Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.С.БАРИНОВА,
г. Полярные Зори, Мурманская обл.


В чем причина неверного истолкования слова?

Ребятам на школьной олимпиаде было предложено истолковать выражение и найти исходное слово:

И его незадачливый соперник потерпел поражение.

Некоторые затруднились с ответом, другие ошибочно вышли на слово задача и пояснили, что этот соперник не справился с поставленной перед ним задачей, поэтому и проиграл.
В чем причина неверного истолкования? Очевидно, что ученики пошли по легкому пути, не пытались вдуматься в состав слова. Вполне вероятно, что это слово они никогда не слышали и сами не употребляли в речи, равно как и выражения вот незадача или день не задался с самого утра.
А ведь стоило поменять приставку, как получалось другое слово с тем же корнем:

незадачливый – неудачливый.

Вот мы уже близки к правильному ответу:

, а исходное слово, таким образом, восходит к глаголу дать. Итак, незадачливый означает «неудачливый», то есть тот, кому удача не далась, несчастливый. С пометой «разговорное» это слово есть во всех толковых словарях. Необходимо приучать ребят, исследуя слово, рассуждать и анализировать, начиная с таких «прозрачных» и нужных слов, как сердобольный, милосердный, бессребреник, а потом уже переходить к более трудным словам, но все же объяснимым из самого контекста.

Например: 1. Татары, отбитые огнем, уходили за окоём. (А.Н. Толстой. Петр Первый)

Окоём – пространство, которое можно окинуть взглядом, оком, горизонт.

2. На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)

Вощаной – натертый воском до блеска.

Интересны и задания, связанные с этимологией.
Докажите этимологическое родство слов:

пряник – пряный;
остолоп – столб;
невеста – неизвестная.

Эти задания «родились» у меня в процессе чтения словарей. Буду рада, если они покажутся вам интересными.
А следующее задание я где-то прочитала и с тех пор неизменно использую при изучении темы «Словообразование наречий»:

Досуха.
Досрочно.

Почему два наречия с одной приставкой имеют разные суффиксы, ведь по правилу приставка до- требует суффикса ?

Измученные догадками шестиклассники выдвигают массу версий, начиная от ударения и заканчивая исключением из правила.

А все гораздо проще. Использованы разные способы образования наречий:

– приставочно-суффиксальный, от прилагательного сухой;

– приставочный, от наречия срочно.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru