Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

В.И.КРЫЛОВА,
г.Москва


Нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка

7-й класс, I четверть

I вариант

I. Прочитайте текст, спишите его. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

ДОБРЫЙ СВЕТ ОГНЯ

(С)давних времен огонь был необходим человеку для света т_пла пр_готовления пищи. Нашлись люди захотевш_ и_пользовать огонь ради наживы. Так огонь пор_дил огн_стрельное оруж_е (не)сущее людям смерть.
Мы н_кому (не)грозим огнем, мы за добрый огонь, обращ_ный (к) мирным д_лам. Соб_рают(?)ся (у)зажж_ного к_стра ребята (в)лагере (в)д_лекой тайге г_рят пох_дные к_стры геологов отважно штурму_щих н_кем (не)исследова_ые места. Огонь вырыва_тся из наших могучих ракет п_могает человеку поднят(?)ся (в)космос.
Мы (за)добрый огонь. За пламя (в)топках заводов (за)окна д_мов ярко освещ_ные электрическими огнями. Мы за огонь человеческих сердец люб_щих жизнь труд радость. Мы за огонь (не)рушимой дружбы зажига_щийся (в)чаше над Олимпийским стадионом. Мы за людей работа_щих с огоньком пом_га_щих своим трудом строить совсем хорошую новую жизнь.

(По Л.Кассилю)
(121 слово)

II. Грамматические задания.
Ответьте да или нет.

1. В I абзаце есть причастные обороты.
2. В 1-м предложении нет однородных членов.
3. Соб_рают(?)ся (у)зажж_ного к_стра ребята (в)лагере (в)д_лекой тайге г_рят пох_дные к_стры геологов отважно штурмующих н_кем (не)исследова_ые места – это простое предложение.
4. В последнем абзаце есть действительные причастия настоящего времени.
5. В причастии захотевш_ (2-е предложение, I  абзац) окончание -ее.
6. У причастия (не)исследованные (места) есть пояснительные слова.
7. В 1-м предложении (II абзаца) – две основы.
8. Захотевш_ – это страдательное причастие настоящего времени.
9. ...ярко освещ_ные электрическими огнями (II абзац, 2-е предложение) – это причастный оборот, его нужно выделить запятыми.
10. В последнем абзаце шесть причастий.

II вариант

I. Прочитайте текст, спишите его. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

ЛЕСНОЙ ВЕЛИКАН

(На)краю открывш_ся п_ляны (у)к_стерочка (на)корточках с_дел человек. Шапка и плечи запорошены снегом руки зя_ко пр_стерты (над)огнем. (В)нескольких шагах (под)дер_вом ст_ял подрамник с (не)оконче_ным этюдом – рыжий дуб (на)краю опушк_.
Снег_пад внезапно пр_кратился. (По)запорош_ной п_ляне промчалась синяя тень убегающе_ тучи и снова все вокруг засияло молодо и радос_но. Дуб облюбов_ный художником ярко вспыхнул (на)солнце бронзовыми вихрами перез_мовавшей листвы и (от)бросил (от)себя длинную тень, через всю поляну к ногам двух обнявшихся мол_дых березок на другом ее конце.
Живописец схватил кисть он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся что внезапное (не)настье может снова пог_сить краски. Я сл_дил, как постепенно, после точных и (не)уловимых мазков кистью, ож_вал и (от)ветк_ (к)ветк_ зажигался солнечным светом лесной великан.

(По Е.Носову)
(122 слова)

II. Грамматические задания.
Ответьте да или нет.

1. В 1-м предложении I абзаца есть причастный оборот.
2. Во 2-м предложении I абзаца есть краткие причастия.
3. В I абзаце – пять причастий.
4. 2-е предложение II абзаца – сложное.
5. В 3-м предложении II абзаца причастный оборот стоит после определяемого слова.
6. В причастии убегающ_ (тучи) – окончание -ий (2-е предложение, II  абзац).
7. (По)запорош_ной (поляне) – это действительное причастие настоящего времени (2-е предложение, II абзац).
8. В последнем абзаце есть причастный оборот.
9. В предложении Дуб облюбов_ный художником ярко вспыхнул... нет однородных членов.
10. В 1-м предложении (I абзац) одна основа.

III вариант

I. Прочитайте текст, спишите его. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

«ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ»

Утро не очень морозное но дует порывистый ветер пронизыв_щий насквозь. Медленно ра_сасывает(?)ся ноч(?)ная мгла, словно н_зачем просыпат(?)ся зимнему дню. Почти (не)видны солдаты и матросы выстрое_ные четырехугольником перед зданием Сената. (Не)малая _десь сила – три тысячи русских воинов. Тридцать офицеров вывели их (на)площадь, подняв восстание против царя. Н_кто (не)видел лишь полковника Трубецкого выбр_ного вчера высшим начальником.
(На)площад_ и (на)наб_режной соб_рают(?)ся (не)сметные толпы народа. С (не)навистью глядят люди (на)пр_бл_жа_щуюся царскую конную гвардию кое(?)кто пр_готовил поленья и камни. Ни уговоры ни атаки конной гвардии (не)заставили восста_их разойтись. К вечеру Николай пр_казал стрелять по (не)покорным в_йскам картечью. Кто(?)то бросился б_жать на лед Невы. Бестужевым (не)удалось повернуть своих солдат и матросов в контратаку. Разгром.
Много было _делано ошибок много (не)использов_ных возможностей упущено. Но это была первая искра.

(По В.Бернадскому и А.Сукновалову)
(133 слова)

II. Грамматические задания. Ответьте да или нет.

1. В 1-м предложении I абзаца есть причастный оборот.
2. Причастный оборот стоит после определяемого слова в 1-м предложении.
3. Первое предложение (I абзац) – сложное.
4. В предложении Почти (не)видны солдаты и матросы выстрое_ные четырехугольником перед зданием Сената есть краткие причастия.
5. В первом предложении (II абзац) есть однородные члены.
6. Причастие пр_бл_жа_щуюся (из 2-го предложения II абзаца) – действительное.
7. В I абзаце четыре причастия.
8. Причастие (не)использов_ных (1-е предложение III  абзаца) имеет при себе пояснительные слова.
9. В последнем предложении I абзаца Н_кто (не)видел лишь полковника Трубецкого... есть действительные причастия.
10. В последнем абзаце есть простое предложение.

7-й класс, II четверть

I вариант

I. Прочитайте текст, спишите его, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

ГОСТИ ПРИЕХАЛИ!

(Через)н_сколько минут Никита стоя (в)коридор_ увидел, как т_жело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб м_розного пара и по_вилась высокая полная жен(?)щина вся запороше_ая снегом. Она д_ржала (за)руку мальчика (в)сером пальто с бл_стящими пуговицами и в башлыке. (За)ним стуча м_розными в_ленками вош_л ямщик (с)лед_ной бор_дой с ж_лтыми сосульками вместо усов (с)белы_ мохнаты_ ресницами. (На)руках (у)него л_жала девоч(?)ка склонив голову (на)плечо ямщика.
Войдя высокая жен(?)щина воскликнула громк_ басом Александра Леонтьевна пр_нимай гостей.
Это была матушкина приятельница живущ_ всегда (в)Самаре. Сын ее ожидая когда (с)него снимут башлык гл_дел на Никиту. Матушка пр_няла (у)кучера спящ_ девоч(?)ку. Девоч(?)ка вздохнула и открыла син_ большие глаза и вздохнула еще раз просыпаясь.

(По А.Н. Толстому)
(118 слов)

II. Грамматические задания.
Ответьте да или нет.

1. В 1-м предложении I абзаца есть деепричастный оборот.
2. Найдите во 2-м предложении последнего абзаца деепричастие и ответьте, соответствует ли оно схеме Ш З Щ Щ.
3. В I абзаце есть наречия с приставкой не-.
4. В тексте есть прямая речь.
5. В последнем абзаце есть причастный оборот.
6. В последнем абзаце – два одиночных деепричастия.
7. В I абзаце – три деепричастных оборота.
8. В предпоследнем предложении I абзаца есть однородные члены.
9. Причастие живущая соответствует схеме
10. В предпоследнем и последнем абзацах есть однокоренные слова с приставкой при-.

II вариант

I. Прочитайте текст, спишите его, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

ПОЛЕЗНЫЕ ХИЩНИКИ

(В)доль берега озера тянет(?)ся стежка (не)больших следов. То (в)право, то (в)лево сворачивает запута_ая стежка а то (в)друг (не)ожида_о обрывает(?)ся. Здесь зверек нырнул (под)снег подбираясь (к)норам мышей и полевок. И снов_ зверек (на)снегу снов_ застрочили маленьк_ аккуратн_ следочки.
Так что же это за зверек, который так суетливо снует (по)зимнему лесу старательно обследуя упавшие листья кучки хвороста ныряет (под)корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кров_жадный зверек – горностай.
Горностай – один из самых полезных наших хищников. Благодаря своим маленьким размерам проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства (в)таких местах, куда (не)проб_рется н_какой другой зверь: ни еж(?) ни лисица ни кошка. Под снег мыши спрячут(?)ся (в)кротовую нору залезут но н_где (не)спасеш(?)ся (от)горностая.

(По О.Цонгер)
(120 слов)

II. Грамматические задания.
Ответьте да или нет.

1. Первое предложение I абзаца – сложное.
2. Во 2-м предложении I абзаца есть однородные члены.
3. В 3-м предложении I абзаца есть деепричастный оборот.
4. В I абзаце – восемь наречий.
5. Кров_жадный (зверек) – сложное слово.
6. Во II абзаце есть деепричастный оборот.
7. Причастие запута_ая (стежка) соответствует схеме
8. Последнее предложение текста сложное и с однородными членами.
9. Упавшие (листья) – это деепричастие.
10. В последнем предложении есть отрицательное наречие.

III вариант

I. Прочитайте текст, спишите его, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

В ЛЕСНОЙ ГЛУШИ

Я люблю северный лес (за)торжестве_ую т_шину, которая царит (в)нем. Особе_о хорошо (в)самом густом ельник_, где(?)нибудь (на)дне глубокого лога.
Между др_весными стволами обросши_ с_дым мхом и узорчатыми лишаями, кое(?)где прогл_дывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажут(?)ся какими(?)то гиган_скими руками. Сказочно фантастический характер пр_дают картине леса громадные папоротники, которые топорщ_тся перистыми листьями. Мягкий ж_лтоватый мох скрадывает малейший звук и вы точно идете (по)ковру. Пр_бавьте (к)этому слабое осв_щение, которое падает к_сыми полосами (с)верху. Как(?)то даже н_много жутко сделается, когда прямо с солнц_пека войдешь в густую тень вековых елей.
Птицы (не)любят такого леса и предпочитают держат(?)ся в молод_ зар_слях.
(В)настоящ_ лесную глуш(?) заб_раются только белка да пестрый дятел, изредк_ ухает филин (в)далеке надрывает(?)ся лесная сирота – кукушка.

(По Д.Мамину-Сибиряку)
(122 слова)

II. Грамматические задания.
Ответьте да или нет.

1. Первое предложение I абзаца – простое.
2. В 1-м предложении II абзаца есть причастный оборот.
3. Солнц_пек – это сложное слово.
4. В III абзаце есть предложение с однородными членами.
5. В предпоследнем и последнем абзацах есть два слова с чередованием гласных.
6. В последнем абзаце – два наречия.
7. В тексте три наречия пишутся через дефис.
8. В последнем предложении II  абзаца есть наречие с приставкой не-.
9. Причастие обросши_ соответствует схеме
10. Торжестве_ую (тишину) – это причастие.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru