Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См. № 16, 20, 27–28/2002


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 5. Аффиксы и части речи

Задание 58. Иван Семенович Полупшенный построил на даче новый забор. Глядит на него, радостно потирает руки:
– Хорош заборчик получился!
– Да не забор это вовсе, а так, заборик, – произнес свысока жираф, прогуливавшийся по дачному поселку после обеда в зоопарке.
– Да уж скажешь тоже, заборик – целый заборище! – пискнул мимоходом мышонок, стараясь найти дырку в плотно подогнанном штакетнике. – Щелей нет, а пока на такую высоту поднимешься, кошка как раз сцапает!
– Ой, уморили: заборик, заборище... Не то и не другое, так себе, заборишко, – буркнул сосед Ивана Семеновича по даче, давно недолюбливавший Полупшенного за хвастовство и чрезмерную самонадеянность.

Вопросы и задания

Выпишите все словообразовательные пары с исходным словом забор. Каким значением различаются производные основы в каждой из них?
Почему все участники диалога называют забор по-разному?
Какой частью речи являются исходное и производное слово во всех парах?
(Вы уже готовы сделать вывод? Производное и исходное слово могут относиться к одной части речи!)
А можете ли вы привести примеры, в которых исходные и производные слова являются разными частями речи?
Тем, кто пока не сумел их назвать, предлагаю выполнить следующее задание, а остальные могут в это время нарисовать заборик, заборчик, заборище, заборишко и просто забор.

Задание 59. Прочитайте (если хотите, запишите) следующие предложения.

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот...

(Л.Ошанин)

Тебя в первую очередь должна учеба заботить, а не танцы-шманцы!
Озаботил ты меня своим проектом построить подземный переход от нашей засохшей яблони к соседским спелым сливам.
Василий, какой ты беззаботный! Картошку пора выкапывать, а он все на печи лежит.
Озабоченные отсутствием денег, лиса Алиса и кот Базилио решили хитростью и обманом завладеть пятью золотыми монетками Буратино.
Что ты все озабоченно вздыхаешь? Не вздыхай, а дело делай.
Сынок-то у меня такой заботливый: поскользнулась я, упала, а он мне подушку принес, под голову подложил, чтоб лежать на земле не так жестко было.

Вопросы и задания

Найдите однокоренные слова к слову забота. Запишите их в виде словообразовательных пар.
Во всех ли парах производные и исходные слова относятся к одинаковым частям речи?

Задание 60. Ведущая программы ОРТ «Доброе утро» Е.Стриженова не смогла выговорить до конца глагол браконьерн... (16 мая 2001 г.). Она обратилась за помощью к мужу – соведущему А.Стриженову. Тот выговорил: браконьерничать. И тут же добавил: или браконьерить?

Что бы вы ему ответили?
Какое значение придает суффикс -нича- глаголу?
Назовите подобные глаголы, образованные от существительных. Что их объединяет?

Задание 61. Чем различаются слова в данных словообразовательных парах?

а) Гладкий – гладь,
глубокий – глубь,
глухой – глушь,
тихий – тишь,
немощный – немощь,
рваный – рвань,
сухой – сушь,
синий – синь,
нечистый – нечисть,
зеленый – зелень,
высокий – высь;

б) подвозить – подвоз,
перевозить – перевоз,
переходить – переход,
уходить – уход,
пробегать – пробег,
откормить – откорм,
вывозить – вывоз,
зажимать – зажим,
переносить – перенос,
поливать – полив,
вскрикнуть – вскрик,
загореть – загар,
ударить – удар;

в) просечь – просека,
запрудить – запруда,
накипеть – накипь,
переписать – перепись,
записать – запись,
надписать – надпись.

Существительные, образованные от глаголов, обозначают отвлеченное название действия, а от прилагательных – отвлеченное название признака!
Какие существительные с нулевым суффиксом образуются от прилагательных?
Каких существительных, образованных от глаголов с помощью нулевого суффикса, больше – мужского или женского рода? Для доказательства попытайтесь продолжить пункты б) и в).

Задание 62. Только что мы говорили о существительных со значением отвлеченного названия действия и отвлеченного названия признака. Ну и что, скажете вы, мы и без таких существительных можем обойтись. Пусть они живут только в словообразовании! Поспешные выводы!
Попробуем убедиться.
Прочитайте отрывки из повести Н.И. Сладкова «За пером синей птицы», где писатель увлекательно рассказывает о необыкновенном мире природы, который для многих из нас остается неразгаданным до конца жизни...

И в этот раз, двенадцать лет спустя, я снова сижу у гнезда. Так же неистово грохочет река, заглушая другие звуки. И так же, пронзая грохот, слышится где-то в стороне свист синей птицы. Все так же она осторожничает и не подлетает к гнезду. Все как всегда, словно и не было этих долгих двенадцати лет.
Выбрать – значит в чем-то себя ограничить? Или нет? Наверное, нет. Ведь мы выбираем свое. Каков ты, таков и твой выбор. Одному тоска без толпы, другому тоска в толпе, один не может без леса, другой без города. И это, наверное, хорошо, когда ты без чего-то не можешь и что-то тебя сильно влечет.
Синюю птицу иногда называют лиловым дроздом. В облике ее и в самом деле есть что-то дроздиное, а перо отливает лиловым. Птица эта стоит того, чтобы попытаться увидеть ее на воле – в сыром и гремящем ущелье, загроможденном глыбами скал и заросшем кустами. Увидеть птицу и землю, ее породившую.
О чем бы человек ни рассказывал, он прежде всего рассказывает о себе. И если это рассказ о природе, то это непременно и рассказ о его отношении к ней.
Я охотник до мозга костей. Но охочусь я не за шкурами и не за мясом, а за удивительной жизнью птиц и зверей, за их красотой. И ружье мое – это я сам, и патроны мои заряжены не дробью и не картечью, а моим любопытством. Я прицеливаюсь собой и собою же стреляю.
Человек из шестидесяти лет двадцать спит – тоже немало, треть своей жизни. А черепаха из шестидесяти спит пятьдесят пять. Хоть и долго живет, да мало что – кроме снов! – видит.

Вопросы и задания

Что вы можете сказать об авторе по приведенным отрывкам?
Найдите однокоренные слова. Во всех ли фрагментах они составляют словообразовательную пару?
С какой целью употребляются в одном тексте (и очень близко друг от друга!) производное и исходное слово?
Нет ли здесь «лишнего» отрывка (с точки зрения образования указанных вами слов)? Какова причина этого «излишества»?
Мы уже знаем, что производное и исходное слова могут относиться и к одной части речи, и к разным. А нет ли таких аффиксов, которые образуют слова только одной определенной части речи? Давайте посмотрим.

Задание 63. Даны исконно русские приставки: в-, вз-, вы-, до-, из-, на-, по-, об-, с-, о-, от-. Слова какой части речи можно образовать с их помощью? Можно ли утверждать, что приставка в- избирается как средство словообразования существительными? Ну, к примеру, вход ¬ ход? А другие приставки?

Задание 64. Давно прижились в русском языке и заимствованные приставки: вице- (в значении «заместитель, второе лицо». Запомните: эта приставка всегда пишется через дефис!); контр- (в значении «против», пишется она всегда слитно – хоть и обозначает «против», но подчиняется основному закону правописания наших приставок! Исключение: контр-адмирал); экс- (т.е. «бывший»; пишется, как и вице-, через дефис – не обрусели пока эти приставки!). Догадайтесь: какая часть речи использует их для словообразования?
Кто не догадался, спишите следующие примеры и сделайте вывод.

Контратака, экс-чемпион, вице-президент, экс-президент, контрудар, контрреволюция, вице-премьер, экс-премьер, контрразведчик, экс-губернатор, вице-губернатор, вице-мэр и экс-мэр.

Какие из этих производных слов звучат для вас привычнее? А можно ли выделить приставку в слове экскаватор?

Задание 65. Даны схемы производных слов. На схемах присутствуют только суффиксы, участвовавшие в словообразовании. Можно ли исходя из этой довольно-таки скудной информации определить принадлежность производного слова к той или иной части речи? А исходного? Постарайтесь обосновать свое мнение.

________ость_, _________изн_, __________ун_, _______ниц_, ________ива/ыва_, ___________е_, __________ец_, _________оват_.

Задание 66. Кто возьмется доказать, что суффикс -ну- образует только глаголы, суффикс -от- – только существительные, а -еньк- – только прилагательные?

Задание 67. Запишите текст, восстановите пропущенные в некоторых словах суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Объевшиеся скакуны-кузнечики так брякаются толстыми животами о сухую землю, что страх берет – вот сейчас животы полопаются. Две большие бронзовки вгрызлись в сочный стебель. К ним сбегаются муравьи: сок пить и грызть сочную мякоть. Зеленые мягкие квакши прилепились к изнанке листьев дикого винограда. В узенькой проточ_е бьется голубая жил_а воды – как лихорадочный пульс. Шлепнулась в воду пятнистая змей_а и, чтобы не унесло, зацепилась хвостом, как крючком, за стебель и тоже бьется вместе с водой, как водоросель_а.
На тропе медвежья метка – вся из косточек алычи. Оскома у медведя сейчас от кислых плодов и ягод, не раскусить ему ослабевшими зубами крепких косточек.

(Н.Сладков)

Какой суффикс был везде пропущен?
Почему вы не ошиблись в выборе суффикса? (Подсказка: сравните род исходного и производного существительного.)
Приведите примеры, доказывающие, что многие существительные женского рода избирают для образования слов с уменьшительно-ласкательным значением суффикс -к-. А существительные мужского рода? А среднего?
В чем необычность образования слова водороселька?
Можно ли выделить уменьшительно-ласкательный суффикс в слове кузнечик?
Как вы догадались о значении слова квакша?
От каких еще слов в этом тексте можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением? Только ли при помощи суффикса -к-?
Найдите в тексте еще слова с суффиксом -к-. Какое значение он в них имеет?

Задание 68. Кто тут лишний с точки зрения словообразования?
Перед вами три слова: тень, парта, игла. Все – существительные женского рода. Непроизводные. Образуют производные – тенек, парточка, иголка. Получается: с точки зрения словообразования они вполне справедливо включены в один ряд? Если вы так думаете, вы ошибаетесь: есть здесь одно лишнее! Посмотрите:

тень – тенистый;
игла – иглистый.

У двух производных прилагательных одинаковый суффикс с одним и тем же словообразовательным значением «имеющий что-то, состоящий». А слово парта? Не образует оно такого прилагательного! И вообще никакого прилагательного не образует! Выходит, что оно-то здесь и является лишним.

А теперь попробуйте самостоятельно найти «лишнее» слово в каждом ряду.
(Учтите: производные от них должны быть общеупотребительными, а не придуманными вами неологизмами!)

Грязный, зеленый, дальний, грубый.
Работа, коса, помощь, защита.
Выломать, уловить, посягнуть, наверстать.

Задание 69. Прочитайте стихотворение Давида Самойлова.

Что-то вылепится
Из глины
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца.
Будь как будет!
Не торопись!..

Выпишите глаголы с одинаковыми приставками. Что они обозначают?
Помогают ли эти глаголы понять суть стихотворения?

Задание 70. Прочитайте текст (или запишите под диктовку).

Горожанин привык, что все вокруг – зачем-то. Машины, дома, магазины. Телефоны, кино, рекламы. Во что бы он пальцем ни ткнул – все «зачем-то» и «для чего-то». И ничего нет вокруг «просто так» и «самого по себе». Горожанин и в лесу начинает тыкать пальцем: дерево – дрова, зверь – воротник, птица – жаркое, а вся природа – кладовая или лечебница. И тут он пытается утвердить свой привычный удобно-съедобный мир. Понюхать цветок, поваляться на солнце, ягоды пощипать, посшибать грибы. Прошвырнуться с ружьем, удочкой помахать, сжевать рябчика или окуня и растянуться в тени. Взял, попользовался – и никаких обязанностей и забот. Но проходит время, и вспоминаешь уже не как ты «щипал и сшибал», а совсем другое, что было тогда вроде бы и ни к чему. Так солдат в окопах вспоминает не березовые дрова, а березы. А на чужбине вспоминают не рябчиков или карасей в сметане, а запахи оттаивающих дорог и простенькие песни овсянок...
И выходит, что самое главное совсем не то, что так бесспорно нам иногда представляется. Не потребы желудка, а память сердца.

(Н.Сладков)

Найдите все глаголы с одинаковой приставкой. Какое значение придает приставка по- и этим глаголам, и тексту в целом? Только ли приставка по- придает глаголам это значение?
Вы согласны с позицией автора?
Напишите продолжение, в котором либо поддержите, либо опровергните мнение автора: «Самое главное...».

Задание 71. Спишите текст.

Среди зеленого леса бурый мирок – завал из бурых стволов. В сухих сучьях шнырит бурый крапивник, буроватенькая зорянка скачет по лохмотьям коры. Буренькая полевка шуршит под валежиной, удирая от бурой ласки. А если еще посидеть, то, наверное, увидишь и бурую ящерицу ветреницу, и жука оленя или бурого козодоя. Крошечный – весь на глазах! – мирок. А целой жизни не хватит, чтобы его до конца понять и разобраться во всех тонкостях его отношений!

(Н.Сладков)

Найдите однокоренные прилагательные. Здесь отсутствует еще одно прилагательное с корнем -бур-, имеющее суффикс, характерный только для этой части речи. Теперь вам не составит труда записать все эти четыре прилагательных в виде словообразовательных пар и выделить словообразовательные суффиксы. Определите разницу в значении производных прилагательных.
Как вы поняли смысл последнего предложения?

Задание 72. Тестовые вопросы.

Образец. Дано слово – тараканище.
Отвечайте быстро:
Производное или непроизводное?
Исходное?
Словообразовательный аффикс (приставка, суффикс)?
Его значение?
Какую часть речи образует?

Примеры существительных с тем же значением суффикса? Кто больше?

Слова для теста: жонглер, прилечь, ковшичек, баранина, беззлобный, жердочка, зажечь, гастролировать, коварство, матросский, лиловатый.

Задание 73. Я задумал слово. Ваша задача – отгадать его, задавая мне «словообразовательные» вопросы. Например, такие.

Вопросы

Производное или непроизводное?
Исходное?
Сколько словообразовательных аффиксов?
Приставочный или суффиксальный?
Какую часть речи образует?
Его значение?

Ответы

– Производное.
Бежать.
– Один.
– Приставочный.
– Глагол.
– Удаление.

Убежать!

А теперь поиграйте в такую игру с соседом по парте. (А можете и с домашними на сон грядущий вместо детектива или «ужастика».)

Задание 74. Этимологическая страничка.

СЛОВО БЕЗ КОРНЯ

Корень – обязательная часть слова. В слове может не быть суффикса и приставки, но корень должен быть. Мы легко можем найти тысячи слов без суффиксов и приставок, но все они имеют корень: стол, мяч, шкаф, пол, рука.
Оказывается, однако, что слово без корня есть. И не какое-нибудь редкое, а самое обыкновенное и частое. Это слово вынуть. Попробуем его разделить на морфемы: вы- – приставка (ср. вы-бросить, вы-прыгнуть); -ну- – суффикс глагола, обозначающий краткость действия, ср. прыг-ну-ть, крик-ну-ть; -ть- – показатель инфинитива (неопределенной формы глагола).
Где же корень? Куда он делся?
Корень в слове вынуть исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело это слово. Глагол вынуть (несовершенный вид – вынимать) – родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать) и т.п. Глаголы отнять, занять, снять и т.п. имеют древний корень -я- со значением «брать». Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть. А что такое звук [н] в составе этих слов? Звук [н] – часть приставки. Этот звук появился после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинался с гласного звука. Такого же происхождения начальный звук [н] в наших местоимениях, употребляемых с предлогами: к нему (но пишут ему), с ним (но доволен им), к ней (но говорю ей). Теперь нам осталось понять только одно – почему корень -я- изменился в -у- в слове вынуть. Это объясняется просто. Корень -я- очень коротенький, невыразительный, самостоятельно в словах без приставок перестал употребляться. Значение его забылось. Сочетание -ня- в слове вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный, активный суффикс -ну-. По аналогии с этими глаголами слово вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень. Во многих народных говорах и теперь говорят: вынять, он выняет. Это – сохранение старой формы.
А в литературном языке живет слово без корня вынуть, и все его понимают. Значит, и без корня оно имеет значение. Это очень интересный и редкий словообразовательный парадокс.

(Е.А. Земская)

Продолжение следует

 

TopList

Рейтинг@Mail.ru