Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2002

НОВЫЙ ПОДХОД

В.И. КРЫЛОВА,
г. Москва


Новые подходы к проведению изложений по русскому языку в 7–9-х классах

Много лет я работала председателем экзаменационной комиссии в 9-х и 11-х классах школы. Будучи председателем комиссии в 9-х классах, часто во время письменного экзамена по русскому языку я наблюдала такую картину: как только учащиеся узнавали текст изложения (после первого чтения учителем), они старались выйти из класса (используя право, предоставляемое инструкцией), быстро мчались к месту расположения своих сумок, доставали оттуда сборники с текстами изложений для 9-х классов, вырывали листы с текстом экзаменационного изложения, возвращались в класс – и спокойно списывали его в контрольные тетради.
Борьба с этим только административными методами не давала никаких результатов. Понаблюдав за работой учащихся, я пришла к выводу, что ученик должен не только прослушать текст, но и увидеть его, тогда зрительное восприятие текста поможет слуховому.
Вначале я провела эксперимент в 7-м классе, затем опробовала материалы в 8–9-х классах. Вот содержание эксперимента.
Учитель сообщает тему изложения, задание, читает первый раз текст, затем раздает заранее отпечатанные тексты. Каждый ученик работает с текстом изложения 20–25 минут: читает, знакомится с содержанием, работает над словами с пропущенными буквами, знаками препинания (может пользоваться словарем в это время), отвечает на 5–6 вопросов словами да или нет.
Затем учитель собирает тексты, читает изложение еще один раз, потом учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Результаты получились хорошие: грамотность возросла, стилистических и фактических ошибок стало намного меньше.
В настоящее временя у меня уже сложилась система работы и собралось много текстов, которыми я решила поделиться со всеми учителями.
Кроме того, я собираюсь направить письмо в государственную комиссию Министерства образования РФ по разработке экзаменационных изложений и предложить составителям новых сборников изложений учесть мой подход к изложению, чтобы положить конец списыванию готовых текстов на экзаменах.
Предлагаю вашему вниманию примерные тексты изложений для 7–9-х классов и вопросы к ним.

Изложения для 7–9-х классов

7-й класс, II четверть

I. Прочитайте текст и попробуйте ответить на вопросы словами да или нет.

1. Можно ли определить тему текста так: «Дружба между Рыжиком и Шариком»?
2. Текст написан научным стилем?
3. Тип речи – описание?
4. Хотел ли автор сказать, как важно для человека понимать животных?
5. Подходит ли такой заголовок к тексту: «Друзья познаются в беде»?
6. Достаточно ли четырех вопросов для плана к изложению?

II. Текст (заголовок придумывают сами учащиеся)

I. Письменно изложите текст, вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания.

Дружба между Шариком и Рыжиком возникла на моих глазах. До этого собаки как(?)то обходились друг без друга. Но однажды Шарик вернулся из лесного похода волоча переднюю лапу свернулся около забора тр_сущимся калачиком и почти тут(же) около него оказался Рыжик.
Рыжик суетился скулил заглядывал в глаза ране_ому собрату потом поднял (к)верху мордочку и горько тоскливо завыл...
До вечера Рыжик (не)отходил от пострадавшего. Оба пса рядом провели всю ночь. На следу_щее утро Рыжик, как обычно, посетил меня. Я предл_жил ему суп но от супа он почему(?)то отказался. Я прот_нул кусок сахара. Сахар Рыжик принял но тут(же) пол_жил его на пол. Происходило (не)вероятное – собака отказывалась даже от лакомства но продолжала просяще смотреть на меня. Мне оставалось последнее – прот_нуть кусок хлеба. И Рыжик схватил хлеб и бросился на улицу. Рыжик семенил к ране_ому Шарику неся в зубах только что получе_ый от меня кусок хлеба.
Подношение Шарик принял не сразу. Рыжик улегся рядом и прижал голову к земле. Хлеб лежал тут(же) но самоотверже_ый даже не смотрел на него.
Шарик поправился. Правда, Рыжик больше (не)выпрашивал у меня угощения для своего друга но глаз с этой пары я не спускал.
Пара оказалась (не)разлучной. Все условности связа_ые с личными территориями ритуалами встреч и объяснений между этими собаками были забыты. Они ели и спали вместе. Рыжик, беспокойный и внимательный, всегда предупреждал Шарика об опас(?)ности грозивш_ шкодливому псу то со стороны людей то со стороны разгорячивш_хся собратьев. А Шарик за искренность и участие платил Рыжику заботой старшего и сильного собрата о младшем.

(А.Снегов)

7-й класс, итоговый контроль

I. Прослушайте текст, прочитайте его. Попробуйте ответить на вопросы словами да или нет.

1. Выражена ли в заголовке главная мысль текста?
2. Текст написан в художественном стиле?
3. Тип речи текста – описание?
4. Тема текста – «Школьные соревнования по лыжам»?
5. Хотел ли автор показать, что побеждает сильнейший?
6. В плане к изложению достаточно четырех главных вопросов?

II. Письменно изложите текст, правильно запишите слова с пропущенными буквами, расставьте недостающие знаки препинания.

Дайте оценку героям и их действиям.

СЕРЕБРЯНЫЕ ЛЫЖИ

На старт школьной трехкилометровой гонки Федя встал довольно уверен(?)о. Федя особенно (не)утруждал себя трен_ровкой: он пол_гался на свои силы.
Вместе (с)ним стартовал и Павлик. Федя вспомнил как летом в лагере Павлик (не)удачно пытался соперничать (с)ним. Когда ребята бежали 1000 метров, Павлик пр_шел последним.
Сейчас перед стартом Павлик очень волновался. Он поминутно осматривал свои лыжи потом взял ж_лтый круж_к и стал натирать им полозья лыж.
Наконец их вызвали на старт. Взмах красного флажка – и пестрая лавина лыжников помчалась вперед. Сразу начался крутой спуск.
Федя стремительно помчался (в)низ и вырвался (в)перед. Но кто(?)то еще лучше проделал этот спуск потому что перед Федей замелькали задки чьих(?)то лыж_.
Федя прибавил ходу. Тот впереди тоже. Теперь лыжня юлит между деревьями. Лыжники со всего разбега ворвались в лес. У Феди захватывает дух. Что это? Впереди Павлик. Как легко идет! Лыжи его блестят. Этот блеск (не)приятен Феде. Он напоминает о том что сам он очень (не)брежно обходится с лыжами и н_когда (не)смазывает их. А сегодня лыжня влажна и т_жела почти н_какого ск_льжения нет. Федя низко пр_падает (к)лыжам сильно наж_мает на палки. Собственно говоря, т_желая лыжня дает пр_имущество Феде. Он силен а по т_желой лыжне должен выиграть у хлипкого Павлика.
Но этого не случилось. Павлик пр_бавляет ходу. Он скользит легко и уверен(?)о вырывается из лесу мчится вперед к видне_щемуся красному полотнищу с надписью «Финиш» поблескивающей на солнце.
Федя сквозь пот залива_щий глаза видит как бурно фин_ширует Павлик. Сам Федя сильно сдал и пр_шел только девятым.
Павлику как победителю пр_судили первый приз и член ж_ри пр_колол ему на грудь маленькие серебряные лыжи.

(По И.Бражнину)
(258 слов)

8-й класс, I четверть

I. Прочитайте текст, попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет.

1. Выражена ли главная мысль текста в заголовке? Предложите другой заголовок.
2. Можно ли сказать, что текст написан научным стилем?
3. Можно ли сказать, что тип речи – повествование?
4. Можно ли сказать, что тема текста – возвращение искалеченного солдата домой?
5. Хотел ли автор показать нам собаку как самого преданного друга?
6. В плане к изложению достаточно будет пяти вопросов?

II. Письменно изложите текст, уточнив правописание подчеркнутых трудных слов по словарю, правильно записав слова с пропущенными буквами, расставьте недостающие знаки препинания. Напишите, какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ.

ПАМЯТЬ ПРЕДАННОГО СЕРДЦА

Шел человек с войны. Шел темной осенней ночью от железнодорожной станции куда привез его санитарный поезд.
Три года не был он дома. Пропавший без вести контуже_ый искалече_ый торопился он теперь домой. По родной улице он уже бежал стремясь (по)скорее к цели как вдруг кто(?)то сильный лохматый кинулся на него в темноте (с)бил (с)ног. «Волк!» – ужаснулся он в темноте, инстинктивно закрывая рукой горло. Но «волк» зав_зжал радос_но облизал ему лицо руку шершавым языком...
И человек сел прямо на дорогу схв_тил л_хматую морду пр_жал ее (к)себе и зашептал скво_ь слезы Найда собач(?)ка моя родная. Узнала меня? Узнала!
И собака притихла только сердце ее колотилось так громко что готово было выск_чить (на)ружу.
Она пересекала улицу когда в нос ей ударил зап_х от которого она ост_новилась. Этот зап_х был особый (ни)(на)какой другой (не)похожий – это был зап_х х_зяина. (Н_)когда в жизни она не бегала так быстро: боялась что след пропадет и_чезнет как тогда три года назад. Она н_чего не вид_ла перед собой кроме хрома_щей впереди фигуры в шинели с вещмешком за плечами.
Теперь собака неистовствовала в своей радости: то бросалась вперед и тут(же) возвращалась чуть (не)сбивая его с ног то кидалась ему на грудь. На крыльцо она забежала с таким отчаянно-радос_ным лаем что в соседних домах зажглись огни да и в доме послышался втревоже_ый голос хозяйки. Стукнул засов и в проеме двери показалась она сама. На мгновение замерла но сердцем узнав в темноте мужа вскрикнула прот_нула руки...
А Найда прыгала вокруг прижавш_хся друг к другу самых дорогих ей людей. Радос_ный лай рвался из ее груди. И тот лай был таким выразительным что соседи спешно одевались торопясь прик_снуться к чужому счастью поплакать о погибших вспомнить страшные дни и еще раз услышать что эти ч_рные дни (не)вернутся.

(По Вл. Свинцову)
(Текст взят из журнала «Русский язык в школе» № 4 за 1993 год)

8-й класс, II четверть

I. Прочитайте текст и попробуйте ответить на вопросы словами да и нет.

1. Можно ли сказать, что тема текста – память о полковнике Крапивине?
2. В тексте дается только описание?
3. Хотел ли автор сказать читателю, что люди должны оставлять после себя хорошую память?
4. Текст написан художественным стилем?
5. Главная мысль текста о полковнике Крапивине?
6. В тексте описываются две картины: пустырь и выросшая роща?

II. 1. Изложите текст, вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания.
2. Выразите в изложении свое отношение к поступку полковника в отставке.
3. Подумайте над своим заголовком к тексту.

ПОЛКОВНИЧЬЯ РОЩА

Через открытое окно рубки послышалась команда Отдать носовую и маленький теплох_дик задр_жав всем корпусом стал плавно разворачиваться к фарватеру.
– До Полковничьей рощи есть па_ажиры спросил матрос.
– Позвольте молодой человек что(?)то я не вижу в расписании такой пр_стани – полюбопытствовал один из грибников.
– Вы не здешние что(ли) – насупился парень. – Тогда понятно, а то тут у нас все знают. Народ остановку Косой овраг прозвал Полковничьей рощей. Ее один полковник посадил фронтовик Крапивин Федор Иванович.
Впереди показался заросший тальником остров. Сентябрь еще только нач_нался а леса уже заметно ж_лтели особенно старые заматерелые березы стоящие у самой воды. Было тепло и тихо слабый ветерок возникающий от хода судна приятно ласкал лицо.
Раньше берег был тут унылый пустырь да рыжий глинистый бугор. Федор Иванович, полковник в отставке, не раз говорил что стыдно с пар_хода видеть такое убожество. И стал он сажать деревья по пологому склону и по равнине за домами. Пр_носил из леса уже большие березки клены рябины и черемухи и сажал. Помогать ему было некому и он все делал сам. За четыре осени целый парк создал рощу километра в полтора которая начала цвести и благоухать. Поставил несколько скамеек у берега и Косой овраг пр_образился сюда из города даже на отдых стали приезжать.
И вот тепл_ходик топает (по)маленьку по левому рукаву Волги. Па_ажиры посматривают вперед где уж показалась и деревня Косой овраг, и Полковничья роща.
– А можно нам сойти здесь – спросили девушки у матроса.
– А чего(ж), сходите.
Тепл_ходик сбавил ход и мягко осел на травянистый грунт. Матрос опустил сходни и девушки сошли на берег. И через десять шагов под ногами зашелестели опавшие листья кленов – начиналась роща. (В)близи она выглядела еще красивее. Тяжелые гроздья рябин заметно и сочно выделялись на фоне берез и елей. Здорово разр_слась роща за эти годы. По всему склону и по р_внине где раньше была околица стоят высокие деревья в несколько а_уратных рядов. Стоят как памятник хорошему человеку.

(По Ю.Грибову)

8-й класс, конец года

I. Прослушайте текст, прочитайте его и попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет.

1. Выражает ли заголовок главную мысль?
2. Текст написан публицистическим стилем?
3. Тип речи – повествование с элементами разговорной речи?
4. Можно ли сказать, что тема текста – отношение к природе сельских жителей и горожан?
5. Можно ли сказать, что главная мысль текста – о любви к природе?
6. Хотел ли автор, чтобы мы задумались над вопросом: простые сельские жители лучше понимают природу, чем горожане?

II. 1. Изложите текст, правильно напишите слова с пропущенными буквами, поставьте недостающие знаки препинания.
2. Выразите свое отношение к поднятой проблеме.

ЛИПА

Когда(?)то хуторяне жили на этом бугре. Потом дома свезли и задичал бугор. На этом месте и поставил свой дом Игнат Николаевич. (По)началу когда пр_шел земл_мер и отвел рядом с его землей участок новому хозяину он был (не)доволен. Но вскоре успокоился – работенка от соседа подвернулась. Надо было поставить ему сборный стандартный дом.
И дом и стол под липой и две скамеечки – все сделал Зимину. Забором из штакетника обвел участок смастерил сарайчик для дров. Какой разговор! Даже застеснялся назначить цену за работу. Спасибо, не обидел сосед. Скворечни хотел поставить Зимин. Пришлось лезть на дуб а он (не)охватный, – сначала по лестнице а уж потом с сука на сук, да чтоб повыше. А возр_ст за пят_десят. Ничего, влез поставил.
– Сколько же вам? спросил хозяин.
– А это уж как сами решите. На такую работу расценок нет ответил Игнат Николаевич.
Зимин дал десятку. Игнат Николаевич пр_нял побл_годарил а про себя подумал Денег девать тебе некуда.
В другой раз пр_шла Зимину блажь – липу свалить. Тень от нее на розарий падает.
Игнат Николаевич глянул вверх. Хороша липа! Как шатер, раскинулась над землей. Солнцу не пробиться сквозь ее гущину. В ливень встать под нее – не смокнешь. Ствол чистый без единого дупленышка без трещины. Всю пчелиную округу она обеспечить может. А потом перевел взгляд на розарий – пустяк, пяток всего кустиков. И впервые какое(?)то раздраже_ое изумление охватило Игната Николаевича, и глухо тяжело, совсем для себя незнакомо сказал
– Тридцать рублей будет стоить такая работа.
– Ну что ж, я согласен.
И Игнат Николаевич полез. Взял остро наточенную нож_вку канат чтобы захлес_нуть вершину. Добрался до намече_ого места. Глянул оттуда и вся ширь земли предстала перед ним. Увидел далекие болотинки с отсвечивающейся на солнце водой пашни с зелеными хлебами волной переливающ_ся по ветру темный лес шагающий по холмам дорогу по которой словно букашки бежали машины. После этого глянул вверх на вершину липы которую ему надо свалить. Густа она была со своей круглой листвой. Сквозь нее еле пробивалось синее небо. И в гущине ее щебетали птахи. Легкий ветер мягко к_сался ветвей и все они жили раскачивались в прозрачно(?)чистейшем воздухе. И вдруг будто током ударило Игната Николаевича когда он подумал о том что вот сейчас ему предстоит порушить всю эту могучую красоту и словно подгоня_мый ветром стал быстро спускаться вниз радуясь потому что (во)время осенило его что не поднял он руки на липу.
– Что(?)нибудь забыли вежливо спросил профе_ор.
– Что мне забывать тяжело переводя дух сказал Игнат Николаевич. – А только (не)добро Сергей Семенович валить такую красоту. Грех!
И радовался проходя мимо участка профе_ора видя как шумит на ветру в_ковая липа стоит (не)тронутая (не)покалеченная живая.

(По С.Воронину)

8-й класс, конец года

I. Прочитайте текст «Каково предназначение человека?». Попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет.

1. Можно ли сказать, что главная мысль текста – о любви?
2. Текст написан художественным стилем?
3. Тип речи – рассуждение?
4. Можно ли сказать, что тема текста – о главных, «вечных» вопросах в жизни человека?
5. Хотел ли автор, чтобы мы задумались над вопросом: для чего мы живем?
6. Подходит ли этот заголовок к тексту? Предложите свой.

II. Письменно изложите текст от 3-го лица, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выразите свое отношение к поднятой проблеме.

КАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Недавно я встретил в газете печальные хотя и не без иронии сказа_ые слова Грамотные пошли люди. Оттого может и поутихли диску_ии о цели жизни. В самом деле в какое(?)то время мы утратили инт_рес к подобного рода вопросам во всяком случае инт_рес к их публичному обсуждению. Но вопросы(?)то не отпали. И не могли отпасть. Пр_блема цели смысла жизни пр_блема предназначения человека является изначальной и вместе с тем конечной пр_блемой человеческого бытия.
Вопрос о смысле жизни относится к числу «проклятых» вопросов. Ведь в обычном течен_ жизни человек наталкивается на него когда утрачен смысл когда не видно цели. Это и «вечный» вопрос. Потому что вопросы о смысле жизни о смерти счастье даже любви не имеют одн_значных ответов. Верно не от спокойной жизни человек натыкается на такие вопросы на само их осознание как практических жизне_ых вопросов это не только симптом какого(?)то разлада в душе человека но и проявление его нравстве_ой зрелости признак внутре_ей работы его ума и совести!
Конечно вопрос о смысле жизни сложен для ответа хотя нет наверно учебника или справочника по этике в котором так или иначе он бы не осв_щался. Сложность в том что это мирово_ренческий вопрос и в этом смысле вопрос о сокрове_ом о свяще_ом для человека. Какими бы житейски важными (н_)были вопросы типа «Куда пойти учиться?» «Какую избрать профе_ию?» или даже «Жениться (выходить (за)муж) или нет?» – они вторичны и во многом являются предметом вкуса личного предпочтения. Вопрос о цели жизни это принципиальный вопрос по сути дела в ответе на него человек и определяется как личность.
Это значит что здесь не может быть ошибок иллюзий Может статься что человек оценивает себя и свою жизнь по одному окружа_щие видят в нем в его жизни другое а время заставит пересмотреть устоявш_ся оценки.
Конечно и «вечные» мирово_ренческие вопросы могут быть предметом спора жаркой диску_ии но о них спорят иначе чем о вкусах аргументом здесь является не «мне нравится» «мне приятно» «мне удобно» а «так должно быть» причем должно как для меня так и для любого другого для всех.
А что думаешь по этому поводу ты?

(Из сб. «Отклик»)

9-й класс, I четверть

I. Прочитайте текст и попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет.

1. Выражена ли главная мысль текста в заглавии?
2. Текст написан художественным стилем?
3. Тип речи текста – рассуждение?
4. Хотел ли автор убедить читателя в феноменальности книги по сравнению с кино и телевидением?
5. Можно ли сказать, что главная мысль текста об исключительно важной роли книги, чтения в жизни человека?
6. Тема текста отражена в заглавии? Подберите свой заголовок к тексту.

II. Изложите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Дополните изложение ответом на вопрос: какую роль играет книга в вашей жизни?

КНИГИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Сегодня когда кино и тел_видение делают людей массой зрителей следует особе_о помнить о феномене книги. Феномен этот заключается в том что при чтении книги между автором и читателем нет н_каких посредников дающих тексту свое т_лкование. Это прямое общение их душ это самая активная самая плод_творная сродни творческой работа души читателя который сам в своем во_бражении вос(?)оздает образы героев книги без посредничества актеров режис(?)еров постановщиков... В этот момент он читатель движ_мый духовным зарядом получе_ым со страниц книги сам тв_рит мног_красочную звучную живую картину действительности созда_ую всего только личностью и словом автора и пер_данную ему читателю строгим т_пографским шрифтом.
Книга воспитывает в человеке самостоятельность мысли и чувства. Чтение это момент уед_нения сам_усовершенствования.
Идеальный случай: великая книга и глубоко понимающая чу_ствующая душа. Однако кроме великих книг которые под(?)ерживают человека кроме бес(?)мертной клас(?)ики есть много просто хороших талантливых книг которые помогают ему жить быть самим собой.
Имеется к сож_лению и множество плохих безликих книг имитирующих литературу а то и пар_зитирующих на ней.
Но исти_ый читатель всегда разберется сто_щая или (не)сто_щая книга...

(По Б.Рубену)

9-й класс, II четверть

I. Прочитайте текст и попытайтесь ответить на вопросы словами да или нет.

1. Выражена ли главная мысль текста в заголовке? Предложите свой заголовок.
2. Текст написан художественным стилем?
3. Тип речи – описание?
4. Можно ли сказать, что тема текста – как вырастить красивые цветы в саду?
5. Хотел ли автор сказать, что одно слово может отозваться воспоминанием, привести к поступку?
6. Обязательно ли число вопросов плана должно соответствовать числу абзацев – в тексте 12 абзацев?
7. В тексте есть диалог?

II. Письменно изложите текст, вставьте пропущенные знаки препинания, пропущенные буквы. Напишите, как вы понимаете смысл этого рассказа.

ЖИВОЕ ПЛАМЯ

Тетя Оля заглянула в мою комнату опять застала за бумагами и повысив голос повелительно сказала:
Будет писать(?)то! Помоги клумбу разделать!
Пока я с удовольствием разминал спину взбивая граблями влажную землю она присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами разложила их по сортам.
Ольга Николаевна а что это не сеете вы на клумбе маков?
Ну какой из маков цвет! – убежденно ответила она. – Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы не подходит пыхнул и сразу сг_рел. А потом все лето торчит эта самая колотушка только вид портит.
Но я все(?)таки сыпанул щепотку мака на самую середину клумбы. Через н_сколько дней она зазеленела.
Неожида_о я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой утомительной дороги было приятно войти в тихий сад тети Оли.
Клумба стала (не)узнаваемой. Она очень напоминала настоящий ковер. В центре клумбы над всей цветочной пестротой поднялись мои маки выбросив (на)встречу солнцу три тугих тяжелых бутона.
Распустились они на другой день. Издали мои маки походили на зажже_ые факелы с живыми весело полыха_щими на ветру языками пламени. Казалось что стоит прик_снуться – сразу опалят!
Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
– Да, сг_рел... – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – Короткая у него жизнь. (За)то без оглядки в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Тетя Оля как(?)то сгорбившись вдруг заторопилась в дом. Я знал что ее сын Алексей погиб спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашис_ого бомбардировщика.
Я теперь живу в другом конце города. (Не)давно я снова побывал у тети Оли. Мы сидели за летним столиком пили чай делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой к_стер маков. Одни осыпались роняя на землю лепестки точно искры другие только раскрывали свои огне_ые языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны чтобы не дать погаснуть живому огню.

(По Е.Носову)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru