Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См. № 16, 20, 27–28, 30, 34/2002


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 7. Синонимы и омонимы среди аффиксов

Задание 106

Писательница А.Кувшинчикова по случаю выхода своей первой книги приготовила шикарный салат и красиво уложила его в салатницу.

Как образованы первое и последнее слова этого предложения? Одинаковое ли значение имеет в них суффиксальный дериватор -ниц-? Как в лексике называются слова с одинаковым звучанием и написанием, но с абсолютно разным значением?
В словообразовании также встречается омонимия!
Запишите несколько слов с омонимичными значениями словообразовательного аффикса -ниц-.

Задание 107. Определите словообразовательное значение в словах каждой группы.

горошина
соломина
картофелина
виноградина

баранина
свинина
лососина
осетрина

глубина
тишина
ширина
толщина

Как образованы все эти слова? Докажите, что перед вами омонимичные суффиксальные дериваторы -ин-. Продолжите каждую группу своими примерами. Какую из них продолжить сложнее? Почему?

Задание 108. Докажите, что все производные прилагательные образовались от существительных с помощью суффиксального дериватора -ист-: перистый, серебристый, слоистый, ребристый, задиристый, пушистый, когтистый?

Но существительные тоже нередко используют этот аффикс для своего образования! Проверим.

Связь – связист, телефон – ..., гитара – ..., программа – ..., вокал – ..., баян – ..., трактор – ..., такси – ..., мотор – ..., виолончель – ..., ...

Продолжите этот список.
Что общего во всех производных существительных? Докажите, что аффиксы -ист- в существительных и прилагательных – омонимы.

Задание 109. Я задумал одно из 7 данных слов, образованных с помощью суффиксального дериватора -к-. Отгадайте его по моей подсказке.

Москвичка, птичка, ножка, свалка, итальянка, мышка, норвежка.

Подсказка: суффиксальный дериватор -к- обозначает действие.

Сколько омонимичных суффиксов в этом ряду?

Задание 110. Образуйте с помощью суффиксального дериватора -тель- существительные от данных глаголов.

Писать, выпрямить, осветить, строить, преподавать, нагревать, завоевать, победить, хранить, заменить, измерить, наблюдать, похитить, разбрызгивать, ополаскивать, изобретать, смесить.

Разбейте получившиеся существительные на две группы. Как вы озаглавите каждую группу?

Задание 111. Омонимы встречаются и среди приставочных дериваторов.

Даны 2 глагола и словообразовательное значение третьего. Назовите этот глагол.

Переплыть (реку), пересолить (суп), «сделать еще раз, наново».

Почему приставки пере- в этих глаголах являются омонимичными?
Составьте небольшие ряды глаголов с каждым из встретившихся здесь значений этой приставки. А может быть, есть и другие значения приставочного дериватора пере- ? Подумайте.

Задание 112. Что объединяет данный ряд слов?

Прозрачный, чистый, незамутненный, хрустальный, кристальный.

Верно, это лексические синонимы.
Произведите словообразовательный анализ следующих слов. Почему словообразовательные аффиксы в них можно назвать суффиксами-синонимами?

Миленький, грибок, полянка, ротик, орешек, перышко, дороженька.

Запишите свои примеры с такими же суффиксальными дериваторами-синонимами.
Вспомните названия сказок, в которых использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. («Аленький цветочек», «Теремок»...)

Задание 113. Даны три производных существительных: косьба, перегонка, окрашивание. Что их объединяет? А различает? Вспомните еще несколько примеров с синонимичными суффиксами со значением «действие».

Задание 114. Образуйте от данных исходных производные существительные со значением «лицо по профессии, роду занятий». Какие аффиксы-синонимы помогут вам справиться с этим заданием?

Журнал, печь (пироги), испытать, дирижировать, плясать, резать, помогать, продавать, море, рецензия.

Задание 115. Докажите, что приставочные дериваторы пре- (в одном из своих значений) и сверх- являются синонимами.

Задание 116. Прочитайте текст.

В котелке поспела сухарница, и охотники только было собрались ужинать.
Выстрел раздался неожиданно, как гром из чистого неба.
Пробитый пулей котелок выпал у Мартемьяна из рук и кувыркнулся в костер. Остроухая Белка с лаем ринулась в темноту.
– Сюды! – крикнул Маркел.
Он был ближе к большому кедру, под которым охотники расположились на ночлег, и первым успел прыгнуть за его широкий ствол.
Мартемьян, подхватив с земли винтовку, в два скачка очутился рядом с братом. И как раз вовремя: вторая пуля щелкнула по стволу и с визгом умчалась в темноту.
– Огонь... подь он к чомору! – выругался Маркел, трудно переводя дыхание.
Костер, залитый было выплеснувшейся из котелка сухарницей, вспыхнул с новой силой. Огонь добрался до сухих сучьев и охватил их высоким бездымным пламенем.

(В.Бианки)

Как вы растолкуете значение слова сухарница?
Помогает ли контекст понять, что суффиксальный дериватор -ниц- здесь не обозначает «емкость, вместилище для чего-либо» (ср. мыльница, конфетница...) и «лицо женского пола» (писательница, мечтательница...)?
Каково же значение суффикса -ниц- в слове сухарница?
Можете ли вы вспомнить слова с подобным значением этого дериватора?

Справка

Сухарница – скороспелое блюдо таежных охотников – размешанные в кипятке сухари с маслом и солью.

Задание 117. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Сквозь листву виден сад низкорослые яблони ветвистые груши кусты малины крыжовника. Почему на разных деревьях растут разные плоды? Ведь все это растет рядом, на одной земле.
На Мишиной руке появилась божья коровка, кругленькая, с твердым красным тельцем и черной точкой головы. Миша осторожно снял ее положил на ладонь и произнес
Божья коровка улети на небо принеси нам хлеба.
Она раскрыла тонкие крылышки и улетела.
Жужжит оса. Она делает круги над Мишей и, смолкнув, садится ему на ногу. Ужалит или нет? Если не шевелиться не ужалит. Миша лежит неподвижно. Оса некоторое время ползет по его ноге и с жужжанием улетает.
Незаметный но огромный живой мир копошится вокруг.
Муравей тащит хвоинку и рядом с ним движется маленькая угловатая тень. Вон скачет по траве кузнечик на длинных, согнутых, точно сломанных посередине, ножках. На садовой дорожке неуклюже, боком, прыгает воробей. А за ним полусонными, хмурящимися но внимательными глазками наблюдает кот, дремлющий на ступеньке беседки.
Ветер, пробегая, колышет запах травы аромат цветов благоухание яблонь. Приятная истома охватывает Мишу. Он дремлет и забывает о неприятностях сегодняшнего дня.

(А.Рыбаков)

Выпишите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приведите к ним исходные слова.
Какие суффиксальные дериваторы участвовали в образовании?
Являются ли они синонимами?
Почему нельзя включить в этот список слово беседка?
Входит ли в этот ряд слово угловатая? Какое значение имеет в нем суффиксальный дериватор -оват-?
Запишите несколько прилагательных с таким же значением этого аффикса.

Задание 118. Прочитайте текст.

На следующий день было воскресенье. Все семейство собралось идти обедать к Гришиной тетке, которая праздновала день своего рождения.
Гриша хотел было сказать, что ему нездоровится, и остаться дома, но потом представил себе, как он будет томиться в квартире один-одинешенек в то время, когда можно было бы сидеть среди веселых тетиных гостей, есть всякие вкусные вещи и слушать радиолу...
Гриша отважился пойти. Как назло папа, мама, бабушка решили не ехать на автобусе, а прогуляться пешком. В каждом милиционере Грише чудился тот самый лейтенант, и он не шел по улице, а все время маневрировал. Едва увидев человека в милицейской форме впереди себя, он сразу отставал от родных и шел за ними, почти уткнувшись лицом в папину спину. Обнаружив милиционера сзади, он забегал вперед и шел так близко от родителей, что они наступали ему на пятки.
– Слушай, друг, да иди ты, как люди ходят, что ты вертишься как заведенный! – не выдержал отец.

(Ю.Сотник)

Почему Грише поначалу не хотелось идти к тете?
А почему же он «отважился пойти»?
Почему автор употребил глагол отважился?
Как образованы прилагательные Гришина (тетка), тетины (гости)?
Какое значение имеет в них суффиксальный дериватор -ин-?
Приведите примеры прилагательных с подобным значением.
А в прилагательных куриный, воробьиный, соловьиный мы встречаем этот же суффикс или его омоним? Почему?
Постарайтесь запомнить особенность написания суффикса -ин- в прилагательных.

Задание 119. Начните или закончите высказывания.

С точки зрения словообразования все слова делятся на______________________________________ .
__________________называются производными.
Словообразовательными аффиксами являются_________________________________________ .
___________________называется словообразовательным значением.
Словообразовательный аффикс прикрепляется к________________________________________ .
______________________, так как исходное для него – предпринимать.
Суффиксация отличается от префиксации________________________________________ .
________________________образованы приставочно-суффиксальным способом.
Суффиксальные дериваторы -ств- в словах крестьянство и вероломство являются_________________ .
Слова жонглер и бегун имеют синонимичные аффиксы, потому что___________________________ .

Задание 120. Найдите фактические ошибки по теме «Словообразование» в следующих цитатах из энциклопедии «Я познаю мир. Русский язык» (М.: АСТ, 1997):

  • Словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово.

  • Присмотритесь к словам родник, родина, народ, родня. Что у них общего?.. Общая часть род. Она-то и есть корень всех этих слов.

  • Приставка о- обозначает также наличие ошибки, промаха в действии. По этому типу образовались слова ошибка, описка, опечатка, оплошность...

  • Из корня -лет- суффикс -чик- образовал слово летчик, из слова груз – грузчик, переплет – переплетчик.

  • Есть суффиксы «ягодные»: -ик- (голубика, черника, клубника), «мясные»: -ин- (баранина, свинина, телятина и т.д.).

  • В слове езда выделяется редкий суффикс -зд-. В слове ехать и его формах (ехал, ехавши и т.д.) выделяется редкий суффикс -ха-.

  • Обратимся теперь к наречиям: пешком, ползком, гуськом, торчком, битком, ничком. Может ли -ком быть окончанием? Нет, так как наречие – это неизменяемая часть речи. Но, к сожалению, суффикс -ком- не отмечен пока ни одной грамматикой русского языка.

Задание 121. Внимание – новинка: энтимологический словарь!

Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них.

БЕЗДАРЬ – человек, которому ничего не подарили на день рождения.

БЕСПЕЧНОСТЬ (техн.) – отсутствие в квартире печки; центральное отопление.

БОЛТОВНЯ – гайка.

ВЕСЕЛЬЧАК – гребец.

ВЫЖИМКИ – плавки.

ГОНЧАЯ – чаепитие.

ДЕРЮГА (руг.) – зубной врач.

ЗАКЛАДКА (школьн.) – ябеда, доносчица.

ЗЕМЛЯК – червяк.

ИЗВЕРГ – действующий вулкан.

РАДИСТ (филос.) – оптимист, человек, который всему рад.

РЕЧКА (канцелярск.) – краткое выступление, ср. спичка.

СТРИЖ – парикмахер.

(Б.Ю. Норман)

А как на самом деле образованы эти слова? Все ли они являются производными?
Может, кто-то из вас тоже внесет свой вклад в энтимологический словарь? Как бы вы растолковали значение слов: безграмотный, брюква, горбуша, днище, сморчок...?

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru