Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2002

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

А.ГОНЧАРОВА,
г. Москва


Учебный комплекс по русскому языку для 7-го класса русских школ Эстонии

1. Структура учебника

Учебный комплекс включает учебник и рабочую тетрадь в двух частях.

Учебник открывается двумя вступительными статьями о русском языке. Эти статьи, достаточно простые и лаконичные, могут быть использованы учителем как образцы научного стиля.

Основное содержание учебника для семиклассников – синтаксис двусоставного предложения.

Каждая синтаксическая единица рассматривается в трех аспектах:

– сначала дается лингвистическое описание языковой единицы – это теоретический раздел (к сожалению, он в учебнике не имеет особого заголовка);
– потом она рассматривается в связи с ее употреблением в речи – в разделе культуры речи;
– в разделе стилистики учащиеся знакомятся с некоторыми выразительными возможностями изучаемого явления с использованием его в разных функциональных стилях.

Например, тема «Определение» сначала освещается с языковой стороны: что такое определение, способы его выражения, практическое вычленение в предложении. Затем определение рассматривается с точки зрения возможных в речи ошибок (лексическая сочетаемость прилагательных с существительными; изменение значений определений в зависимости от контекста, построение синонимических и антонимических рядов). В третьем разделе характеризуются стилистический потенциал согласованных и несогласованных определений; функции логического определения и эпитета; особенности функционирования разных видов определений в научном, художественном и публицистическом стилях.

Такое раздельное представление различных аспектов изучаемых языковых явлений кажется более оправданным, чем одновременное знакомство с ними, по крайней мере на первой ступени изучения.

2. Проблемные точки изучаемой темы

Изложение каждой темы учебника («Предложение»; «Словосочетание»; «Подлежащее»; «Сказуемое»; «Определение»; «Приложение»; «Дополнение»; «Обстоятельство») начинается с иллюстративного текста, который позволяет учителю показать учащимся ее проблемные точки. Например, теоретической части темы «Определение» предшествует отрывок из повести И.Тургенева «Ася». Текст содержит в себе разнообразные по способу выражения виды определений (согласованные, выраженные прилагательным, местоименным прилагательным, порядковым числительным, и несогласованные определения). Кроме того, в тексте представлены случаи, в которых задача узнавания определения усложняется: нужно суметь отличить определение от других членов предложения, например, от подлежащего, выраженного цельным словосочетанием что-то особенное, или от именной части сказуемого, выраженного прилагательным.

Задания, предшествующие изложению теоретического языкового материала, дают возможность учителю не только представить «героев» урока в работе, но и провести на материале вступительного текста лингвистическую (орфографическую, пунктуационную) разминку: 2–3 вида грамматического разбора, написание и объяснение тех или иных слов, работа над постановкой тех или иных знаков препинания, подбор однокоренных слов и т.д.

3. Изложение теоретического материала

Теоретический языковой материал изложен сразу весь максимально просто и кратко, не в виде образцов рассуждений и лингвистических рассказов, а в виде определений и правил. В отличие от распространенного мнения, автор не считает правила и определения в учебнике материалом, ориентированным только на заучивание. Правила и определения ориентированы на понимание не меньше, чем рассуждения. Ясно и понятно сформулированная готовая информация дает ребенку необходимую для дальнейших сомнений и размышлений базу (исходный материал и инструментарий).

Трактовка теоретического материала в учебнике в основном сохраняется такой, какой она принята в школе. И все же автор сделал некоторые попытки приблизить школьные определения к принятым в современной науке. Например, школьное определение второстепенных членов строится, как правило, на вопросах к ним и их значении (прямое дополнение обозначает предмет, на который переходит действие; определение – признак предмета; обстоятельство – признак действия*. В учебнике «Русский язык» для 8-го класса С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко (М., 1996) дается определение, более близкое к научному: дополнение и обстоятельство – члены предложения, распространяющие сказуемое, а определение распространяет дополнение и подлежащее. Автор сделал еще один шаг в сторону сближения школьной грамматики с научной: второстепенные члены в учебнике определяются в зависимости от того, какую часть речи они распространяют.

Далее, в примечаниях к теоретическим разделам содержится материал, уточняющий или дополняющий школьные формулировки с позиций современной научной теории. Так, в примечаниях к теме «Словосочетание» сообщается о том, что, кроме сочинительных и подчинительных словосочетаний, выделяются особые предикативные (сказуемостные) словосочетания. В примечаниях к теме «Подлежащее» говорится о сближении в науке понятий субъекта действия и подлежащего; о том, что в современной классификации предложений выделяются такие, в которых подлежащее выражено косвенными падежами. В примечаниях к темам «Дополнение» и «Обстоятельство» описываются возможные способы их разграничения в спорных случаях. В примечаниях к теме «Определение» рассматривается вопрос об определениях при отглагольных существительных, сохраняющих значение процесса (по школьной традиции они относятся к дополнениям, в соответствии с научной традицией – к определениям).

Подобные дополнительные сообщения помогают учителю избежать догматизма в трактовке тех или иных языковых понятий.

4. Система упражнений

Система упражнений, следующая за теоретическим материалом, строится по традиционной схеме от простого к сложному, но имеет некоторые свои особенности. По содержанию заданий упражнения можно разделить на две структурно не обозначенные части.

Первые 2–4 упражнения посвящены усвоению способов выражения того или иного члена предложения. Например, после изложения теоретического материала по теме «Определение» даются 3 упражнения на выделение этого второстепенного члена: в первом из них определение выражено прилагательным (элементарный случай), во втором – местоименным прилагательным, порядковым числительным, причастием (более сложные и менее знакомые случаи), в третьем – инфинитивом и существительным в косвенных падежах (самые сложные случаи).

Задача определения синтаксической роли слова в предложении не осложняется никакими дополнительными заданиями, кроме орфографических (и то не всегда). В то же время ученик должен справиться с довольно сложным синтаксическим материалом: предложения с причастными и деепричастными оборотами (обособленными и необособленными), с однородными членами, сложные предложения. Некоторые из таких конструкций станут предметом изучения лишь в следующем году и вводятся с целью предварительного знакомства (использован метод предупреждающего обучения).

Вторая группа упражнений включает в себя задания экспериментаторского характера. Это различного рода трансформации данного материала и последующее наблюдение над тем, что получилось. Например, спишите словосочетания, заменив глаголы в них однокоренными существительными по образцу: победить стихию – победа над стихией. Всегда ли меняется форма зависимого слова? Меняется ли синтаксическая роль зависимого слова?

Упражнения такого рода обычно не осложняются даже орфографическими заданиями, но включают в себя незаметное для ученика задание по развитию речи: дополнить предложение обстоятельством (дополнением, определением); переделать предложение с одним сказуемым в предложение с однородными сказуемыми, простое предложение переделать в сложное и т.д.

В упражнениях этого типа могут встретиться примеры, имеющие неоднозначное решение. Например, словосочетание иллюстрировать книгу при замене глагола существительным может принять вид иллюстрация в книге, где зависимое слово представляет собой чистое определение (т.е. книжная иллюстрация). Но можно трансформировать и в словосочетание иллюстрирование книги, где главное слово (отглагольное существительное) сохраняет значение процесса. Могут в таких упражнениях встретиться примеры, имеющие отрицательное решение. Например, при выполнении задания Образуйте из данных словосочетаний синонимичные им по образцу: деревянная скульптура – скульптура из дерева среди исходных словосочетаний может встретиться словосочетание, которое не дает синонима при замене прилагательного существительным в косвенном падеже (деревенское масло № масло из деревни).

Подобные неожиданности заставляют вдумываться в значение слов и словосочетаний.

После упражнений идет текст (или несколько текстов). Задания к тексту позволяют обобщить и повторить пройденный материал, но основное их назначение – работа над развитием письменной речи. После анализа текста обязательно следует письменное задание: или написать изложение, близкое к стилю автора, или мини-сочинение.

5. Разделы «Культура речи» и «Стилистика»

Разделы сохраняют основной принцип (традиционный) построения учебника: не смешивать разные аспекты и уровни языковой системы, не перемежать теорию с практикой, повторяя структуру урока. В этих разделах не всегда есть вступительный текст или упражнение, но всегда теоретическое описание предшествует практической работе. В разделе «Культура речи» сначала описываются возможные речевые ошибки, а затем дается ряд упражнений с практическими заданиями. В разделе «Стилистика» сначала описываются стилистические возможности изучаемого явления, затем идет работа над текстами.

Практически все тексты учебника могут быть использованы учителем как материал для мини-изложений в художественном, публицистическом и научно-популярном стилях, как образцы для создания аналогичных по структуре текстов – описаний, рассуждений, повествований, как исходный материал для творческих работ.

Отметим стилевое и эмоциональное разнообразие текстов, обусловленное не совсем традиционным для учебников подбором авторов: Б.Пастернак (проза), Ю.Тынянов, А.Плетнев, И.Ефремов, Г.Газданов, Б.Окуджава (проза), Ю.Казаков, А.Аверченко, А.Шаров, А.Бухов. Не оставлены без внимания и классики учебной литературы (А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, М.Горький, В.Короленко, И.Тургенев, А.Куприн). Но и в этом случае отобранные тексты отличаются от обычно используемых и содержанием, и эмоциональностью. Есть в учебнике и тексты из детской (русской и мировой классики: из «Республики Шкид» Г.Белых и Л.Пантелеева, из «Приключений Карика и Вали» Я.Ларри, из Л.Кэрролла, Р.Киплинга, П.Трэверс.

6. Справочный материал. Словари

Заканчивается учебник необычно солидным справочным материалом, объем которого составляет треть от общего объема (60 страниц из 190). В него входят:

– основные правила орфографии частей речи и правила пунктуации;
– список минимальных схем простых двусоставных предложений;
– все виды разборов;
– перечни наиболее трудных для написания слов (слова с непроверяемыми гласными в корне; слова с гласными после шипящих и ц; слова с н и нн; наречия и наречные выражения);
– краткий орфоэпический словарь;
– словарь основных стилистических понятий;
– словари синонимов и антонимов;
– словарь фразеологизмов, встречающихся в текстах учебника;
– толковый словарь к текстам учебника.

Большая часть справочного материала – это орфографические правила и орфографические словари (43 страницы). Введение такого объемного материала по орфографии объясняется отсутствием в учебнике особого раздела, посвященного повторению правописания. В то же время учебник насыщен упражнениями с орфографическими заданиями. Предполагается, что учитель будет сам выбирать для повторения те или иные правила в зависимости от орфографического наполнения упражнений, с которыми он работает. Ученики же смогут самостоятельно выполнять задания, постоянно заглядывая в правила и словари, постепенно запоминая эти правила и написание слов без специального заучивания.

Отметим как новое для школьного учебника список минимальных схем простых двусоставных предложений и перечень основных стилистических понятий.

Введение списка минимальных схем предложений обусловлено желанием поднять научный уровень школьной грамматики. Как уже было сказано, современная научная классификация предложений совсем не отражена в школьной грамматике. Двусоставные предложения в школе обычно характеризуются в соответствии с типом сказуемого и способом выражения подлежащего, из чего автоматически следует, что подлежащее любого типа может свободно связываться со сказуемым любого типа. Между тем это совсем не так. Предложение характеризуется не типами подлежащего или сказуемого в отдельности, а типом грамматической основы, связью определенных типов подлежащих с определенными типами сказуемых. В частности, предложения с подлежащим – инфинитивом требуют при себе совершенно особого сказуемого, которое только формально может быть соотнесено с составными сказуемыми**. В науке инфинитивные предложения давно выделены в особый класс с особыми отношениями между главными членами. К списку можно обращаться при синтаксических разборах, а также пользоваться им как таблицей, систематизирующей материал по главным членам предложения.

7. Рабочая тетрадь

Повторение орфографии и морфологии вынесено из учебника в рабочие тетради.

Часть I рабочей тетради посвящена орфографии и словосочетанию. Поскольку орфография частей речи повторяется по учебнику, то в основе рабочей тетради лежат орфографические правила, которые связаны с правописанием частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Орфографические упражнения дополнены заданиями по теме «Словосочетание» (определить главное и зависимое слова, определить значение словосочетания, определить вид связи в подчинительном словосочетании и т.д.). Внимание к теме «Словосочетание» объясняется тем, что анализ словосочетания не всегда прост. У многих детей он вызывает трудности даже в старших классах, несмотря на то что определением главного и зависимого слова занимаются со 2-го класса. Именно умение видеть грамматические и смысловые связи слов в предложении лежит в основе синтаксического членения предложений, а следовательно, и пунктуационной грамотности.

Часть II рабочей тетради решает задачу повторения морфологии вместе с активной работой по выделению разных типов грамматических основ в предложениях. Известно, что выделение синтаксического центра предложения – не самая простая задача. Границы подлежащего и сказуемого не всегда определенны. В то же время умение выделить главные члены – начало синтаксического и пунктуационного разбора предложений. В этой тетради рассматриваются предложения с грамматическими основами разных видов:

1) предложения, в которых подлежащее выражено существительным в и.п., сказуемое – личной формой глагола;

2) предложения, в которых подлежащее выражено количественным оборотом, сказуемое – личной формой глагола;

3) предложения, в которых подлежащее может быть выражено любым способом, сказуемое – составное именное с именной частью, выраженной прилагательным, и т.д.

При рассмотрении предложений первого типа повторяются существительное и глагол (их грамматическая характеристика и правописание); второго типа – числительное и глагол; третьего типа – прилагательное. Такая организация материала позволяет не только повторить морфологию, но и запечатлеть в сознании ребенка «образы» разных грамматических основ предложений и выработать быстрое умение видеть их в реальном предложении.


* См.: Учебник «Русский язык» для 8-го класса под ред. М.Разумовской и П.Леканта (М.: Дрофа, 2000); Учебник В.Бабайцевой и Л.Чесноковой «Русский язык» (теория) для 5–9-х кл. (М.: Просвещение, 1995).

** Составные сказуемые при подлежащем в и.п. имеют полную парадигму, изменяясь по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. А составные сказуемые в предложениях типа Следить за новостями спорта – моя работа и Уйти значило бы обидеть хозяев имеют ограниченную парадигму, изменяясь (и то неохотно) только по наклонениям и временам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru