Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2002

ИНФОРМАЦИЯ

Проект образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку *

ПИСЬМО
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
от 12.08.2002 г. № 13-51-98/14

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. и в связи с подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» Министерство образования Российской Федерации выносит на широкое общественное обсуждение проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, разработанный Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» под руководством академиков РАО Э.Д. Днепровым и В.Д. Шадриковым.
Проект публикуется в двух частях: I часть – начальная и основная школа, II часть – старшая школа (базовый и профильный уровни).
Просим направлять замечания и предложения по проекту до 20 сентября 2002 года в Департамент общего образования Министерства образования Российской Федерации (с пометкой «Образовательный стандарт»).
Почтовый адрес: г. Москва, 101990, Чистопрудный б-р, д. 6/19.
Контактный телефон: (095) 923-36-19; е-mail: avb@miem.edu.ru

Заместитель министра образования
Российской Федерации
Е.Е. ЧЕПУРНЫХ

ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Начальная школа
Основная школа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» «Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».
В развитие указанного Закона в Государственной думе подготовлен и прошел первое чтение проект федерального закона «О государственном стандарте общего образования». Настоящий документ разработан с учетом этого проекта и отражает его основные положения.
Названный проект федерального закона предусматривает следующее назначение государственного стандарта общего образования:

Статья 3. «Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:

– равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
– единство образовательного пространства в Российской Федерации;
– академические свободы обучающихся и педагогических работников;
– академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;
– защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
– преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования;
– социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
– право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников».

Проект федерального закона определяет также, что государственный стандарт общего образования является основой для:

Статья 4, п. 4:

– «разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов аккредитованных образовательных учреждений, примерных программ образовательных областей и учебных предметов;
– объективной оценки уровня подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений: объективной оценки деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
– определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
– установления эквивалентности документов об общем образовании на территории Российской Федерации, нострификации на территории Российской Федерации документов об общем образовании иностранных государств;
– установления федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений аккредитованных образовательных учреждений».

Государственный стандарт общего образования обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. <...>

Стандарт и требования концепции модернизации российского образования

Как указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции подчеркивается также, что важнейшей задачей воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования отражены и названные общие цели модернизации общеобразовательной школы, и ее конкретные направления, указанные в Концепции, в том числе:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся, устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, – экономики, истории, права, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;

  • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

  • более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой.

  • В дополнение к указанным направлениям в стандарте внесены существенные новации и изменения как в содержание образования в целом – придание ему личностного смысла, деятельностного характера, практической направленности, так и в содержание многих учебных предметов, в частности:

  • Русский и иностранный языки – существенное изменение концепции обучения с его концентрацией на вопросах речевого развития.

  • Литература – значительно обновлен перечень литературных произведений с акцентом на их роли в духовно-нравственном и эстетическом воспитании.

Структура стандарта

<...> В данном издании представлены два главных компонента стандарта – обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. <...>

Обязательный минимум содержания основных образова-тельных программ устанавливает содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение Российской Федерации должно предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Данный компонент стандарта направлен на обеспечение интеллектуального, духовного, общекультурного развития, социальной и функциональной грамотности учащихся, возможности их дальнейшего обучения на последующих ступенях образования.
Задача обязательного минимума – представить основные ценности и достижения национальной и мировой культуры (в том числе фундаментальные научные идеи и факты), определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации ученика.
В обязательном минимуме представлены: цели образования, относящиеся к образовательной области или учебному предмету на соответствующей ступени обучения; содержание образования, доведенное до целостных, обобщенных его компонентов, которые в значительной мере описываются в деятельностной форме.

Требования к уровню подготовки выпускников устанавливают содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, и включают описание ожидаемых результатов обучения, необходимых для получения документа государственного образца об образовании соответствующего уровня.
Требования задаются преимущественно в деятельностной форме: «Знать и понимать»; «Уметь (владеть способами познавательной деятельности»); «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Требования направлены прежде всего на формирование обобщенных способов учебной деятельности (общих учебных умений и навыков), конкретных (специальных) способов учебной деятельности по отдельным предметам, обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данной образовательной области, учебного предмета.

Требования к уровню подготовки выпускников нацелены на:

  • обеспечение преемственности по отношению к предыдущим и последующим ступеням образования;

  • формирование у обучающихся представлений о фундаментальных научных и культурных ценностях;

  • достижение функциональной грамотности выпускников и их готовности к освоению профессионального образования и профессиональной деятельности, востребованных на рынке труда;

  • социализацию обучающихся, освоение ими традиций и обычаев, социальных норм, нравственных правил и ключевых социальных компетенций.

Структура и содержание требований к уровню подготовки выпускников согласуются со структурой и содержанием обязательного минимума содержания основных образовательных программ, преемственны по ступеням обучения и по всем образовательным областям, учебным предметам. <...>

ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ
С родным (русским) языком обучения
Основное общее образование

Учебные предметы

БУП
1998

Объемные показатели
(проект)

Русский язык

735

735

С родным (нерусским) языком обучения
Основное общее образование

Учебные предметы

БУП
1998

Объемные показатели
(проект)

Русский язык как государственный

630

630

С профильным обучением
Среднее (полное) общее образование

Учебные предметы

БУП
1998

Объемные показатели

Базовый уровень

Профильный уровень

Русский язык

70

70

105

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
  • развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;

  • формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;

  • приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:

    • речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

    • языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;

    • социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.

Реализуя общие цели изучения русского языка, предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет специфические цели, которые отражают социальные функции родного языка в целом и определяют его роль в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения выполняет специфические цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа в рамках тем, сфер, ситуаций общения, соответствующих опыту, интересам учащихся основной школы и обеспечивающих их готовность к диалогу русской и родной культур.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Речь и речевое общение1

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Речь разговорная и книжная.

Сферы и ситуации речевого общения2. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Основные жанры разговорной речи (беседа, рассказ и др.), научного (статья, доклад, отзыв, рецензия, аннотация; конспект), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Язык художественной литературы.
Овладение основными видами монолога (в устной и письменной форме) и диалога (в устной форме) в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей речи.
Культура речи. Критерии культуры речи.

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение и письмо.

Говорение. Создание монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы. Использование средств языка в соответствии с целями и ситуацией общения. Понимание особенностей устного высказывания и их учет в речи.

Письмо. Адекватное изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение.

Аудирование (слушание). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие устной речи и передача ее содержания в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Адекватное понимание языка средств массовой информации.

Чтение. Овладение различными видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Понимание языка законов, указов, инструкций и др.

Текст

Текст как результат речевой деятельности. Структура текста. План текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, типа и стиля речи. Составление плана текста. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Введение в науку о языке

Роль языка в жизни человека, общества и государства.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык великой русской литературы.
Богатство, красота, выразительность русского языка.
Основные этапы развития русского литературного языка.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Понятие о русском литературном языке. Нормы литературного языка.
Основные лингвистические словари.
Проблема экологии языка.
Осознание роли родного языка в жизни человека, общества и государства. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия. Интонация

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков речи. Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой, орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Правильное произношение слов и интонирование фраз. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение фонетических знаний и умений в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема – минимальная значимая часть слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Чередование звуков в морфемах. Варианты морфем. Морфемы формообразующие и словообразующие. Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии.
Основные способы образования слов в русском языке.
Связь морфемики и словообразования с лексикой, морфологией, правописанием.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Выделение морфем в слове. Определение основных способов словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; синонимы, антонимы, омонимы.
Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы. Синонимия морфологических форм.
Связь морфологии с синтаксисом, орфографией и пунктуацией.
Основные выразительные средства морфологии.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксиса.
Виды синтаксических связей слов в словосочетании и предложении. Средства синтаксической связи.
Виды предложений по структуре, цели высказывания, эмоциональной окраске.
Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Простое двусоставное и односоставные предложения. Основные типы односоставных предложений.
Простое осложненное предложение.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные; их виды и структура. Смысловые отношения между предикативными частями сложного предложения.
Многочленные синтаксические конструкции с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксическая синонимия.
Основные синтаксические нормы русского литературного языка.
Текст. Основные признаки текста. Основные средства связи предложений и частей текста.
Диалог, его типы, структура.
Связь синтаксиса с лексикой, морфологией, орфографией, пунктуацией.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Анализ синтаксических единиц и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Принципы русской орфографии.
Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Слитное, дефисное и раздельное написание.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм: правописание гласных и согласных в разных морфемах; слитные, дефисные и раздельные написания (основные случаи); употребление прописных букв (основные случаи), Ь и Ъ.

Пунктуация

Принципы русской пунктуации.
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении, в простом осложненном предложении, в сложном предложении, в многочленных синтаксических конструкциях с разными видами связи.
Сочетание знаков препинания.
Вариативность постановки знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков в конце предложения, в простом осложненном предложении, в сложном предложении, в многочленных синтаксических конструкциях с разными видами связи. Обоснование выбора знака препинания. Пунктуационное оформление диалога, предложений с прямой речью, цитат.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа. Слова и фразеологизмы с национально-культурным компонентом значения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (этимологических, фразеологических и др.). Овладение нормами русского речевого этикета.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

 РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное восприятие устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Извлечение необходимой информации из различных аудио- и видеотекстов, выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и адекватная оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации.

Чтение. Овладение навыками осознанного беглого чтения текстов разных типов, стилей. Овладение разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое чтение). Извлечение необходимой информации по заданной теме в различных информационных источниках. Работа с учебной книгой и различными справочниками.

Говорение. Диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы. Умение вступать в речевое общение, поддержать разговор. Осознание особенностей монолога, диалога. Использование средств языка в соответствии с целями, ситуацией, условием общения, принятыми речевыми нормами.

Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Адекватная передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста. Написание отзыва о книге, прослушанном тексте, просмотренном телефильме. Составление различных деловых бумаг. Использование в письменном тексте языковых средств с учетом целей, содержания, стиля, адресата.

Речь

Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Речь разговорная и книжная. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический. Их основные признаки и характеристики. Язык художественной литературы.
Различение устной и письменной форм речи, разговорной и книжной, монолога и диалога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации.

Текст как единица речи

Тема текста, основная мысль, план. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений в тексте.
Представление о тексте, его теме, основной мысли, плане, способах и средствах связи предложений. Анализ текста (определение типа речи, стиля). Оценка языковых особенностей текста, определение связи между частями текста. Создание текстов, различных по типу, стилю, жанру.

Культура речи

Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка. Критерии культуры речи. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Овладение нормами и стереотипами речевого поведения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения основных требований к ней.

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Общие сведения о русском языке

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Осознание статуса русского языка, его места в современном мире, его роли в жизни современного общества, государства.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия. Интонация

Система гласных и согласных звуков. Их произношение. Слог, ударение, подвижное ударение. Интонация. Основные типы интонации. Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари.
Произношение звуков русского языка, отличие их от звуков родного языка. Овладение орфоэпическими нормами и интонацией русского языка. Осознание особенностей звуковой системы русского языка. Преодоление интерферирующего влияния звуковой системы родного языка.

Графика. Орфография. Пунктуация

Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правила переноса слов. Орфографические словари.
Знаки препинания в конце предложения, в простом осложненном предложении, в сложном предложении. Знаки препинания в прямой и косвенной речи, при цитировании. Сочетание знаков препинания.
Обозначение гласных и согласных звуков в разных морфемах. Использование норм слитного, дефисного, раздельного написания. Правильное употребление прописных букв. Употребление пунктуационных знаков в конце предложения, в простом осложненном предложении, в сложном предложении.

Состав слова. Словообразование

Структура слова. Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование различных частей речи.
Выделение морфем в слове. Осознание отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка.

Лексика и фразеология

Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; синонимы, антонимы, омонимы. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их значение, употребление. Толковые словари русского языка.
Осознание богатства словарного состава русского языка. Использование в речи слов и фразеологизмов с учетом сферы и стиля речи.

Морфология

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи.
Категория одушевленности и неодушевленности. Род, число существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений, причастий. Формы, значение и употребление падежей.
Видовременная система глагола русского языка. Образование, значение и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. Спряжение глаголов. Наклонение глагола; значение, образование, употребление. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Синонимия морфологических форм.
Служебные части речи. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Представление об особенностях частей речи, о грамматических формах слов в русском языке. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка.

Синтаксис

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое и способы их выражения. Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Способы передачи чужой речи. Основные синтаксические нормы русского языка. Синтаксическая синонимия.
Представление о словосочетании и предложении как единицах синтаксиса; о типах предложений, их семантике, структуре. Соблюдение норм построения словосочетания, простого и сложного предложений. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально окрашенным компонентом значения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Русский речевой этикет.
Представление о единицах языка с национально-культурным компонентом значения; опознавание их в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе, объяснение их значения. Употребление единиц языка с национально окрашенным компонентом значения. Осознание особенностей русского речевого этикета в сопоставлении с речевым этикетом родного народа. Овладение нормами русского речевого этикета.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать и понимать:

  • сущность и назначение языка, его роль в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • основные единицы языка, опознавать их по изученным признакам; основные грамматические категории языка;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • смысл понятий язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка; жанры и типы речи, виды чтения; текст, типы текста; лингвистика и ее основные разделы; основные единицы языка.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • различать разговорную и книжную речь, функциональные стили речи (научный, публицистический, официально-деловой);

  • проводить различные виды анализа слова (фонетический, мор-фологический и др.), синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • анализировать текст с точки зрения его основных признаков и структуры;

  • определять тему, основную мысль, тип и стиль текста; оценивать его языковые особенности; составлять план текста (простой, сложный, тезисный и др.).

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • слушать и адекватно понимать информацию устного сообщения; воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный текст с заданной степенью свернутости (изложение, тезисы, конспект, резюме, отзыв и т.д.);

  • читать тексты разных стилей, используя изучающий, ознакомительный, просмотровый виды чтения;

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  • пользоваться синонимическими средствами русского языка;

  • соблюдать этические нормы речевого общения, уместно использовать языковые средства в различных жизненных ситуациях общения;

  • создавать собственные письменные высказывания (сочинения; заявления, доверенность и др.), соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме, стилю речи и др.);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации;

  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе используя информационные возможности Интернета.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать и понимать:

  • сущность и назначение языка, его роль в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • основные единицы языка и основные грамматические категории;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка; текст, его типы;

  • особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • различать разговорную и книжную речь, функциональные стили речи (научный, публицистический, официально-деловой);

  • опознавать основные единицы языка, уместно употреблять их в речи;

  • проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфологический и др.), синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • определять тему, основную мысль, тип и стиль текста; оценивать его языковые особенности; составлять план текста (простой, сложный и др.);

  • анализировать текст с точки зрения его основных признаков и структуры.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах;

  • владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, свободно пользоваться словарями разного типа, справочной литературой, в том числе используя информационные возможности Интернета;

  • понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе: речь диктора радио, телевидения, официального лица;

  • читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительный, изучающий, просмотровый виды чтения; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);

  • создавать устные и письменные тексты, различные по типу (описание, повествование, рассуждение), стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;

  • вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы, используя реплики переспроса, согласия, отрицания, утверждения и т.д., диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;

  • соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка, правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно образовывать формы слов, строить предложения разных типов, уместно употреблять их в речи.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ3

Изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
  • воспитание школьника – гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;

  • развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;

  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

  • дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

    • Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

    • Лингвистическая и языковая компетентность обеспечивают формирование целостного представления о русском языке как системе, его функциях, устройстве; повышение культуры владения языком, совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств.

    • Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Речь и речевое общение

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Развитие навыков монологического и диалогического высказывания в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной сферах общения.
Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.

Текст как единица речи

Основные закономерности построения текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных типов, стилей и жанров.
Основные приемы информационной переработки текста.

Культура речи

Литературный язык и его нормы (орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические), их применение в речевой практике.
Основные орфографические и пунктуационные нормы, их применение.
Основные коммуникативные качества речи (логичность, точность, уместность) и их оценка.
Культура разговорной речи.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Составление и использование деловых документов различных жанров.
Нормативные словари современного русского языка и справочники; их использование.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Общие сведения о языке

Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.
Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности.

Язык как система

Система языка, ее устройство, функционирование; обобщение знаний о единицах и уровнях языка, их связях и отношениях.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка.
Функционально-стилистическая система русского языка.
Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения. Коммуникативно-целесообразное использование языковых средств в речевой практике.
Лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей.

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов России.
Соблюдение норм речевого этикета в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ШКОЛ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков.
Перевод с родного языка на русский небольших текстов разных стилей и типов речи.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского, других народов России;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты; литературный язык; языковая норма и ее типы; культура речи;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; речевые нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения;

  • сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков4; русского и родного речевого этикета.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • переводить с родного языка на русский небольшие тексты разных стилей и типов речи5.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; владеть основными приемами информационной переработки текста;

  • создавать тексты разных типов, стилей и жанров;

  • использовать лексическую и грамматическую синонимию;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из разных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, Интернет).

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ6

Изучение русского языка на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
  • воспитание школьника – гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;

  • формирование готовности к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

  • совершенствование общеучебных интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; индивидуальной, групповой, проектной деятельности; разных способов организации интеллектуальной деятельности; самоконтроля и взаимопроверки; ориентации в информационных базах данных;

  • дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

    • Коммуникативная компетентность обеспечивает совер-шенствование умений и навыков общения в социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общения; овладение формами речевого общения в учебно-научной сфере деятельности; развитие умений и навыков работы с учебно-научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; совершенствование умений информационной переработки текста.

    • Лингвистическая и языковая компетентности обеспечивают расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке как полифункциональной системе, ее устройстве и функционировании; повышение культуры владения языком; совершенствование умений и навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов в текстах разных стилей и жанров с прагматической и эстетической точек зрения.

    • Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Речь и речевое общение

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической речи, ситуативного диалога развернутой формы в социально-бытовой, социально-культурной, деловой сферах общения.
Особенности различных видов речевой деятельности: говорения, письма, аудирования (слушания) и чтения. Совершенствование всех видов речевой деятельности.
Разные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной установки, характера текста.

Текст как единица речи

Закономерности построения текста.
Совершенствование умения создавать тексты разных типов, стилей и жанров.
Основные виды информационной переработки текста.

Культура речи

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее типы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, интонационные нормы7.
Принципы русского правописания. Основные орфографические и пунктуационные нормы и их применение. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Варианты норм и их оценка. Разграничение вариантов норм и речевых нарушений. Выбор языкового варианта, адекватного условиям речевого общения. Современные тенденции в развитии нормы.
Основные коммуникативные качества речи (логичность, точность, уместность) и их оценка.
Культура разговорной речи.
Культура учебно-научной речи.
Культура деловой речи.
Культура публичного выступления.
Нормативные словари современного русского языка и справочники; их использование.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Общие сведения о языке

Язык как знаковая система. Языки естественные (национальный, государственный, мировой язык, язык межнационального общения) и искусственные (языки программирования, информационные языки).
Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.
Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности.
Русский язык как один из индоевропейских языков.
Этапы исторического развития русского языка.
Развитие русского языка на современном этапе.
Русский язык в современном мире.

Язык как система

Система языка, ее устройство, функционирование; обобщение и углубление знаний о единицах и уровнях языка, их связях и отношениях.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка.
Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения. Коммуникативно-целесообразное использование языковых средств в речевой практике.
Функционально-стилистическая система русского языка. Разговорная речь; учебно-научный, публицистический, деловой стили; их языковые особенности. Язык художественной литературы, его особенности. Филологический анализ художественного текста.
Язык средств массовой информации.
Лингвистический анализ текстов различных типов, функциональных стилей и разновидностей языка.

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов России. Концепты русской культуры и их отражение в языке.
Соблюдение норм речевого этикета в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ШКОЛ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Общая лексика русского языка и языков народов России.
Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Перевод с родного языка на русский текстов разных типов, стилей и жанров.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • смысл понятий: языки естественные и искусственные; национальный, государственный, мировой язык и язык межнационального общения; речевая ситуация и ее компоненты; культура речи и ее основные аспекты; языковая норма и ее типы;

  • основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов России;

  • особенности развития русского языка на современном этапе;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • основные особенности функциональных стилей русского языка;

  • нормы современного русского литературного языка; принципы русского правописания и основные орфографические и пунктуационные нормы; современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;

  • закономерности построения текста;

  • сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков; систем речевого этикета русского и родного языков8.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • анализировать основные единицы языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;

  • характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения;

  • использовать лексическую и грамматическую синонимию в собственной речевой практике; использовать приемы редактирования текста;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей;

  • переводить с родного языка на русский и с русского на родной тексты разных типов, стилей и жанров9.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной и деловой сферах общения; создавать устные и письменные высказывания по избранному профилю; выступать с докладом, рефератом, рецензией; участвовать в дискуссии, споре, полемике;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.)литературы по избранному профилю; владеть различными способами информационной переработки текста;

  • создавать тексты разных типов, стилей и жанров;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • применять орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей;

  • извлекать необходимую информацию из разных источников (учебно-научных, публицистических текстов, справочной литературы, средств массовой информации, Интернета); пользоваться учебно-научной литературой по избранному профилю.


* Печатается без изменений, в извлечениях, касающихся нашего предмета.

1 Основные компоненты Обязательного минимума содержания для школ с русским (родным) и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические темы для школ с родным (нерусским) языком обучения указаны в разделе «Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения».
2 Для школ с родным (нерусским) языком обучения.
3 Основные компоненты Обязательного минимума содержания для школ с русским (родным) и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические темы для школ с родным (нерусским) языком обучения указаны в разделе «Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения».
4 Для школ с родным (нерусским) языком обучения.
5 Для школ с родным (нерусским) языком обучения.
6 Основные компоненты обязательного минимума содержания для школ с русским (родным) и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические темы для школ с родным (нерусским) языком обучения указаны в разделе «Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения».
7 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
8 Для школ с родным (нерусским) языком обучения.
9 Для школ с родным (нерусским) языком обучения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru