Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2002

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

В.И.СЛУЦКИЙ,
г. Петрозаводск


Размышления о преподавании родного языка

Почему наши дети, несмотря на то что мы тратим так много времени на отработку навыков «правильного написания», часто пишут все же безграмотно? Вот только некоторые возможные причины:

  • ученик не видит «ошибкоопасных мест», т.е. у него нет орфографической зоркости;

  • ученик не умеет сосредотачиваться (мы обычно говорим о невнимательности, разбросанности);

  • слишком большая растянутость во времени изучения орфографических правил – пока одни правила выучат, другие уже забылись, к тому же одни правила не связаны в сознании детей с другими, в результате школьники не видят никаких закономерностей орфографии;

  • ученики часто не понимают, зачем писать грамотно, почему это так важно (не все ли равно, как писать слово велосипед или вилосепед: от этого ведь велосипед мотоциклом не становится);

  • на уроках просто скучно, скучные тексты, отсюда опять же несосредоточенность.

Опыт говорит о том, что главные причины – две последние. Как это ни покажется странным, живые умные дети пишут весьма сложные, но интересные им творческие работы грамотно, лучше, чем обычные упражнения, диктанты, изложения.

Как сделать писание осмысленным? По-моему, так: ученик на практике должен понять, ощутить, увидеть, что владение языком необходимо для самовыражения, а потребность в самовыражении – это одна из врожденных духовных потребностей человека.

Дети на уроках должны создавать текст, реплику, диалог, сообщение и т.п. – с помощью языка, то, что в их глазах обладает несомненной ценностью.

Нормальный путь изучения родного языка мне кажется таким:

1. Должна быть поставлена актуальная, значимая для ученика задача, которую можно решить только с помощью языка.
2. Должна быть возможность учиться, то есть сравнивать удачные образцы выполненных заданий с неудачными, участвовать в анализе сделанных работ; конечно, иметь рядом консультанта (учителя).

Основными работами на уроках родного языка должны быть творческие работы.

Мои шестиклассники регулярно пишут мини-сочинения (отвожу на них 20 минут урока) по музыкальным произведениям. Написали уже в этом году мини-сочинения, прослушав «Осень» и «Зиму» Вивальди, фрагмент симфонии Чайковского «Зимние грезы» и его же «Баркаролу» и даже 22-ю прелюдию из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Работы интереснейшие, кстати, читаются они в классе сразу после написания, все внимательно их слушают.

Дети должны обязательно писать творческие работы на основе личных впечатлений. Например, предлагается тема «Моя дорога в школу». Казалось бы, о чем тут писать? Тем не менее в детских работах были и юмор, и любопытные наблюдения, и лирические переживания. Ребята пишут много мини-сочинений по картинам и фотографиям (портретам, пейзажам, жанровым сценам): описания, размышления о том, что видят, рассказы. Оказалась удачной такая форма работы, как устные рассказы по картинкам-комиксам.

Однажды мы обратили внимание на такие рисунки в учебнике (по теме «Числительное»): на одном – молодой человек, стоящий под уличными часами, на которых 9 часов, весь в ожидании, бодрый, улыбается, с цветами в руке. Подругу ждет. На другом – он же: унылый, сгорбился, стоит, прислонившись к столбу с часами, на них уже без четверти двенадцать, и цветы его совсем завяли, а к нему бежит его девушка, такая счастливая и веселая. По этим картинкам надо было написать короткий рассказ. Написали, и очень хорошо. Одна шестиклассница решила посмешить класс: ее герои –одноклассники, Антон и Лиза. Теперь мы периодически вспоминаем о «любви» Антона и Лизы, об их сложных отношениях, шутим.

С тех пор мы стали рисовать комиксы на доске. Рисунки нужно «озвучить» – вот работа по развитию устной речи. Иногда получается связный рассказ, иногда только диалог.

Такая работа дает детям возможность проявить свою индивидуальность: ироничный иронизирует, лиричный поэтизирует. Дети ведь разные.

А что же с лингвистикой и орфографией? Школьные сведения по орфографии я объединил в 13 таблицах. Таблицы даются все сразу, а потом одна за другой читаются и комментируются на уроке. Ими можно пользоваться на всех уроках (и на диктантах, если это не контрольный диктант). Кое-что надо и заучивать, но немногое. Лингвистический материал в моем курсе умещается в 24 опорных конспектах. Их нужно научиться читать – это тоже работа по развитию устной речи.

Как дети выучивают такой материал? Сначала отвечают лучшие ученики: эти учат сами и получают «пятерки». Таких человек 5–7. Опорные конспекты находятся на доске перед глазами учащихся, и пять ответов подряд слушает весь класс. Потом вместе кратко анализируем качество ответов. На следующем уроке отвечает следующая пятерка. На ответ отводится 2–3 минуты. Когда очередь доходит до троечников, они отвечают очень прилично. Почему – думаю, всем понятно.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru