Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

Продолжение. См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20/2002


Полезные мелочи

После летних каникул мы возобновляем рубрику «Полезные мелочи». По-прежнему ждем от вас, дорогие коллеги, поступлений в нашу общую копилку.

1. Добавим круги и стрелы

Мне очень хотелось разнообразить орфографические задания на уроках русского языка. Арсенал мой был небогат. Ну, напишем слово несколько раз под диктовку, ну, предъявим его с пропущенными буквами и попросим восстановить. Можно задать лексическое значение нужного слова подбором синонимов или антонимов. И все.

И вот как-то раз я прочитала в журнале «Русский язык в школе» рекомендации, которым потом с удовольствием следовала. (Дело было много лет назад, и, к сожалению, я не помню автора так понравившейся мне статьи. Если читатели сообщат его имя, газета его обязательно обнародует.) Предлагалось при изучении словообразования и связанных с ним правил правописания изображать приставки графически – с помощью кружков и стрелок.

Каждый такой значок легко расшифровывается и запоминается, потому что содержит указание на пространственное значение приставки, но при этом годится для обозначения приставки в любом из других ее значений. Иными словами, значком мы обозначим приставку и в слове разбежались, и в словах раскричались и рассчитали.

С помощью таких значков можно на любом уроке очень быстро и эффективно позаниматься орфографией и словообразованием. Задание на доске может выглядеть так:

Что хорошего в такой форме задания? Во-первых, в ней есть некоторая новизна, а это всегда приятно. Во-вторых, это – ненавязчивое, но настойчивое напоминание о том, что слово состоит из морфем – значимых элементов. В-третьих, перед учениками нетрудная, но все же задачка, требующая некоторых умственных усилий и, соответственно, приносящая удовольствие, когда решена и «слово найдено». В-четвертых, здесь требуется иная степень орфографической бдительности по сравнению с диктантом, где опасность грозит буквально отовсюду, и обычным упражнением, где опасность обозначена скобками или многоточием.

Записывая слово по нашему заданию, ученик должен всегда держать в уме ограниченную, но значительную группу правил, связанных с правописанием приставок и букв на стыке приставки и корня. Разумеется, задания можно усложнять, подбирая трудные корни, предлагая записать с полученными словами словосочетания и т.п.

2. Вот бы знать наперечет!

Каждый учитель знает, какая трудная тема производные предлоги. Запоминать предлоги, пишущиеся слитно, Светлана Геннадьевна Зелинская предлагает с помощью рифмовки:

Слитно пишутся предлоги:

НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
еще НАПОДОБИЕ,
знаю все наперечет:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.

А Елена Алексеевна Кантур рассказывает, что рисовала на доске такую табличку:

Эту же табличку ученики периодически воспроизводили на доске и в тетрадях.

3. Пол-Юли

Как запомнить правило правописания сложных слов с первым корнем пол-? Очень эффективный способ придумала Светлана Маратовна Евграфова. Записывая примеры на дефисное написание таких слов, рядом с первой строчкой (скажем, пол-Парижа, пол-Европы), пишем ЗГЛ (дефис – перед заглавной буквой второго корня), рядом со второй (пол-апельсина, пол-яблока) – ГЛ (перед гласной), рядом с третьей (пол-листа) – Л.

Итак, ЗГЛ – ГЛ – Л (или даже просто ЗГЛ) – и все правило как на ладони.

А Елена Васильевна Лукашевич и ее ученики называют его «правилом Юли» и записывают так:

(т.е. опять наглядно представлены все случаи написания дефиса в словах с первым корнем пол-, только в другом порядке: заглавная буква, Л, гласная).

4. Проверено. Столько-то мин

Константин Иванович Прохоренко из Зеленограда пишет нам: «Я пришел к выводу, что никаких непроверяемых гласных не существует, все могут быть проверены. Почему кОрабль, лЕйтенант, рИсунок, сЕкунда, мИнута? Потому что линкор, старлей, рис. 2, столько-то мин. и столько-то сек.».

5. Бить? Не бей!

Этот же опытный методист напоминает о том, что «глупенькое и крохотное правило»: измени слово или подбери родственное, чтобы безударный гласный оказался под ударением, – во многих случаях бесполезно, а то и вредно, если предварительно не разобраться с чередующимися гласными: «В учебниках начальных классов детям предлагается проверять ударением слова выш_вать, нал_вать, заб_вать, как будто все обязательно подберут слова шить, лить, бить и никто не попытается проверять их словами шей, бей, лей».

Продолжение

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru