Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2002

Я ИДУ НА УРОК

С.Г. ПАЛЬМИНОВА


Путешествие в Цветоград

(Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»)

5 класс

Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, умения логически рассуждать на грамматическую тему;

3) воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку.

Форма: дидактическая игра.

Оборудование: карта путешествия, географический атлас, карточки с заданиями.

Структура урока: 1) разъяснение целей урока и правил игры;
2) актуализация опорных знаний;
3) выполнение специально подобранных заданий (по группам);
4) подведение общих итогов.

Прилагательное:

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

Вы, конечно, узнали меня, я – прилагательное. Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?

(Ответ учащихся.)

А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

(Ответ учащихся.)

Прилагательное: Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без меня, прилагательного, вы не могли бы общаться.

Учитель: А я могу без тебя обойтись. Вот послушай, какой рассказ о весне я сочинила.

Наступила весна. Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. Оно опустило лучи на землю. А в лесу запели птицы.

Прилагательное: Ребята, неужели вам понравился этот скучный рассказ? Как украсить текст, который мы слышали? Может быть, вам помогут мои друзья – прилагательные? Вот они: говорливый, веселые, яркое, теплые, озорная, долгожданная, прозрачный, лазурное, влажная, счастливые.

(Работа с текстом.)

– А вы знаете, на какие вопросы отвечают эти слова?
– А какими членами предложения они являются?

Ученик: Ребята, я теперь понял, что прилагательное прилагается к именам существительным, обозначает различные признаки предметов и отвечает на вопросы какой?, чей?

Учитель: А какие признаки обозначает прилагательное?

(Ответ учащихся.)

Прилагательное: Теперь вы готовы совершить путешествие в Цветоград? Оно будет нелегким, вам понадобятся хорошие знания, ведь нам предстоит пройти по морям, горам и долам. Я думаю, что это будет вам по силам. В путь!

Ученик:

СКАЗКА ПРО КРАСКИ

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою
На рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными долами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.

Прилагательное: Да уж, каждому – свой цвет: зелеными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки – красными. Согласны? Но наш путь в Цветоград лежит через Цветные моря. Какие Цветные моря вы знаете?

Задание. Запишите текст под диктовку:

Некоторые моря названы по цвету.

Белое море. Названо так потому, что оно значительное время года покрыто льдом и снегом.

Желтое море. Названо так из-за мутно-желтоватого цвета воды: река Хуанхэ, впадающая в море, приносит большое количество лёсса палево-желтого цвета.

Красное море. Расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды, который придают ей водоросли, растущие у берегов.

Черное море. Было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти черным. С IX века его иногда называли Русским морем.

Задание. Выпишите из текста прилагательные и определите падеж.

Прилагательное: Цвета окружают нас повсюду. Посмотрите на географическую карту. Найдите географические названия, образованные при помощи прилагательного белый:

река Белая (приток Камы), Белое озеро (Московская область, Шатурский р-н), Кирилло-Белозерский монастырь.

Учитель: А знаете ли вы, где находится Желтая река?

а) Хуанхэ означает по-китайски «Желтая река»;
б) в XIII веке монголо-татарские кочевники поработили Русь – и на берегах Волги образовались татарские ханства и царства. Именно тогда возникли многие топонимы тюркского происхождения: речка Сары-су («Желтая вода»), гора Сары-тау («Желтая гора»). Позже, когда русские потеснили в Приволжье татар, тюркские названия были переосмыслены – и появились город Царицын на берегу реки Царицы (Сары-су), город Саратов (у горы Сары-тау).

Прилагательное: Мы преодолели Цветные моря, реки и озера и высаживаемся в Долине дождей.

Учитель: Что вы знаете о дождях? Какие «дождевые» слова вам знакомы?

Задание. Запишите предложение Дожди бывают моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые (дожди, идущие полосами), косые, сильно окатные дожди, ливневые. Выделите окончания прилагательных, определите число. Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе?

Прилагательное: Но вернемся к дождям. С дождями связано много примет. Какие приметы вы знаете? Кто знает марийские народные приметы?

(Проверяем домашнее задание.)

Если солнце яркое, темно-розовое – может пойти дождь. Перед дождем луна льет тусклый свет.
Звезды часты – к дождю.
На молодом месяце черная отметина – к дождю.
Возле утреннего солнца радуга – к дождю.

Задание. Запишите под диктовку приметы. Найдите в них прилагательные, определите род, число, падеж. Если можно, образуйте от них краткие формы.

Учитель: Можно подолгу следить за игрой дождя. Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Ученик: Спорый – быстрый, скорый. А после грибного дождя (долгого, мелкого, теплого) хорошо растут грибы.

Прилагательное: Ну что ж, все водные преграды мы преодолели. А теперь мы садимся в автобус, едем дальше – в город, который называется Вкусный.

Учитель: Вы наверняка сразу вспомнили конфеты, пряники, халву, мармелад. Вряд ли найдется человек, который не любил бы мороженого. В жаркий день оно кажется таким вкусным, холодным, освежающим, спасительным.

Прилагательное: А вот и город Вкусный. Различные сорта мороженого названы по тем продуктам, которые входят в их состав. Какие сорта мороженого вы знаете? Все они – имена прилагательные. Запишите их и определите, от каких частей речи они образованы.

(Сливочное, молочное, фруктовое, клубничное, шоколадное, малиновое, фисташковое.)

Учитель: Мы полакомились разными сортами мороженого. И выходим из города Вкусного через Радужные ворота.

Назовите цвета радуги.

Прилагательное: Давайте вспомним:
красный – один из основных цветов, цвет крови, цвет мака, помидора;
оранжевый – цвет апельсина;
желтый – цвет солнца;
зеленый – цвет травы и листьев;
голубой – цвет ясного, безоблачного неба;
синий – цвет моря в ясный день;
фиолетовый – цвет фиалок, которые появляются на исходе зимы.

Задание. Составьте рассказ о радуге, используя эти прилагательные.

(Чтение рассказа.)

Прилагательное: Теперь на пути к Цветограду лежит озеро Золотое.

Учитель:

Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят!».

Задание. Как вы понимаете выражения золотая рожь, золотые руки, золотое сердце, золотой человек, золотая осень, золотые слова, золотое кольцо? В каком значении употреблено в них прилагательное золотой?

Прилагательное: Вот уже показался Цветоград. Но,чтобы туда попасть, нужно найти ключи от ворот Цветограда.

Задание. Запишите под диктовку предложение: Синее море – это человеческие мечты о счастье, о будущем, о прекрасном на земле. Найдите в нем прилагательные и разберите каждое как часть речи.

Учитель: А вот и ключи от Цветограда.

Прилагательное: Добро пожаловать, ребята, в мой Цветоград. Вы еще не раз побываете здесь у меня в гостях. Что нового, интересного вы узнали обо мне, совершив путешествие до Цветограда – столицы моего государства. Напишите об этом дома.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru