Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2002

Я ИДУ НА УРОК

Т.А.КУШЕВИЧ,
лицей N1,
г.Орёл


Уроки русского языка в старших классах

Уроки русского языка в старших классах – довольно большая редкость в традиционной школьной программе. Они имеют свою специфику. Несомненно, нельзя ограничиваться только повторением орфографических и пунктуационных правил и отработкой навыков грамотного письма. В курсе, введенном в школах Орловской области в качестве регионального компонента и рассчитанном на 2 года (34 часа в каждом классе), ставится задача обобщить, систематизировать и углубить знания, полученные учащимися в средней школе, а также показать живую взаимосвязь отдельных языковых явлений и лингвистических категорий, расширить сведения по стилистике, культуре речи и др.
Предлагаемые уроки объединены общей задачей – понять, какую роль играет та или иная часть речи в рассматриваемом тексте, оценить ее изобразительные возможности. Дидактическим материалом служат стихотворения или отрывки из изучаемых (приблизительно в одно время, параллельно) прозаических произведений в курсе литературы 10-го класса.

УРОК 1 (ВВОДНЫЙ)

Комплексный анализ стихотворения А.Пушкина «Нереида». Языковые средства выразительности

I. Индивидуальное задание.

Закончите высказывание известной русской актрисы Рины Зеленой. Оформите его как эпиграф к уроку (обращается внимание на отсутствие кавычек).
Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же крат. прил. и крат. прил. (прекрасна и беззащитна).

II. Объявление темы урока.

Чтение наизусть стихотворения «Нереида» (учителем или подготовленным учащимся).
Когда написано это стихотворение?
Стихотворение А.Пушкина «Нереида» написано в 1820 году в южной ссылке, опубликовано в «Полярной звезде» за 1824 г. и включено в сборник 1826 г. в раздел «Подражание древним».
Какие слова нужно объяснить?

Таврида – во времена Пушкина название Крымского полуострова.

Нереида – в греческой мифологии низшее божество, нимфа, одна из 50 дочерей морского старца Нерея и Дориды. Имена нереид отражают различные качества спокойно играющего ласкового моря.

Влага – о водном пространстве, море. (См. Словарь языка Пушкина. М.: Азбуковник, 2000.)

Запишите стихотворение. Объясните все знаки препинания (повторение условий обособления распространенных определений, нахождение случая дистантного положения обособленного определения по отношению к определяемому слову: Сокрытый меж дерев, едва я).

НЕРЕИДА

Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел нереиду.
Сокрытый меж дерев, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою – полубогиня грудь
Младую, белую, как лебедь, воздымала
И пену из власов струею выжимала.

(А.Пушкин)

Назовите реальные время, место и действующих лиц.
(Раннее утро, берег моря. Лирический герой, скрытый деревьями, купающаяся девушка, названная полубогиней.)

На какие смысловые части можно разделить стихотворение?
Что собой символизирует нереида? Какие ассоциации вызывает у вас этот образ? (Воплощение божественной красоты. Афродита, рожденная из пены морской.)

Как бы вы определили жанр этого произведения? Не кажется ли вам, что стихотворение не закончено? (Это фрагмент, «картинка».)

Да, это жанр поэтического фрагмента, лирической миниатюры (кстати, впоследствии был блестяще разработан Ф.И. Тютчевым). Его художественная задача – передать эстетическое переживание, пробудить в человеке чувство прекрасного.
В каком стихотворении зрелого Пушкина говорится о том, что красота подобна мимолетному виденью?

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

К каким языковым средствам выразительности прибегает поэт в этом стихотворении?
Использование мифологического образа морской нимфы – нереиды.
Лексический уровень: устаревшая лексика (лобзать, младой), точные и простые эпитеты, метафора (лобзающих Тавриду), олицетворение.
Морфологический уровень: устаревшие формы слов, создающие высокий стиль стихотворения, – власов, струею, влагою, сокрытый меж дерев, воздымала (нормы XVIII века).
Синтаксический уровень: синтаксический параллелизм (3 из 6 строк начинаются с обстоятельства места), сравнение, синтаксический перенос («рваная строка») в строках 4 и 5 – излюбленный пушкинский прием.
Фонетический уровень: скопление звуков, имитирующих плеск волн.

III. Домашнее задание.

  • § 27, упр. 141, 144 (Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 1998 и далее).

  • Напишите сочинение-миниатюру на основе развернутой метафоры на ту же, «морскую», тему.

УРОК 2

Имя существительное как часть речи. Роль существительных в художественном тексте

Эпиграф к уроку:
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
М.Горький

I. Индивидуальное задание (выполняется на доске). Морфологический разбор имен существительных из эпиграфа к уроку (1–2 человека).
Как вы понимаете данное высказывание? Какой художественный прием лежит в его основе? Объясните постановку тире в предложении.

II. Объявление темы урока.

Имена существительные – самые частотные в нашей речи слова: ученые подсчитали, что на каждые 100 слов приходится приблизительно 40 имен существительных и только 26 глаголов.

III. Проверка домашнего задания.

Характеристика имени существительного как части речи.
Обращаем внимание на то, какие грамматические значения выражены у имен существительных.
Можно расширить знания учащихся, рассказав о категории одушевленности-неодушевленности и грамматическом способе ее выражения.

Для справок

У существительных одушевленных, т.е. называющих отдельных людей и животных, форма вин. п. омонимична род. п.; у всех остальных она омонимична им. п. Это относится к склонению существительных во мн. ч, а в ед. ч. свойственно словам муж. рода 2-го склонения.
Некоторые существительные, обозначая нечто неживое, являются одушевленными: вижу кукол, боялся на кладбище встретить мертвеца; в них объект называния грамматически представлен как живое существо.
Напротив, в словах микробы, бактерии живые существа грамматически представлены как неживые предметы (вижу микробы, бактерии) – следовательно, это существительные неодушевленные. (М.В. Панов. Русский язык. Газета «Русский язык», № 27–28/2002.)

Любая часть речи характеризуется с четырех сторон:

1. Общее значение, на какой вопрос отвечает.
2. Грамматические признаки.
3. Синтаксическая роль.
4. Морфемные показатели.

Последняя характеристика чрезвычайно важна, так как связана с правописанием окончаний, суффиксов и приставок.

IV. Работа с текстом.

Чтение, запись.

И всякий народ,… носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, …своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом…, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера.
Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает… свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, … как метко сказанное русское слово.

Назовите автора, произведение, его композиционную часть (Н.В. Гоголь, «Мертвые души», 5-я глава, лирическое отступление.)
Определите тип речи, аргументируйте свой выбор. (Рассуждение.)
Выделите тезис, объясните его метафорический смысл. (Всякий народ в слове отражает собственный характер.)
Какие имена существительные употреблены в ед. числе в значении множественного?

Выводы для записи в тетрадь

1. Грамматические характеристики имени существительного могут быть в тексте средством языковой выразительности.
Существительное единственного числа употребляется в значении множественного числа (обобщенное значение). Художественное средство, в основе которого лежит такой перенос, называется синекдоха (греч. «соотнесение»).
Помимо числа, особую смысловую нагрузку может выполнять и категория падежа. Найдите пример тропа (сравнения), связанного с определенной падежной формой (существительное в тв. п. – щеголем).

2. Экспрессивные, выразительные возможности имени существительного в гоголевском тексте демонстрируют:
а) творительный сравнения: щеголем – его большая, чем у сравнительного оборота, живописность, «легкость» (ср.: как щеголь);
б) имена собственные, с «живой внутренней формой», содержащие авторскую эмоционально-экспрессивную окраску: говорящие фамилии, прозвища, географические названия (Ноздрев, Заплатанной, сельцо Вшивая спесь, Задирайло).
Объясните значение слова сердцеведение. К какой группе слов с точки зрения происхождения и употребления оно относится? (Окказионализм, книжная, художественная лексика.) Найдите еще один авторский неологизм в данном отрывке. Что вы можете сказать о способе и характере его образования? (Умно-худощавое (слово) – эпитет, образован путем сложения основы и слова.)
Охарактеризуйте морфемный состав слова сердцеведение. (Сложное слово, образовано по словообразовательной модели: природ + о, товар + о, литератур + о + вед – ени – е.)

V. Домашнее задание.

  • Записи в тетради.

  • § 30, упр. 154. § 31, упр. 158. § 32, упр. 160 (Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Указанное выше пособие).

  • Подготовьте ответ на тему «Прилагательное как часть речи».

УРОК 3

Имя прилагательное как часть речи.

Роль прилагательных в художественном тексте

I. Лингвистическая разминка. Найдите 4-е лишнее:

Веский, тульский, резкий, скользкий;
утренний, торжественный, серебряный, естественный;
дешевый, ситцевый, свинцовый, столовый;
осенний, весенний, каменный, пламенный;
старинный, картинный, магазинный, гардинный.

II. Проверка домашнего задания.

Характеристика имени прилагательного как части речи.
Обращаем внимание на следующие моменты:

1. Морфемные показатели (суффиксы) прилагательных связаны с разрядом:

суффиксы качественных прил: -н-, -чив-, -лив-, -оньк-(-еньк-), -оват-(-еват-) и др.;

суффиксы относительных прил.: -ан-(-ян-), -енн-(-онн-), -ск-, -ов-, -чат-, -ат- и др.;

суффиксы притяжательных прил.: -j-, -ин-, -ов- и др.

2. Довольно распространенное явление – омонимия морфем (бирюзовый – отцов).

3. Изменяется разряд прилагательного, употребленного в переносном значении (золотое время – золотое кольцо).

III. Объявление темы урока.

Впервые имя прилагательное как самостоятельная часть речи было описано в XIX веке А.Х. Востоковым. Вспомним, какой литературный герой был большим «знатоком» грамматики, особенно существительных и прилагательных.
Тема «Имя прилагательное» изучается приблизительно одновременно с лирикой Тютчева и Фета – в декабре. Интересно отметить, что у двух великих русских поэтов совпадает дата рождения – 5 декабря.
По частотности употребления прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.
Особую роль играют имена прилагательные в художественной литературе, особенно в поэзии.

IV. Работа с текстом.

Чтение, запись (без заглавия).

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам –
Небесная, к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

1850

Охарактеризуйте синтаксическую структуру текста. (Текст представляет собой одно предложение.) Сделайте его пунктуационный разбор.
Данный текст позволяет вспомнить постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах, повторить главные условия обособленных определений:

  • Постпозиция (по отношению к определяемому слову).

  • Главное слово выражено личным местоимением.

  • Распространенность/нераспространенность определения.

Это стихотворение написано во 2-й половине XIX века. Вспомнив литературную ситуацию данного периода, определите, к какому направлению оно относится.
Кто автор стихотворения? В заглавии произведения названа его героиня. Кто она, на ваш взгляд? Аргументируйте свою точку зрения (Ф.И. Тютчев. Поэзия.)
Обратите внимание на три сильные позиции текста (название, первую и последнюю строки). Сформулируйте главную мысль текста: в чем видит лирический герой суть и назначение поэзии?
(Стихотворение Ф.И. Тютчева «Поэзия» – своеобразный поэтический манифест эстетического направления в литературе 2-й половины XIX века. Его сторонники видят назначение поэзии в служении Красоте, Гармонии, высшей Истине, считая, что художественное, высокое слово обладает магической силой примирения.)

С помощью каких языковых средств создается образ Поэзии? (Эпитеты: небесная, с лазурной ясностью во взоре, метафоры: слетает, льет елей.)

Как вы понимаете выражение лить елей? (Успокаивать, смирять.)

В каком значении употреблено слово море? (В перен.: люди; ср.: людское море, море людей, точнее, море людских страстей, так как оно бунтующее.)

Назовите все эпитеты стихотворения, охарактеризуйте их частеречевую принадлежность.

Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в данном тексте? (Ср. с одиночными причастиями, выступающими в роли прилагательных: клокочущие страсти, бунтующее море.)

Еще одним из важных художественных приемов в стихотворении Ф.И. Тютчева является повтор, в данном случае корневой (небес, небесный). Повтор как средство языковой выразительности необходимо отличать от тавтологии (речевого недочета): он служит созданию образа.

  • Определите роль корневого повтора в данном стихотворении. (Повтор небес – небесный подчеркивает божественную природу искусства.)

V. Домашнее задание.

  • Записи в тетради.

  • Устный ответ на вопрос «Роль прилагательных в художественном тексте» (с опорой на материалы урока).

  • § 36, упр. 184, 185, 186, 190 (6–10) (Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Указанное выше пособие.)

УРОК 4

Причастия и прилагательные.

Переход одиночных причастий в прилагательные.

Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях

I. Задание всему классу.

Распределите данные суффиксы в три столбца: суффиксы прилагательных, суффиксы причастий, омонимичные суффиксы прилагательных и причастий. Аргументируйте свой выбор, устно подбирая соответствующие примеры.

-Ан-(-ян-); -ущ-(-ющ-); -енн-(-онн-); -ин-; -им-; -янн-, -н-, -т-, -ом-(-ем-), -вш-; -ш-; -нн-; -к-; -ащ-(-ящ-); -оньк-(-еньк-).

II. Работа с текстом.

Чтение, запись.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.

Кто эти проезжающие? (Базаров, отец и сын Кирсановы.)

Чьими глазами мы видим отнюдь не живописную картину? (Аркадия Кирсанова.)

Какова роль этого пейзажа в контексте всего романа? (Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен.)

К какому типу речи относится отрывок из романа И.С. Тургенева? Есть ли у него какие-либо особенности? (Это динамическое описание, читатель как будто вместе с героями едет по дороге и наблюдает изменяющуюся картину.)

Какие части речи можно считать текстообразующими, формирующими такой тип речи, как описание? (Существительные, прилагательные и причастия.)

В чем заключается сходство и различие в общем категориальном значении прилагательных и причастий? (Обе части речи обозначают признак предмета, причастие – форма глагола, поэтому обозначает не просто признак, а процессуальный признак предмета. Причастие так же, как и прилагательное, изменяется по числам, родам и падежам, так же согласуется с существительным, к которому относится. Но причастие – это склоняемая форма глагола. В причастии так же, как в глаголе, могут быть выражены два времени: настоящее и прошедшее (причастия будущего времени в русском языке нет). Причастия могут принадлежать к двум разным группам: действительным и страдательным.)

Какие доказательства, кроме морфологических признаков, можно привести при определении принадлежности слова к классу прилагательных или причастий? (Морфемные показатели, т.е. характерные суффиксы; способ образования слова: прилагательные, как правило, образованы от существительных, но могут быть образованы и от глаголов, а причастия – только от глаголов.)

Задание 1. Выпишите из текста в два столбика словосочетания с главным словом именем существительным: 1) прил. + сущ.; 2) прич. + сущ.
Обозначьте суффиксы и окончания в прилагательных и причастиях (свой выбор мотивируйте).

Задание 2. Выпишите из текста действительные и страдательные причастия. От какой основы глагола образуются причастия настоящего и прошедшего времени? Выделите суффиксы причастий. Для справок пользуйтесь таблицей.

Таблица

Система суффиксов причастий

Задание 3. Найдите в тексте слова, которые образованы от глагола, обозначают признак предмета по действию, но не являются причастиями. К какой части речи их нужно отнести? (Слова молотильных, опустелых образованы от глаголов с помощью особых суффиксов, нехарактерных для причастия. Они являются отглагольными прилагательными.)
Приведите свои примеры отглагольных прилагательных с суффиксами -л-, -льн-, -тельн-. (Горелый, зрелый, спелый, стиральный, читальный, купальный, осушительный, оглушительный.)

Задание 4. Найдите в тексте причастия, которые, лишившись зависимого слова, могут изменить свой внешний облик и перейти в разряд имен прилагательных. (Плетенные из хвороста стены – плетеные стены). Объясните правописание следующих слов: печеная, печенная на костре, пропеченная, непеченая (картошка).

Выводы для записи в тетради

Основным морфемным показателем отглагольных прилагательных является суффикс -ен-. (Менее продуктивными являются суффиксы -л-, -льн-, -тельн-). С точки зрения семантики они могут быть разделены на группы:

1) прилагательные, обозначающие качество человека: пуганый, бешеный, смышленый, ученый, стриженый, пудреный, чесаный и др.;
2) признак предметов, связанных со строительными или другими работами: крашеный, беленый, клееный, вязаный, штопаный, груженый, резаный, плетеный, тесаный, кошеный, стираный и др.;
3) признак предметов из области гастрономии и кулинарии: копченый, печеный, вареный, тушеный, жареный, сушеный, моченый, соленый, кипяченый, мороженый и др.

Задание 5. Объясните знаки препинания в записанном тексте и сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Для справок

Правописание нн (н) в страдательных причастиях прошедшего времени и в соотносительных с ними прилагательных

Краткие страдательные причастия пишутся с одним н: книга прочитана, письмо написано, глаза завязаны.

Полные страдательные причастия пишутся с двумя н:

1) если они образованы от глаголов совершенного вида, например: нарисованный Сашей дом, расположенный на берегу город, растерянный вид, взбаламученная вода, обиженное лицо, признанный ученый, сдержанные манеры, решенный вопрос, купленная книга, брошенный взгляд;
2) если они имеют суффикс -ованн-, например: взволнованное лицо, дрессированный лев, цивилизованное общество, балованный ребенок, рискованный шаг.

Полные страдательные причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, пишутся с одним н, если при них нет пояснительных слов, например: плетеная корзина, ученый кот, кипяченое молоко, соленые огурцы, вареная рыба, копченая колбаса.
Если же при них есть пояснительные слова, то они пишутся с двумя н, например: раненный в бою солдат, писанные им в 1812 году воспоминания, читанные в прошлом году лекции. (Русский язык. 7-й класс. Учебник под ред. М.В. Панова. М.: Реал-А, 2000. С. 190, 191.)

III. Домашнее задание.

  • Записи в тетради.

  • § 39, упр. 211, 185, 212 (Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Указанное выше пособие.)

  • Составьте план, подготовьте ответ на тему «Местоимение как часть речи».

УРОК 5

Местоимение как часть речи.

Роль местоимений в письменной и устной речи

I. Проверка домашнего задания.

Характеристика местоимения как части речи.
Термин «местоимение» говорит об основной функции этой части речи – функции замещения («вместо имени»).
Как связаны морфологические свойства и синтаксические особенности местоимений с общим грамматическим значением – не называть, а лишь указывать на предмет, признак (предмета или действия), количество?
(Местоимения приобретают некоторые морфологические признаки и тип синтаксической связи, характерные для той части речи, которую они замещают, поэтому можно говорить о местоимениях-существительных, местоимениях-прилагательных, местоимениях-наречиях и местоимениях-числительных, как это дано, например, в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой).
Сделайте вывод о наличии или отсутствии морфемных показателей у местоимений. (Их нет, за исключением специфических морфем неопределенных местоимений – приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.)

II. Работа с текстом.

Чтение, запись.

Доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

Кто и кому говорит эти слова? (Базаров Одинцовой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети.)

Данный отрывок интересен не только с точки зрения содержания, но и с формальной точки зрения, т.е. в плане языкового выражения. Наша задача – рассмотреть текст в контексте главной проблемы урока.

Задание 1. Найдите в тексте местоимения, распределите их по группам по соотношению с другими частями речи (мест. – сущ., мест. – прил., мест. – нареч.), в скобках укажите начальную форму. Определите разряды местоимений.
Приведите примеры местоимений-числительных. (Столько, сколько, много, мало, сколько-нибудь и др.)

Задание 2. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (путем подстановки подходящих по смыслу слов).

Качества одни и те же (одинаковые – прил.).
Достаточно одного экземпляра (двух, трех – числит.).
Ни один ботаник (любой, каждый, никакой – мест.).

Как телом, так и душой (двойной сочинительный союз).
Так называемые нравственные качества (называемые как? каким образом? – мест.-нареч.).

У всех (у кого? у людей – мест.-сущ.).
Обо всех других (определ. мест. и сущ.).

У каждого из нас (у человека – сущ.).
Каждою отдельною березой (мест.-прил.).

Сделайте вывод об общем количестве местоимений в русском языке, частотности их употребления и роли в речи.

Общее число местоимений ограниченно, по сравнению с другими самостоятельными частями речи их несоизмеримо мало, но встречаются они едва ли не чаще, так как одно и то же местоимение может заменять разные слова. Основная функция местоимений в речи – текстообразующая. Местоимения являются одним из важнейших грамматических средств связи предложений.

Уместно говорить и об изобразительно-выразительной функции местоимений в художественном тексте. Обилие местоимений придает содержанию обобщенный смысл.

Пунктуационный анализ текста

Сверьте записанный вами текст с текстом романа. Есть ли разночтения в знаках препинания? (Во втором предложении между частями БСП стоит двоеточие, хотя возможна постановка тире, так как есть противопоставление: нравственные качества одни и те же, а небольшие видоизменения ничего не значат; в последнем предложении перед что стоит запятая. По правилам современной пунктуации между подлежащим и сказуемым запятая не ставится, а что входит в состав именного сказуемого.)
Выполните синтаксический разбор первого и последнего предложений.

III. Домашнее задание.

  • Записи в тетради.

  • § 43, упр. 227, 228, 230 (Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Указанное выше пособие.)

    Публикация статьи произведена при поддержке сервиса "Империя знаний". Перейдя по ссылке http://empireofexams.com/ege, Вы можете потренироваться в сдаче ЕГЭ, ГИА или КДР. На "Империи знаний Вы найдете демоверсии этих эзаменов, прочтете статьи, посвященные их успешной сдаче, посмотрите обучающие видеоуроки. Сайт "Империя знаний" поможет Вам подготовиться к ЕГЭ онлайн, расскажет об итогах сдачи экзаменов прошлого года, а также с помощью удобного калькулятора позволит рассчитать Ваш тестовый балл по любому предмету.

Продолжение

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru