Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику В.В.Бабайцевой

Ф.С.ПАТРУШЕВА,
гимназия №48,
г. Талнах, Красноярский край


«Мы любим вводные слова.
Очевидно»

5 класс

Тема урока: «Вводные слова».

Цели урока:

– учить опознавать вводные слова в устной и письменной речи; определять их роль в предложении, тексте;
– формировать умения:

выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов разных семантических групп на основе анализа речевой ситуации;
отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения предложений с вводными словами;

– развивать умение различать вводные слова и члены предложения;
– формировать пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при вводных словах в письменной речи;
– закреплять навыки правильного написания вводных слов и словосочетаний;
– развивать творческую и речевую активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;
– воспитывать любовь к родному языку, слову.

Оборудование.

Таблицы:

– Наречия – вводные слова.
– Глаголы – вводные слова.
– Существительные – вводные слова.

Раздаточный материал*:

– Опорная таблица – «Вводные слова выражают следующие значения» (8 шт.);
– Кругограмма «Вводное слово» (4 шт.).
– Кроссворд «Спрятанное слово».
– Рисунки-карточки (8 шт.).

Учебник под ред. В.В. Бабайцевой (Практика), словари, опорная тетрадь, рабочая тетрадь, словарик личный.

Тип урока – закрепление знаний, умений, навыков.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

1. «Открытие» темы.

Ребята, я, возможно, поторопилась, заявив громко: «Мы любим вводные слова...».
– Любите ли вы вводные слова? Ответьте одним словом. Желательно вводным. Запишите его рядом с первой частью темы.
– Оставьте, пожалуйста, свободную строку. В конце урока вы поставите себе оценку. Тоже вводным словом.

2. «Обыгрывание» эпиграфа.

Поэт А.Кушнер посвятил вводным словам стихотворение, строки из которого я взяла в роли эпиграфа:

Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова.

3. Постановка целей, задач урока.

Сегодня мы покажем, как:

– умеем находить, узнавать, использовать вводные слова в устной и письменной речи;
– умеем из множества вводных слов и словосочетаний выбрать те, которые наиболее точно, ярко выражают нашу мысль, чувства;
– умеем их правильно писать, произносить;
– умеем выделять вводные слова и выражения интонационно и знаками препинания.
Одним словом, мы любим вводные слова!

II. Основная часть урока

1. Обучающая сказка «Чудные слова» (см. № 7/2003).

Расскажу я вам, ребята, сказку про слова чудные – вводные.

Задание. Внимательно слушайте и записывайте слова чудные – вводные!

Оформление записи в тетради:

конечно же, пожалуй, впрочем, как говорится, к радости общей, может быть, во-первых, во-вторых, в-третьих, разумеется, безусловно, по-видимому, возможно, по слухам, по мнению, по-моему, напротив.

Задание. Проверьте записанные слова по опорной таблице, словарику.

Работа по опорной таблице: 1) подчеркните орфограммы; 2) распределите по семантическим группам (устно).

Задача учащихся:

  • узнавать вводные слова в тексте;

  • выписывать по памяти, на слух;

  • проверить их правописание;

  • дать орфографический комментарий некоторых слов.

Пример: конечно (ср. кончить) же (част.); впрочем (ср. прочий).

Цель:

  • опознавание вводных слов в речи, определение их роли в тексте, распределение по семантическим группам;

  • развитие орфографической зоркости, памяти, внимания.

2. Работа с опорной таблицей «Вводные слова выражают...» (см. № 7/2003).

Работа в группах, в парах.

– Сопоставление предложений: с вводным словом – без вводного слова.
– Что изменилось, как изменился характер высказывания.
– Назовите вводные слова. Докажите правильность своего выбора.
– Запишите свои примеры (предложения) или запишите наиболее понравившиеся, обозначьте вводные слова условным знаком.
– Нарисуйте схему предложения, осложненного вводным словом, дайте характеристику предложения.

[+ + +, – =]. (Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено вводным словом кажется.)

[+ + +, = –];

[–, + + +, =] [...,+++, =]

3. Работа с учебником. Повторение – порядок синтаксического разбора – упр. 264.

– Расскажите о роли вводных слов в тексте: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, значит, итак.
– Обратите внимание на то, как пунктуационно оформляются предложения с данными словами. Вот как о них говорит поэт:

Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых»,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.

(А.Кушнер)

4. Самостоятельная работа.

Задание. Используя таблицы, сгруппируйте вводные слова по орфограммам.

I. С удвоенной согласной.

Бесспорно,
несомненно,
естественно.

II. -тся/-ться в глаголах.

Кажется,
разумеется,
помнится,
случается,
как говорится,
признаться (петь ты мастерица).

III. Употребление дефиса в словах.

По-моему,
по-вашему,
по-видимому,
во-первых,
во-вторых,
в-третьих.

IV. Существительные с предлогами.

К счастью,
к несчастью,
по сообщению,
к сожалению,
без сомнения.

Вывод учащиеся делают самостоятельно:

1) В роли вводных слов могут быть различные части речи (чаще наречия, существительные, глаголы).
2) Нужно помнить о правописании вводных слов.

5. Работаем с кругограммами (см. № 7/2003).

Работа со словарями (толковый словарь С.И. Ожегова, словообразовательный словарь А.Н. Тихонова, этимологический словарь).

Задания:

1. Найдите вводное слово.
2. Работа со словарями; лексико-орфографическая работа; словообразовательный разбор.
3. Конструирование предложений по схемам:

1) [+ + + , ...],

2) [... , + + +, ...], с. 85 (учебн.),

3) [... , + + +].

1) Очевидно2

очевидный,
очам видно,
(очевидец),
око, видеть.

2) Видимо2

видимый,
видеть (вид).

3) Пожалуй – вводное слово, выражает возможность, склонность согласиться с чем-либо.

Я, пожалуй, приду.

Ему созвучно слово пожалуйста – это вводное слово. Некоторые ученые называют его частицей, но Бабайцева отнесла его в группу вводных слов. Оно употребляется в этикетных формулах, например:

Скажите, пожалуйста, который час.

С. 107, § 94. Бабайцева (Т), произносится [пожалыста].

  • Скажите пожалуйста! – вводное выражение, выражает оттенок неодобрения, возмущения, удивления, иронию.

  • Скажите пожалуйста, какая важная птица!

  • Скажите пожалуйста, он еще и спорит!

4) Конечно – некоторые вводные слова современного русского языка являются результатом сокращения (усечения) вводных сочетаний слов, в настоящее время устаревших.

Конечно – это сокращенное конечное дело (устаревшее: договориться, конечное дело, можно).

Образцы ответа.

– С помощью вводного слова (очевидно) я выразил надежду на то, что мне удастся выполнить те или иные действия.
– Вводное слово (очевидно) выделил интонацией, письменно – запятыми, потому что оно стоит в середине предложения.
– Графически выделяю [, + + + ,].
– Вводное слово (очевидно) можно заменить синонимом (наверное, скорее всего).
– Слово имеет в современном языке корень-очевид-, а исторически можно восстановить в этом слове 2 корня (очи (око) и видеть (вид), е – соединительная гласная).

6. Решение кроссворда «Спрятанное слово» (см. № 7/2003).

– Если вы узнаёте вводные слова, знаете их значения, правильно их пишете, то быстро решите кроссворд.
(Работа в парах, затем совещаются в группе.)

Напоминание: можно пользоваться всем справочным материалом.

– Запишите в тетрадь слова, которые вы не употребляли в речи сегодня. Какие из них просторечные, разговорные? Книжные? (Бывало, видать, помнится, слыхать, словом, очевидно, вероятно, безусловно – запись в тетрадь.)

7. Развитие речи.

1) Инсценировка «Петин поход в кино».

ТЕКСТ

...Пятиклассник Петя вернулся из кино. Глаза его возбужденно блестели.
– Что, хорошая была картина? – спросил я.
– Ух и здорово! – ответил он.
– Что же здорово?
– Да, понимаете, так здорово! Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом, понимаете... Ну, словом, просто здорово... Вообще, так сказать, но сначала не знает, так здорово, что, понимаете, в общем, никто не знает. А потом, понимаете, он-то уж знает, а они... Ну, в общем, здорово! Понимаете?
Но я не понимал. Мой приятель так и не сумел мне толком объяснить, что же так понравилось ему в фильме.

(А. Дорохов)

– Понятно ли, кто был героем фильма? Почему?
– В чем проявилось неумение Пети объяснить, что именно ему понравилось в фильме?
– Оправданно ли употребление такого количества вводных слов в высказывании?**

2) Сочинение рассказа. Работа на листочках-черновиках.

– Составьте в парах связный текст по картинке, озаглавьте его. Употребите в тексте разумное количество вводных слов, подходящих к данной ситуации (сюжету картинки). (Л.М. Зельманова. Рисунки и карточки. 6-й класс.)

3) Проверка сочинений-миниатюр (3–4 ученика).

8. Вывод по теме урока.

Подводится по плану, предложенному учащимся в качестве домашнего задания. (Найдите ответы на вопросы.)

ПЛАН ОТВЕТА

1. Какие слова называются вводными?
2. Какие значения выражают вводные слова?
3. Как они выделяются в устной и письменной речи?
4. Для чего нужны вводные слова?

9. Итоговая беседа с учащимися.

– Какие задания были для вас трудными?
– Каким баллом оцениваете работу своей группы, свое участие на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Произнесите тему урока с «эмоциональной окрашенностью» в голосе – экспрессией: «Мы любим вводные слова! Очевидно!».
– Каким вводным словом вы бы оценили свою работу на уроке? Запишите его в заглавие урока.

Домашние задания:

1. Подготовка к словарному диктанту (слова в начале урока + слова, записанные в ходе урока).
2. Упр. 268. Инструкция по выполнению. Знаки препинания, работа над орфограммами.
3. Сочинение – 1) «Перемена», 2) «Какое время года я люблю и почему?» (по выбору учащихся) с использованием вводных слов.

Продолжение следует


* Раздаточный материал и творческие работы см. в № 7/2003.

** Русский язык в школе. 1997. № 1. С. 43.

 

Рейтинг@Mail.ru