Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Т.С. ЧЕЛНОКОВА,
Пироговская школа, г. Москва.


Знаем ли мы свою страну?

Несколько текстов о Северной столице

Интегрированные уроки

Очень часто, желая подчеркнуть низкое качество американского образования, мы приводим примеры незнания американцами географии своей страны. Говорим, что их ученики не могут назвать все штаты США.

А могут ли наши российские школьники ориентироваться в географии России и ее истории? К сожалению, восьмиклассники, изучающие в 7-м классе географию России, не всегда могут сообщить, где находятся такие города, как Мурманск, Омск, Саранск; неуверенно пытаются найти на карте Обь, Енисей, Становое нагорье, Новую Землю.

Зная подобного рода сложности, хочется помочь нашим ученикам освоить географию, историю. С этой целью пытаешься на практике воплотить принцип взаимосвязи школьных предметов.

Поэтому в новом учебном году я хотела, знакомя семиклассников с темой «Причастие», не только посвящать уроки этой части речи, но и сообщить определенные сведения по истории, географии, архитектуре. Поскольку в 2003 году мы празднуем 300-летие Санкт-Петербурга, для подробного изучения я выбрала именно этот город.

Разумеется, было очень интересно выяснить, что знают наши дети о второй столице России. К счастью, год основания и имя основателя знали все. Имена литераторов, чья жизнь и творчество связаны с этим городом, тоже не вызвали затруднения (вспомнили и Пушкина, и Гоголя, и Жуковского, и Некрасова, и Ахматову, и Блока, и Бальмонта, и Бродского).

Гораздо хуже обстояли дела с окрестностями Санкт-Петербурга. А, как мы знаем, именно пригороды часто являлись тем местом, где родился знаменитый человек. Затруднения вызвала и просьба назвать исторические дворцы, монументы и имена архитекторов и скульпторов. А ведь одна из традиционных школьных экскурсий – поездка в Санкт-Петербург. Но очень часто за обилием впечатлений, за великолепием города и окрестностей теряется нужная информация о достопримечательностях и истории, а остается лишь пестрая мозаика. Уверена: лучше сначала познакомить ученика на уроке с тем, что ему предстоит увидеть. Вот тогда не будет в головах разрозненных фрагментов, а сформируется, надеюсь, четкая картина.

Для этого наметила наиболее, на мой взгляд, интересные и нужные для общего развития направления: рассказываю о дворцах, зодчих, окрестностях Петербурга.

По разным источникам выбрала тексты, одновременно позволяющие работать над темами «Причастный оборот», «Н и нн в полных и кратких причастиях», «Образование причастий», «Синтаксическая функция причастия» и, что, пожалуй, самое главное, – «Роль причастия в художественном тексте».

Следуя за историей столицы Российской империи, я брала первые фрагменты, отражавшие события XVII века, постепенно переходила к XIX–XX векам.

ТЕКСТ 1

Тема урока: «Причастный оборот»

Сначала традиционно идет разговор о причастии и сообщается, что такое причастный оборот. Текст, приводимый ниже, используется как способ обработки и закрепления лингвистического материала.

Вступительная беседа

Вспомните, кто был ближайшим сподвижником Петра I. Когда эти люди появились в жизни Петра? А знаете ли вы, где жил А.Меншиков в Санкт-Петербурге?

После демонстрации фотографий дворца Меншикова читается текст. Его записывают, выделяя причастия с зависимыми словами.

Среди замечательных памятников архитектуры, украшающих и сегодня берега величественной Невы, достойное место занимает дворец Меншикова на Университетской набережной Васильевского острова. Со временем каменные палаты стали главными элементами обширнейшей усадьбы Меншикова на острове, подаренном ему Петром I. Строительство велось быстро, в сооружении и отделке дворца принимали участие Иоганн Шедель, нанятый хозяином в 1713 году, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли.
Здесь А.Д. Меншиков проводил блестящие дипломатические приемы, гремевшие на весь город, отмечал памятные даты побед в Северной войне, занимался делами строительства, требующими непрестанного внимания.

Вопросы

Где расположен меншиковский дворец? Перечислите зодчих, принимавших участие в строительстве.

Домашнее задание

  • Узнайте, какие еще здания расположены на Университетской набережной. Перечислите основные острова города. Подготовьте рассказ об ассамблеях, которые устраивал Петр I и его придворные.

ТЕКСТ 2

Этот текст был выбран в качестве диктанта по темам:

«Образование причастий», «Причастный оборот».

Мы говорили о меншиковском дворце. Вспомните, какие архитекторы принимали участие в создании этого дворца. Сегодня мы знакомимся с династией зодчих. Это приехавшая из Франции семья Растрелли.

Зтимний дворец.

Зтимний дворец. Архитектор – Ф.Б. Растрелли. 1754 – 1762

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

Франческо Бартоломео Растрелли – один из тех зодчих, чье имя неразрывно связано с Санкт-Петербургом. Он родился в Париже в 1700 году.
Семья будущего архитектора прибыла в Россию из Франции. Его отец, бывший неплохим скульптором, поехал в Россию, когда узнал, что Петр I приглашает мастеров для строительства столицы.
Первой самостоятельной работой, выполненной молодым архитектором, стал ансамбль Стрельна. После этого Растрелли начинает получать крупные заказы, связанные с переделкой дворцов. Одна из наиболее удачных его работ – перестройка Большого дворца в Петергофе. Но и Екатерининский дворец не уступал ему. Придворные, приглашенные на прием в перестроенный дворец, были восхищены его великолепием.
Зимний дворец, сгоревший в 1737 году, был восстановлен Растрелли. Это был уже пятый дворец, и работы по его воссозданию были растянуты на восемь лет.
Строил архитектор и культовые сооружения. Жемчужина города, Смольный собор, – тоже творение Растрелли.
В конце жизни этот талантливый архитектор получил признание коллег и был принят в Академию художеств.

ТЕКСТ 3

«Синтаксическая функция причастия»

– одна из тем, также позволяющая вести разговор о Санкт-Петербурге.

Вводная беседа

Вспомните, какие части речи соединились в причастии, и подумайте, какова синтаксическая функция причастия. Приведите свои примеры, где причастие является определением.
Послушайте мои примеры и назовите синтаксическую функцию причастия.
На Васильевском острове расположены здания меншиковского дворца, Кунсткамеры, Биржи.
А какие еще острова Санкт-Петербурга вы знаете?

Елагин остров, притягивающий людей уже третье столетие, обладает интересной историей. Владельцы, сменяющие друг друга, оформляли остров как загородную дачу, предназначенную для тихого отдыха в кругу семьи и друзей. Свое современное название остров получил в честь графа Елагина. При этом владельце местность была существенно изменена: появились каменные строения, возведенные, возможно, Джакомо Кваренги. Дом, построенный Елагиным, перешел в 1817 году в собственность императора Александра I. Остров был куплен им для матери.
Император желает, чтобы особняк был перестроен, и выбирает совершенно неизвестного в Петербурге архитектора Карло Росси.
Теперь новый фасад, украшенный коринфскими колоннами, завершают скульптуры львов. Лестница, ведущая ко дворцу, украшена двумя парами массивных ваз. Вокруг появились кухни, оранжерея, другие строения. Сейчас Елагин остров – музей.

Улица зодчего Росси

Улица зодчего Росси. Архитектор – К.И. Росси. 1820-е – 1830-е гг.

Михайловский дворец

Михайловский дворец (Государственный Русский музей)
Архитектор – К.И. Росси. 1819 – 1825

Домашнее задание

  • Перечислите другие созданные Карло Росси здания.

  • Вспомните, как звали мать Александра I, его братьев.

  • Напишите, какие летние резиденции царской семьи под Санкт-Петербургом вы знаете.

ТЕКСТ 4

Тема урока: «Н и нн в кратких и полных причастиях, отыменных прилагательных»

Вводная беседа посвящена синтаксической функции полных и кратких причастий, количеству н в полной и краткой формах.

Мы говорили на прошлом уроке о летней резиденции Марии Федоровны. Где располагалась эта резиденция? Кто купил ее для императрицы? Назовите архитекторов, создававших этот ансамбль.
Вы дома искали названия пригородных резиденций русских императоров, перечислите их.
С чьим именем связан Ораниенбаум?
Это одно из владений Павла I. Но не только это имя призывает нас помнить город, ныне носящий имя Ломоносов.

Мальчик Кипренский, отданный отцом на воспитание крепостному, был с ранних лет предоставлен себе.
Ораниенбаум пугал мальчика своим безмолвием. Театр и дворец, построенные Растрелли, давно пустовали. Сады застыли в пышном запустении. Дворцовые зеркала не отражали никого, а холодные залы годами не слышали... военной музыки времен императора Павла.
Мальчик был волен населять эти залы выдуманными героями и прекрасными женщинами.
В Ораниенбауме Кипренскому изредка удавалось пробираться к самому дворцу. Мальчик подымался на террасу и, прижав лоб к стеклу, рассматривал старинные портреты, висевшие в залах. Багровые вспышки мортир освещали крутые и надменные лица. Знамена развевались в синих грозовых тучах, обрезанных тяжелой золоченой рамой.

Домашнее задание

  • Подготовьте рассказ о творчестве О.Кипренского, назовите самый известный портрет императора, созданный Кипренским.

Конечно, образы Петербурга занимают особое место в русской литературе и можно найти бесконечно много текстов о городе. Но, если выделить дважды в неделю время для работы с текстом, мы приучим детей не только отрабатывать правила при выполнении упражнений. Ребята будут с удовольствием искать тексты, узнавая историю, обращая внимание на орфограммы. Тогда и свои тексты будут составляться грамотно (по содержанию и написанию), и авторский текст ученики привыкнут анализировать с разных сторон. Кроме этого, мы сможем приучить семиклассника (и любого ученика) работать с книгой (или с Интернетом), отбирать нужный материал самостоятельно. А это умение пригодится им в будущем.

Литература

1. Паустовский К.Г. Орест Кипренский. Из сб. «Судьба Шарля Лонсевиля». М., 1990.

2. Елагин остров. Императорский дворец. СПб., 1999.

3. Меншиковский дворец. Художественная культура. История и люди. Архитектурная хроника. М., 1986.

4. Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru