Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2003

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

«Другой взгляд» – так мы решили озаглавить новую серию материалов. Речь в них пойдет о разных сторонах учительской работы, к которым все давно привыкли, так что перестали думать: нельзя ли относиться к ним иначе?

Н.А.БОРИСЕНКО
г. Королев, Московская обл.


1. Правила игры, или Зачем нужны домашние задания

«Преподаватели, судя по всему, рассуждали примерно так же, как и Гермиона. Они буквально завалили учеников домашними заданиями. Да и как можно расслабиться, когда рядом Гермиона вслух повторяет двенадцать способов применения крови дракона или отрабатывает технику движения волшебной палочки». Судя по этому и некоторым другим фрагментам из «Гарри Поттера», без домашних заданий даже в Школе Волшебства и Чародейства не смогли обойтись, так прочно они вошли в мировой педагогический опыт. Но одно дело – отрабатывать технику движения волшебной палочки или зубрить историю магии и совсем другое – вставлять буквы и учить три наклонения глагола или десять видов придаточных, хотя, наверное, юные волшебники точно так же терпеть не могли домашних заданий, как и ученики наших обычных школ. Но, кажется, избежать их не удается ни в реальном, ни в фантастическом мире.

А между тем американские ученые, глубоко исследовавшие проблему домашней работы, пришли к парадоксальным выводам. Оказалось, что домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию – бессмысленное копирование учебников или других книг, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы – вред, вместо радости – отчаяние.

Но пока мы читаем об этом в педагогических журналах или монографиях, когда это касается каких-то гипотетических учеников в гипотетической школе, можно считать, что это не про нас. Поэтому мы решили зайти в обычный класс к самым обычным детям и узнать их мнение по поводу такого привычного для них дела, как домашнее задание.

Итак,

Мнение детей

– Как вы думаете, для чего учителя задают домашние задания?

Самыми общительными оказались пятиклассники, поэтому в первую очередь даем слово им:

– Чтобы проверить нас.
– Чтобы узнать, хорошо ли мы поняли тему, пройденную в классе.
– Чтобы мы повторили тему, если плохо поняли ее на уроке.
– Чтобы дети не валяли дурака дома и не отвлекались от школьной программы.
– Домашняя работа нужна, чтобы не было ошибок в контрольной.
– А я точно не знаю, для чего учителя задают домашние задания, но думаю, что они их задавали всегда и будут задавать вечно.

Чувствуете афористичность детских высказываний?
Восьмиклассники тоже захотели высказаться о наболевшем:

Не хотите, в один день по русскому – сочинение, по литературе – доклад, по математике – восемь номеров и плюс логические задачи, по истории – два параграфа, и каждый по 20 страниц!

Но сильнее всего прозвучали слова одной девочки из 7-го класса – настоящий крик души:

Вяжу носок! И никак не могу довязать. А она грозится двойку поставить!

Это – о домашнем задании по труду.
Каждый четвертый откровенно признался, что не любит домашних заданий. Остальные с одобрением взирали на смельчаков.

– Я не очень люблю делать домашние задания, потому что получается, что каждый урок длится весь день.
– Я не люблю делать уроки, потому что не всегда успеваю. Хочу поиграть с братом, на компьютере или с подругами, а тут домашние задания. А не успеешь вовремя сделать – мама на тебя накинется: «Я тебе говорила: “Учи!”. Никакого телевизора и компьютера!». А папа придет и добавит еще что-нибудь.
– Мне не нравятся домашние задания, потому что это совсем не весело, а, наоборот, очень нудно и скучно.
– А я вообще против домашних заданий. В школе уроки, дома уроки, даже погулять некогда.

И все-таки большинство детей готовы принять правила игры – выполнение домашних заданий.
Им нравятся:

Маленькие. Интересные. Необычные. На листочках. Умные. Которые не скучно выполнять.

Мнение учителей

Лет пятнадцать назад мне посчастливилось побывать в знаменитой Яснозоренской школе педагога-новатора Михаила Петровича Щетинина. Он тогда работал на Украине, в Кировоградской области, а мы жили недалеко. В одной из бесед Михаил Петрович сказал неожиданную вещь: «Какое счастье, что у меня только пять талантливых педагогов из 20! Какое счастье!». Парадокс? Отнюдь нет. Потому что самые сильные, самые творческие учителя порой требуют от ребят невозможного и больше всего задают на дом.
В школе Щетинина учили без домашних заданий (исключением была только литература). Правда, это нравилось не всем ученикам, не говоря уже об учителях и родителях. Опыт педагога-новатора (я говорю о домашних заданиях) что-то не прижился.
Все учителя понимают, что научить грамотно писать (решать задачи, работать с картой, чертить чертежи) без ежедневной тренировки невозможно. Но обязательно ли тренироваться именно после уроков, дома?

Учителя, как и дети, не едины в своем отношении к домашним заданиям. Многие уверены, что ученики и так ничего не делают и нечего их жалеть. Пусть учатся! Пусть делают как можно больше и дольше! Не поняли на уроке – доразберутся дома. Мало писали в классе – зато много напишут потом.
Правда, некоторые сомнения при этом возникают. Мы не можем руководить домашними процессами, и нам неизвестно, о чем думает человек, сидя за своим письменным столом и покрывая, нередко с отвращением, своими каракульками тетрадные страницы. Действительно ли он приобретает полезные навыки, проверяет написанное, обращается к словарям, перечитывает правила? Мы знаем, что часто бывает совсем наоборот: переписав упражнение из учебника в тетрадь, дети считают главную работу выполненной и уже не вспоминают о том, какую тему изучали на уроке, что именно надо было повторить и закрепить. Если вы спросите: «Кто не сделал домашнее задание?» – ни за что не поднимет руку тот, кто ничего не подчеркнул и не разобрал, а просто списал что-то в тетрадь из учебника. Потому что он уверен, что уже потрудился. Можно подумать, что с помощью домашних заданий мы вырабатываем у детей «привычку к труду благородную». Но бессмысленная работа не прибавляет любви к предмету.

Другие (и мы в их числе) считают: к детям следует относиться милосерднее и загружать их скучными и тяжелыми домашними заданиями без нужды не стоит. Но так нелегко решить, есть ли нужда в каждом конкретном случае. А вдруг из-за нашего свободомыслия нарушатся какие-то важные психологические и воспитательные процессы? И потом – не лучше ли подстраховаться? Ученик, которому много задано, вряд ли сделает все одинаково добросовестно, и у нас почти всегда остается возможность его упрекнуть. Мы можем об этом не задумываться, но бывает, что большим домашним заданием мы снимаем с себя ответственность за недостаточную четкость объяснений, за плохую организацию работы в классе. Поставить двойку за новый материал в день объяснения мы, пожалуй, не решимся, а в начале урока на следующий день – пожалуйста: «Ведь было же задано! Не выучил – и вот результат!».

Так задавать или не задавать? И если задавать, то что? Очень надеемся, дорогие коллеги, что вы примете участие в обсуждении этой серьезной проблемы.

Вот наше мнение: если уж без домашних заданий обойтись нельзя, то можно хотя бы отчасти предотвратить отрицательные последствия перегрузки учащихся. Советуем следовать нескольким довольно простым правилам.

  • Первое. Прежде всего научим школьников выполнять домашнюю работу по нашему предмету. Пусть на это уйдет вся первая четверть (особенно в пятом), но такое обучение с лихвой окупится в последующие годы.

  • Второе. Согласимся с пожеланиями учеников и будем наряду с традиционными, привычно скучными – без этого никуда не деться – упражнениями задавать и «маленькие. Интересные. Необычные. На листочках. Умные». (Для справки: в книге В.А. Сидоренкова «Углубленное изучение русского языка» (М., 1996) много страниц посвящено именно проблеме домашней работы учащихся. Там же предлагаются различные «нетрадиционные» виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, кроссвордов, творческих работ). У каждого учителя в запасниках есть свои варианты подобных заданий, и читатели «Русского языка» не раз делились с коллегами своими находками (надеемся, будут делиться и впредь).

  • Третье. Стоит разным учащимся по возможности предлагать разные домашние задания.

  • И, наконец, там, где можно обойтись без домашних заданий, давайте обойдемся без них. Это правило в игре под названием «домашние задания» остается главным.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru