Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2002

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Е.В.АРХИПОВА,
Рязанский государственный
педагогический университет,
г.Рязань


Русский язык:
Учебник-практикум для старших классов

(авторы: А.Д. Дейкина и Т.М. Пахнова) М.: Вербум-М, 2001

Актуальная задача современного курса русского языка в школе – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Решить ее можно, совершенствуя методику обучения, обеспечивая учебный процесс пособиями с обновленным содержанием.

Между тем до сих пор, несмотря на появившиеся новые учебные книги, нельзя считать задачу духовно-нравственного, личностного развития учащихся средствами родного языка успешно решаемой. С изданием рецензируемого учебного пособия «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов» появилась надежда, что ситуация в старших классах существенно изменится в положительную сторону.

Ведущий лингвометодический принцип, которому следуют авторы, – это системная организация процесса изучения языка и на его основе – развитие речи учащихся. Но главное – это социокультурный, этнокультурный, социолингвистический подход к содержанию языкового образования школьников в трудном переходном возрасте.

Новизна подхода сказалась уже в структурировании материала: взаимосвязь всех сторон речевой деятельности, единство языка, речи, мышления прослеживается во всем – и в целях, и в принципах, которые реализуют авторы, и в методах, и в системе упражнений, и в форме уроков. Скажем, стилистика текста, которая в оглавлении представлена в самом начале лишь строкой, по сравнению с основными, системообразующими языковыми уровнями (фонетикой, морфологией, синтаксисом и др.), представляется на первый взгляд «ущемленной в правах». Тем не менее стилистика текста занимает в пособии особое место. Наиболее подробно рассматриваются научный и публицистический стили, язык художественной литературы. И это естественно: именно этими стилями наиболее часто приходится пользоваться современному старшекласснику, а потому дидактический материал, упражнения вызовут у него живой интерес.

Система заданий по анализу текстов сопровождается краткими теоретическими сведениями и содержит упражнения не только по восприятию текстов-образцов, но и по созданию собственных высказываний заданного типа и жанра.

Значительная часть пособия посвящена рассмотрению особенностей языка художественной литературы – наиболее сложной области стилистики.

Положительная особенность пособия – наличие в нем разнообразных упражнений. Известно, что в решении проблемы повышения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся огромная роль отводится системе упражнений. В этом отношении пособие окажет учащимся существенную помощь: оно содержит задания, которые значительно активизируют познавательную деятельность; многие из них могут быть использованы в качестве диктантов.

Важно, что пособие нацеливает старшеклассников на работу со словарями. Это, безусловно, будет способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словаря, научит пользоваться справочной литературой.

Авторы пособия подобрали обширный дидактический материал, обладающий воспитательным и развивающим потенциалом: содержательные тексты, насыщенные орфограммами и пунктограммами. Список авторов широк – от А.Пушкина, Ф.Достоевского до А.А. Реформатского, Р.А. Будагова, А.Тарковского и Б.Пастернака.

Авторами руководит желание дать эмоционально значимый текст, который дойдет до сердца ученика. Здесь же даются ключевые слова, афоризмы, которые удачно введены в систему работы над языком и речью.

В пособии осуществлен текстоцентрический подход к обучению языку и речи.

Авторы проделали большую работу по отбору текстов, по их адаптации в учебных целях, и сделано это с чувством меры. Учитель-словесник найдет здесь многое для тактичного разговора с учениками на такую сложную и важную тему, как тема нравственности.

Доверительный тон беседы о родном языке, заданный в самом начале книги, поддерживается на всем ее протяжении. Удачными можно признать задания, в которых учащимся предлагается выразить свое отношение к поднятой проблеме, свои чувства и мысли, пользуясь изученными языковыми средствами и соответствующей лексикой.

Как и во всяком большом труде, в пособии есть возможности для совершенствования.

1. Хотелось бы видеть в учебнике более подробную рубрикацию, а также значительно расширенное тематическое планирование уроков. Учителю также было бы полезно дать четкое деление на параграфы-уроки, а может быть, и деление материала по годам обучения.

2. Некоторые задания порой выпадают из контекста того или иного раздела, а оттого кажутся неожиданными и нелогичными. Например, вопрос «Как вы понимаете: что такое культура индивидуального чтения?» (с. 27) в разделе «Язык и речь. Типы речи. Стили речи». (Вопрос, конечно, вытекает из содержания текста на с. 26, но сами-то мысли авторов текста не бесспорны!)

3. Порой задания кажутся слишком трудными для старшеклассников, особенно это касается лингвистического анализа текста. Да и понятия, вынесенные в рамки в нижней части страниц, представляются трудными даже для искушенного читателя: удивительное неповторимое, своеобычное слово (с. 145); непреложная связь между словом и чувством (с. 72); атмосфера высокого и прекрасного (с. 152); синхрония – диахрония (с. 96); текстообразующая роль глагола (с. 204); звуковая организация стиха, общепоэтический язык (с. 119).

Хочется отметить, что структурирование материала в пособии точно соответствует главному принципу речевого развития – принципу градуальности, когда учитывается: 1) актуальный уровень развития старшего школьника, его ведущий тип деятельности в этом возрасте; 2) уровень языковой и речевой подготовки к этому моменту; 3) перспектива личностного и речевого развития.

Учебная книга А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой будет интересна психологам и методистам, изучающим проблемы воспитания и развития творческих способностей школьников. Вот лишь некоторые темы для обсуждения, предлагаемые авторами: «Творчество – составная часть счастья», «Умелец – богатство народное»; или ключевые понятия (с. 47–48): самопознание, самовыражение, сопереживание, эмоция.

Авторам удалось создать учебник нового типа, не потеряв, а сохранив и приумножив традиции русской учебной книги с ее сильнейшим нравственным началом.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru