Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2002

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Т.Н.АРБУЗИНА


Может, сначала правильно?

(Давайте обсудим)

Мне довелось еще до публикации прочитать статью В.И. Слуцкого, и идея автора показалась мне, с одной стороны, интересной и заманчивой, а с другой – вызвала некоторые опасения. Хотелось бы услышать мнение читателей газеты: как учителя оценивают метод В.И. Слуцкого? Может быть, на страницах газеты устроить дискуссию на тему «Как лучше учить детей орфографии»?

Попробую высказать свои соображения. Напомню песню:

Эх, яблочко, куда ты к_тишься?
Ко мне в рот попадешь – не воротишься.

Люди постарше знают, как популярно было когда-то «Яблочко» даже среди детей. Песня исполнялась с пляской и прихлопами, ее часто передавали по радио. Но что показательно и поучительно –рифму в этом двустишии радиоисполнители не соблюдали, пели катишься, в отличие от прочих «певцов» и самих детей, которые не любят в песенках «нескладушки». И, как можно догадаться, у учеников в тетрадях мячики и тележки тоже котились.

Детям, родившимся позже, больше повезло с этим словом. Они хором распевали: Катится, катится голубой вагон, и с правописанием гласной в корне, надо полагать, все было в порядке. Выходит, орфография для ребенка – дело тонкое: как услышишь, так и напишешь.

У большинства современных детей, как уверяют психологи, лучше развита зрительная память, им нужно опираться на нее, запоминая, как пишется слово. Во всяком случае очень важен этот первоначальный этап: восприятие – запоминание – воспроизведение слова. И пока не закрепятся в памяти образы слов, не стоит, может быть, проводить эксперименты и расшатывать несформировавшиеся навыки: находить ошибки в «испорченном» тексте, вставлять пропущенные буквы и т.д.

Не лучше ли потратить больше времени на осваивание лексики, исследования значений слов, решение словообразовательных задачек? На внимательное переписывание хороших текстов (можно из программных произведений, можно с лингвистическим анализом). А сколько остается ненаписанных интересных диктантов и изложений... Попутно, почти незаметно, отрабатывается и орфография.

Сейчас всеобщая беда не только неграмотность орфографическая, но, что страшнее, сужение общего кругозора, обеднение словаря. Страшно, что дети не знают многих обычных русских слов. Например, в слове честолюбивый пишут и после ч не потому, что не видят корень слова, а потому, что не знают самого слова. Кто-то не понимает, что означает и слово честь. (Видно, честь нынче не в чести.)

А вот когда дети поумнеют и почувствуют себя увереннее, можно испытать их знания на прочность – в конце года, в старших классах – любым тестом, в том числе и шутливым.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru