Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

К.И.ПРОХОРЕНКО,
г.Москва


Стремиться к полному охвату темы

Приставки пре- и при-

Более полустолетия назад М.В. Ушаков издал брошюру «Трудные случаи правописания. Изучение приставок пре- и при-»*. До него этими приставками интересовались мало, и серьезных работ им не посвящалось. М.В. Ушаков уточнил значения приставок, методику их изучения. Совершенствование безгранично, и в работе М.В. Ушакова остались места для уточнения и расширения сведений об этих приставках. Поэтому после выхода брошюры напечатано немало статей, посвященных приставкам пре- и при-. Появились даже предложения вернуться к дореволюционной гимназической традиции изучать эти приставки в старших классах, да еще на уроках литературы, или включить слова с этими приставками в общий список слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми безударными гласными, чтобы запоминать их в словарном порядке, как будто в наших учебниках мало материала с бесхитростной, но жесткой методикой «Запомнить!». А есть ли грамматическая база в учебниках для изучения приставок в старших классах?

В учебнике М.Т. Баранова материал о гласных о – ё после шипящих под ударением методически оправданно вводится поэтапно в течение трех лет в связи с изучением тех частей речи, в которых эти гласные встречаются. Материал о приставках не менее сложен, но его по-прежнему изучают в один этап: четыре урока подряд в разделе «Словообразование». Правда, М.В. Ушаков слова с неясным значением приставок советовал усваивать в словарном порядке в старших классах.

К трудным в орфографическом отношении словам и морфемам мы вынуждены обращаться не в одном классе и не однажды. Эффективнее давать эту тему не на четырех уроках подряд, а на 1–2 занятиях, занимаясь одновременно анализом разных грамматических и орфографических явлений (одним выстрелом двух зайцев убить!), каких в программе немало. Так, в том же учебнике М.Т. Баранова антонимы иллюстрируются парой примеров: поднимается в гору – спускается с горы. А не лучше ли дать несколько пар типа прилетел самолет – улетел самолет, прискакал на коне – ускакал на коне, приехал на поезде – уехал на поезде, что позволит не только понять сущность антонимов, но и лишний раз напомнить о приставке при- со значением приближения?

Сейчас начинают изучать иностранные языки уже в детском саду. Так неужели детям начальных классов непосильно понять значения приставок пре- – при- и надо ждать 5 лет, чтобы узнать, почему приехать, прибыть пишется с при-, а прервать, преподать – с пре-? Если не в начальных классах, то хотя бы в начале 5-го класса, повторяя приставки, надо сделать короткое сообщение о при- – пре-.

При-

1. «Приближение»: прискакать, примчаться, прибежать.
2. «Присоединение»: прибить, приколотить, прикрепить.

Пре-

1. Пре = пере: пресечь – пересечь,

прервать – перервать,
преломить – переломить.

2. Пре = очень: прелюбопытный – очень любопытный, превозносить – очень возносить,

преуспеть – очень во всем успеть.

Затем даем задание сгруппировать слова в зависимости от значения приставок:

Приблизился, приклею, приколю, прибреду, прицеплю, привинчу, прикую, приеду, прикачу, припаяю, приползу, притащу, притяну, приплету, примкну, приобщу, приведу, приманю, принесу, приволоку, привалю.

Преподать, превосходить, преподнести, прельстить, пресытиться, пререкаться, превозносить, прекрасный, преемник, преувеличить, препроводить, превзойти, превеселый, непрестанно, превозмочь, предобрый, превратить, прекратить, презирать.

При изучении фонетики рассказываем о подвижном и разноместном русском ударении и показываем это не на случайно попавшихся словах, а на словах с приставками пре- и при-. На этом этапе особенность русского ударения запоминается как один из способов проверки приставки:

приступить – приступ
прихотливый – прихоть
прерывать – прерван
прибирать – прибрано
призывать – призван
прикусить – прикус
привязать – привязь
предавать – предан
принимать – принят
присказывать – присказка
признать – признан
примешать – примесь.

Как известно, и приставки, и суффиксы – словообразовательные элементы. Приставки при- и пре- участвуют преимущественно в образовании глагола. А вот, например, суффиксы -чик- и -щик- – в образовании существительных. Почему же -чик- и -щик- изучаются в разделе «Имя существительное», а при- и пре- в разделе «Словообразование»? Речь идет не о том, чтобы в разделе «Словообразование» не касаться этих приставок. И в этом разделе есть что сказать об этих приставках: зависимость выбора приставки от ее значения, отличие словообразовательной приставки пре- от формообразующей (предобрый, превыше всего и т.п.). Большинство слов с приставками при- и пре- образованы от глаголов. Именно в глаголах наиболее ясно проявляется значение этих приставок, а в словах, образованных от глаголов, наслаивающиеся суффиксы и другие приставки настолько изменяют значение приставок при- и пре-, что выделить их иногда бывает невозможно. Да и не в любом глаголе эти приставки ясны. Если у глагола несколько значений, чаще всего данные приставки выделяются лишь в глаголах с прямым, а не с переносным значением. Пр_влекательный – очень симпатичный. Значит, пре-? Ничего подобного. Привлекательный – от глагола привлечь – т.е. приобщить, приблизить к чему-то. Значит, при-!

В этой статье к рассматриваемому орфографическому явлению даются не отдельные примеры, а относительно полный список слов. Для изучения данной темы такой подход принципиален.

В большом орфографическом словаре более 2500 слов с при- и пре-, но разнокорневых глаголов среди них с при- всего 1300, с пре- – 45 (за исключением архаизмов, просторечий и профессионализмов). При обучении правописанию важно не только назвать все слова с изучаемой орфограммой, но и написать их.

При изучении лексики появляются большие возможности привлечь словарный материал с при- и пре-.

Лексические группы

Упражнения

1. Образуйте глаголы с приставкой при-, подберите к ним синонимы

1) с приставками: по-, за-, до-, под- (слегка, немного, чуть-чуть, изредка, недолго, временно, дополнительно, наконец-то, в конце концов);

2) с приставкой при- (стыдить, глушить, гореть, грозить, ласкать, гнуть, плясать, греть, держать, тормозить, платить, лить, таиться, (с)близить, (подо)двинуть, (у)низить, (под)переть, равнять, (у)житься, (в)слушаться, (у)тихнуть, (у)хватить, хлебнуть, писать, искать).

2. В зависимости от значения приставок распределите глаголы по группам, подберите к каждому глаголу антоним:

привернуть, прикатить, приманить, прикрепить, приносить, прибежать, припаять, приклонить, причислить, привлечь, притащить, присутствовать, причалить, припасть, приложить, приобщить, притеснить, привыкнуть, применить.

3. Составьте по два предложения с каждым омонимом:

пристроить, призыв, пригнать.

4. С каждой парой паронимов составьте по два предложения или словосочетания:

прибывать – пребывать, припирать(ся) – препираться, притворять – претворять, приступить – преступить, придел – предел, приклоняться – преклоняться, приставить – преставиться, призирать – презирать, приходящий – преходящий, притерпеться – претерпеть, придавать – предавать, приёмник – преемник.

Среди 130 разнокорневых глаголов с приставкой при- глаголов, обозначающих

«приближение» – 20,
«присоединение» – 30,
«неполноту действия» – 55, т.е. глаголов со значением «неполноты действия» больше, чем глаголов со значением «приближения» и «присоединения», вместе взятых. Уделяем ли мы глаголам со значением «неполноты действия» вдвое больше внимания, чем всем остальным? А ведь дело тут не только в количестве слов. Само значение неполноты действия нуждается в растолковании.

1. В значении «чуть-чуть, слегка»: приуныть, приободрить, притеснить, привередничать, приправить, припугнуть, приберечь, притворить, припасти, прислужить, прихлебнуть, прищурить, приболеть, приукрасить, привскочить, приглушить, пригнуть, пригореть, припугнуть, прикрыть, примерить, примять, приуменьшить, притормозить, приотстать, притронуться, пригладить, пригреть, приналечь, пригрозить, придавить, прижечь, прикормить, прикоснуться, прикрасить, прикинуть, приласкать, прикусить, примешать, прилить, принарядить, приодеть, пристыдить, приотстать, припомнить, прислушаться, прихвастнуть, придраться.

2. «Дополнительно, на время»: прилечь, придержать, припрятать, приплатить, приютиться, притаиться, присмиреть, приписать, притереть, припасти, призадуматься, приберечь, присесть, приумолкнуть.

3. «Попутно, одновременно»: припевать, приговаривать, присвистывать, присматривать, прищелкивать, присказывать, пришептывать, причмокивать, приплясывать, прикрикивать, пританцовывать, прихрамывать, прихлопывать.

4. «Наконец-то, в конце концов». Приведенная ниже группа глаголов М.В. Ушаковым и др. методистами и авторами словарей выделяется в особую группу со значением «законченности действия». Но ведь любое действие, обозначенное глаголом совершенного вида, является законченным действием. Эти глаголы обозначают не все действие, а его заключительную часть, потому их часто причисляют к глаголам со значением «неполноты действия», но это неверно: главное значение здесь – «окончательность действия»: привыкнуть, прижиться, приучить, присудить, приготовить, присмиреть, приземлиться, причинить, применить, приохотить, приневолить, приискать, принудить, причесать, признать, приговорить, придумать, притерпеться, приесться, прирезать, пристрелить.

Небольшие группы глаголов, образованных в основном приставочно-суффиксальным способом от существительных, прилагательных, местоимений, лучше дать не в связи с изучением глагола или способов словообразования, а в связи с изучением существительных, прилагательных, местоимений, чтобы лишний раз вспомнить о словах с приставками при- и пре-. Превосходную степень прилагательных и наречий (предобрый, превыше всего) тоже целесообразно давать именно тогда, когда рассматривается превосходная степень прилагательных и наречий.

Упражнения

I. Образуйте глаголы:

1) от существительных: мост – (примоститься); охота – (приохотить); сосед – ...; способ – ...; карман – ...; земля – ...; слово – (прекословить); щука – ...; речь – ...; урок – ...; рука – ..., горе – ...; губы – ...; вода – ...; струна – ...;

2) от прилагательных: бедный – (прибедняться), сытый – (пресытиться), скучный – (прискучить), живой – (приживить), общий – (приобщиться).

3) от местоимения: свой – (присвоить).

II. Образуйте существительные от существительных: лавка – (прилавок), дурак – (придурок), горсть – (пригоршня), чудо – (причуда), потолок – (притолока), стол – (престол).

III. Образуйте прилагательные от существительных:

Часто приставки пре- и при- встречаются в словах, входящих в устойчивые словосочетания и фразеологизмы.

Камень преткновения, меры пресечения, знаки препинания, власть превысить, старик преставился, преисполнен отваги, предать забвению, не преминуть сказать, преломилось в сознании, до неба превозносить, попасть в преисподнюю, преклонить голову, претворить в жизнь, превратности судьбы, пресмыкаться перед знатью, непреложная истина.

Есть слова с начальными пре- и при-, как русские, так и заимствованные, в которых приставки не выделяются и не поддаются толкованию. Эту группу слов лучше предложить для запоминания отдельно.

Привилегия, приоритет, принципиальный, президент, премьер, премьера, препарат, престиж, претензия, прелюдия, превалировать, принадлежать, пристальный, прибор, пресловутый, запредельный, примитивный, препятствовать, пренебречь, преследовать.


* Ушаков М.В. Трудные случаи правописания. М.–Л.: АПН РСФСР, 1948.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru