Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Г.М.КУЛАЕВА,
г.Оренбург


Лексические средства создания комического

Дидактические материалы

5 - 6 классы

Предлагаемый дидактический материал позволяет познакомить пяти- и шестиклассников с лексическими средствами создания комического. На уроках лексики ребятам можно показать некоторые приемы создания комического: столкновение разных значений многозначного слова в одном контексте, прямого и переносного значений; употребление в одном контексте многозначных слов и синонимов; употребление омонимов, антонимов, стилистически и экспрессивно окрашенной лексики; использование слов ограниченного употребления в речи, фразеологизмов.

Многозначные слова

Упражнение 1. Прочитайте стихотворения. Найдите многозначные слова, употребленные в разных значениях. Объясните их значение, обращаясь к словарю.

НОЧНАЯ ПЕСЕНКА

В тишине полночной
Выпал снег на крыши.
Выпал зуб молочный
Вечером у Гриши.
Вырастут сугробы
Выше крыш и труб…...
А к весне поближе
Вырастет и зуб!

(М.Яснов)

ЖАДИНА

– Ежик, ежик, дай иголку!
Еж пыхтел и думал долго,
И услышал я в ответ:
– У меня иголок нет!

(А.Мегрелишвили, пер. Я.Аким)

Упражнение 2. Найдите в тексте многозначное слово, употребленное в разных значениях. Объясните эти значения.

Мудрая обоснованность ответов Комарова явно ставит в тупик воспитательницу. «Тяжелый мальчик!» – вздыхает она. «Я не тяжелый, – возразил Комаров и похлопал себя по животу. – Я после обеда тяжелый».

(Ю.Нагибин)

Упражнение 3. Прочитайте выразительно стихотворение И.Токмаковой «Сенокос». Понравилось ли оно вам? Найдите слова, употребленные в переносном значении, объясните их значение.

Сенокос, сенокос.
Луг остался без волос!
Он пострижен косами,
Он побрызган росами.
Как прическа эта
Хороша для лета!

Упражнение 4. Прочитайте стихотворение В.Лунина. Объясните значение многозначных слов, обратитесь к словарю.

ЗА ЧТО?

Кит по грязи смело шлепал –
Папа сына крепко шлепал.
Кит обои отодрал –
Папа сына отодрал.
Кит песок в кастрюлю всыпал –
Папа сыну сильно всыпал.
Двойку в школе получил –
Вновь от папы получил.
Папа знал, что бить – не дело,
Но упрямства не терпел.
Думал Кит, что бит за дело,
И поэтому терпел.
Как-то муха в суп попала,
И опять ему попало.
Разобиделся тут Кит:
– Я, – кричит, –
Напрасно бит!
В суп она сама влетела!
Так за что же мне влетело?

Для справок

Шлепать – 1. Ударять, стучать чем-н. мягким, плоским. 2. Идти, брести.
Отодрать – 1. То же, что оторвать. 2. Высечь кого-то, больно оттаскать за что-н.
Всыпать – 1. Сыпля, поместить. 2. Сильно ругать или побить кого-то.
Не дело – не годится.
За дело – не напрасно, поделом.
Терпеть – 1. Безропотно сносить боль. 2. Мириться с наличием, существованием кого-, чего-н.
Попасть – оказаться, очутиться в каком-н. месте, положении (неожиданно, случайно). 3. О полученном наказании.
Влететь – 1. Летя, проникнуть куда- то. 3. Достаться в наказание за что-н.

(Словарь Ожегова)

(В этом стихотворении комический эффект создается при помощи столкновения разных значений многозначного слова и синонимов.)

Омонимы

Упражнение 5. Прочитайте стихотворения. Какой эффект придает этим текстам использование одинаково звучащих слов?

1. Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.

(Я.Козловский)

2. За столом сказала мать:
– Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
– А болтать ногами можно?

(Г.Бойко)

3. – Не жалейте пятачка, –
Говорит корова.
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки...

(А.Шибаев)

Упражнение 6. Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. Использование каких слов придает стихотворению шуточный характер?

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
Я в обиде съел пирог,
И в обиде я прилег
И поспал в ней два часа,
Открываю я глаза...…
А она куда-то делась!
Но искать мне не хотелось.

Стилистически и экспрессивно окрашенная лексика

Упражнение 7. Прочитайте фрагмент из произведения К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». Найдите стилистически и экспрессивно окрашенные слова.
Если вам понравилась эта история, напишите юмористический рассказ о проделках вашего домашнего любимца, используя стилистически окрашенные слова.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался в этот же вечер. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот смотрел сверху на нас дикими глазами и грозно выл.
Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воплем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Выхода оттуда не было. Кот противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три...… Тогда был вызван Ленька, который славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить кота из-под дома. Ленька взял шелковую леску, привязал за хвост плотицу и закинул ее через лаз в подполье.
Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье – кот вцепился мертвой хваткой в рыбью голову. Ленька потащил за леску. Через минуту показалась голова кота. Ленька схватил его за шиворот и поднял над землей.
Это оказался тощий огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

Устаревшие слова

Упражнение 8. Прочитайте фрагмент из сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч». Что, по-вашему, придает тексту юмористический характер?

– Знай же, о Волька, – обиделся старичок, – что ты плохо ценишь мое могущество. Нет, нет и еще раз нет! Ты не опоздаешь на экзамен. Скажи только, что тебе больше по нраву: задержать экзамен или немедленно оказаться у врат твоей школы?
– Оказаться у врат, – сказал Волька.

Профессионализмы

Упражнение 9. Прочитайте текст. Найдите в тексте профессионализмы. Попробуйте заменить их на общеупотребительные. Как изменится от этого содержание текста?

Этот густейший молоденький ельник наши охотники назвали чемоданом, и все были уверены, что заяц теперь в чемодане. Весь еловый чемодан был засыпан опавшими березовыми листочками, и все новые и новые падали с тихим шепотом.
Зевнув, один охотник сказал:
– Комод и комод!
С тем ли шли: зевать на охоте!
Смерили глазами чемодан, как бы взвешивая силы, пролезешь через него или застрянешь.
На мне же была большая ответственность – не допустить листопадничка до чемодана и не завязить там опять надолго собак: это я должен был убить этого мамонта.

(По М.М. Пришвину)

Фразеологизмы

Упражнение 10. Прочитайте выразительно стихотворение В.Орлова. Придумайте заголовок. Найдите профессионализмы. Попробуйте сами сочинить предложения или поэтические миниатюры, где фразеологические сочетания употреблялись бы в прямом и переносном значении.

Рано утром
Мама квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
– Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши – уже пора.
Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час
Еле живой
Петушок
Идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Упражнение 11. Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. Придумайте заголовок. Что придает тексту шутливое содержание? Объясните выражение где раки зимуют.

Сейчас мне покажут,
Где раки зимуют…...
Где раки зимуют, мне растолкуют.
Ведь неизвестно,
Где раки зимуют!
Неинтересно, где раки зимуют.
Пускай где угодно раки зимуют.
Где раки зимуют, меня не волнует.
Этого мне не показывайте!
Вы меня
Не наказывайте!

 

Рейтинг@Mail.ru