из этого перечня только слово раненый, таким образом, правило «н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных», громоздкое и сложное, перегружено исключениями, требующими серьезной работы по систематизации и запоминанию, даже знание формулировки не всегда позволяет предупредить ошибку. (Это правило практически до 9-го класса дает достаточно большой процент ошибок, что еще раз свидетельствует о необходимости постоянной работы по их предупреждению.) На этапе закрепления темы эти задания можно усложнить, предложив работу по вариантам: одному варианту – составить текст так, чтобы причастия потеряли одно н и превратились в прилагательные, а второму – собрать их под одной обложкой, и может получиться интересная «Классная книга».

Рейтинг@Mail.ru