Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.И. РАЙСКИЙ,
г. Москва


Дидактические материалы для подготовки к выпускному сочинению и изложению*

Для самостоятельной подготовки учеников и абитуриентов, а также для работы учителя по курсу практической стилистики

10 - 11 классы

I. Стилистические ошибки

Функциональные стили речи отличаются друг от друга лексическим составом, эмоциональной окраской фраз и синтаксическими особенностями. Например, для разговорного стиля характерны короткие фразы, редкое употребление причастных и деепричастных оборотов, эмоциональность, а также соответствующая лексика – те слова, которые в словарях даются с пометой разг. или прост. Официально-деловому стилю присущи традиционные выражения и обороты (так называемые канцеляризмы), обилие отглагольных существительных, отсутствие эмоциональной окраски фраз. Научный стиль отличается преимущественно сложными предложениями, насыщенностью терминами, строгой логикой в построении текста, четким следованием теме. Публицистический стиль характеризуется повышенной эмоциональностью, стремлением к образности, использованием слов различных лексических пластов.

Стилистические ошибки связаны с игнорированием стилистической окраски слова или оборота.
Кроме того, школьники часто злоупотребляют канцеляризмами, пользуются терминами, смысла которых толком не знают.

1. Термины

Представляется целесообразным использовать в работе с этим разделом школьный словарь литературоведческих терминов.

  • Примеры с комментариями

1. Сюжеты этих пьес схожи по своему нраву. Сюжет не имеет нрава; даже употребление слова характер вместо нрав здесь сомнительно. Предлагаемые варианты исправления: эти пьесы схожи по сюжету; сюжеты этих пьес схожи – и т.п.

2. В эпилоге драмы «Гроза» происходит развязка. Эпилог согласно определению – это заключительная часть художественного произведения, сообщающая о судьбе героев после изображенных в произведении событий или дающая дополнительные разъяснения замысла автора (см. любой словарь литературоведческих терминов). Развязка – часть композиции, идущая за кульминацией, завершение событий в произведении. Следовательно, в эпилоге развязка происходить не может; кроме того, в драме «Гроза» нет эпилога. Вывод: фраза в целом бессмысленна. Предлагаемый вариант исправления: В последних сценах драмы «Гроза» происходит развязка.

  • Примеры для коллективной работы в классе

Сюжет / мотив / композиция и ее части

1. В этих произведениях показано сходство сюжета.
2. В обоих произведениях существует сюжетный поворот с дуэлью.
3. Она наивно полагала, что Онегин и есть прототип ее идеала.
4. Эпилог является результатом всего рассказа.
5. Ярко чувствуется художественный стиль благодаря монологам, разным по структуре предложениям и правильной композиции. Также в этом тексте есть кульминация, присущая для текстов, написанных художественным стилем.

Художественные приемы и средства

1. Прочитав этот отрывок, я увидел множество художественных средств.
2. Гоголь описывает Собакевича, не жалея почти никаких литературных терминов – эпитетов или сравнения.
3. В этом стихотворении прослеживается четкий эпитет.
4. У Ларисы и Катерины схожи мотивы судьбы.
5. В поэме выражены религиозные мотивы, юмор, образ стихии и революции.

Образ

1. Стихотворение пропитано реальностью. Именно поэтому сильно выражена четкость образов.
2. Такие образы, как Чацкий, признавали сумасшедшими или, по-другому, белыми воронами общества.
3. Чацкий представлен в образе борца за истину.
4. Из первых же строк произведения обнаруживается один из художественных образов – смена ритма.
5. Этим названием Лесков хотел подчеркнуть образ своего героя.

Персонаж / герой

1. Создается впечатление, что персонаж Манилова не различает сказку и реальность.
2. Практически для всех персонажей использован прием преувеличения – гипербола.
3. Персонаж Чичикова наименее преувеличенный и наиболее приближенный к реальной жизни.
4. Лариса является центральным лицом пьесы «Бесприданница».
5. Чацкого возмущает в Молчалине не его низкое происхождение, а именно психологический портрет человека бесчестного.

Жанр

1. В пьесе «Гроза» основной жанр – трагедия, но сам автор считает, что это роман.
2. В советское время поэму воспринимали как революционную лирику.
3. Жанровое своеобразие в пьесе «Вишневый сад» очень различно.
4. Чехов создает новый оригинальный жанр – драматургию.
5. Поэма «Мцыри» заключена в традиционную для романтизма форму исповеди.

Тема / проблема / идея

1. Он затрагивал тему, которую так и хотелось услышать.
2. Тема «человек» приобрела у Горького понимание человеколюбия.
3. Даже в тех произведениях, где эта проблема не была главной, она все равно присутствовала, так как занимала одно из первых мест в ряду нравственных символов.
4. Сквозной темой Катерины является желание обрести свободу и избавиться от тирании своей свекрови.
5. В романе «Отцы и дети» одной из главных тем является проблема в общении двух поколений.

2. Канцеляризмы; «наукообразная» речь

  • Примеры с комментариями

1. В конце цитаты Базаров утверждает, что все в прошлом. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения или чьи-либо слова, повторенные в точности. Следовательно, Базаров не мог ничего утверждать в конце цитаты. Источник ошибки – странное представление ученика о том, что цитата и монолог или диалог, цитата и реплика, цитата и разговор – одно и то же. Предлагаемый вариант исправления: В конце разговора Базаров утверждает, что все в прошлом.

2. Это не только личная, но и глубоко общественная, социальная трагедия. В данном случае, во-первых, непонятно, зачем употреблено слово глубоко – звучит, может быть, и «солидно», на взгляд автора сочинения, но на самом деле смешно и бессмысленно. Во-вторых, наличествует плеоназм (см. ниже): общественная и социальная – одно и то же. Предлагаемый вариант исправления: Это не только личная, но и общественная трагедия.

  • Примеры для коллективной работы в классе

1. Не в его правилах пресмыкаться перед вышепоставленными людьми.
2. У Андрея и Пьера присутствует чувство долга.
3. Есть еще один случай, в котором Базаров проявляет то ли любовь, то ли издевательство, то ли хочет отомстить Кирсановым.
4. Героизм может быть у любого человека, он следует из сердца.
5. Роман является представителем реализма в русской литературе XIX века.
6. Если подумать логически над этим вопросом, то появится вывод.
7. Эта повесть с патриотическим оттенком.
8. Астафьев посвятил все свои рассказы деревенской прозе.
9. Ленского можно считать романтическим героем, он любил Ольгу, был романтиком, и то, что с ним происходило, а это в целом: его приезд, любовь, дружба с Онегиным и дуэль, – можно считать романтикой.
10. Синтаксически текст передается с помощью простых, а иногда односоставных предложений.
11. Художественность этого эпизода выражена так ярко, что задевает душевное состояние читателей.
12. Данный текст представляет собой художественный стиль.
13. Владимир попал Бурмину в сердечные сосуды.
14. В своем произведении он показал Базарова как отличие от окружающей среды.
15. Базаров ко всему относится с естественно-научной позиции.
16. В лице Одинцовой Базаров сталкивается с женской красотой в самых широких национальных ее проявлениях.

ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ

1. Определите тип ошибки и сформулируйте два варианта грамотного построения каждой фразы.

1) На вечере выступал известный артист, и он прошел очень интересно. 2) Петербург был центр культуры и науки. 3) Иванов был отец троих детей. 4) Лена пришла к Тане, и она ей сказала, что ей звонил Дима. 5) Снег засыпал город, который шел уже третий день.

2. Определите тип ошибки и постройте фразы грамотно.

1) Спикер предложил депутату занять его место. 2) Журналисты попросили мэра организовать себе пресс-конференцию с ними. 3) Кошка с собакой вечно ссорится. 4) Сегодня школьники пришли с цветами, которыми они хотят поздравить учителей. 5) В комнату вошел Коля с Мишей. 6) МВД разработал новые правила. 7) Появились мама с продуктами. 8) Приехали отец с новым телевизором. 9) В комнате сидело три человека. 10) Ей не нравился принятый событиями поворот.

3. Ниже приведено шуточное четверостишие. С помощью каких стилистических приемов автор добился юмористического эффекта? Попробуйте сформулировать грамотные фразы, не меняя смысла и по возможности не заменяя слова, а только изменяя грамматические формы и порядок слов.

Если хочешь сил моральных
И физических сберечь,
Пейте соков натуральных –
Укрепляет грудь и плеч!

Обобщающая практическая работа

Предлагается поработать с черновиком предэкзаменационного сочинения ученика выпускного класса. Теперь, когда первый этап работы пройден, можно попытаться отредактировать целый текст. Орфографические ошибки выделены прописными буквами, речевые ошибки подчеркнуты, после спорных утверждений в скобках стоят вопросительные знаки. Цифры при слове отмечают необоснованные повторы.

Задание № 1

1. Исправьте орфографические ошибки.
2. Исправьте речевые ошибки. В нужных случаях разделите предложения на более короткие.
3. Исправьте и прокомментируйте фактические ошибки {знак (?)}.
4. Письменно прокомментируйте спорные утверждения {знак (??)}.

Тема: «СОЦИАЛЬНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ  ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА».

Жизнь любого человека, его поступки, восприятие окружающего мира, строЮтся на протяжении всей жизни, начиная от рождения и до последних дней.

Каждый день человек узнает что-то новое, и это может изменить его жизнь на корню, изменить все и всех вокруг. Что же так надОвило на Раскольникова, что он смог пойти на убийство и в итоге причинить себе боль, самую страшную и сильную боль: потерять мать, единственного человека, который был нужен ему и которому был нужен он? Что же так сильно повлияло на Раскольникова, что, не находясь даже в состоянии аффекта (??), смог убить женщину, при этом абсолютно трезво мыслить (??) и еще суметь оправдаться (??) перед самим собой?

Раскольников все детство провел с матерью и сестрой, его мать была прекрасной женщиной, которая ничего не жалела для своего сына, иногда она отдавала ему последнее.

У Раскольникова вполне удачно складывалась жизнь (??), но за счет того, что у него1 не было отца (?), у него2 сформировался особенный характер (??), он3 был подвластен своим чувствам, хотя он4 был достаточно умным человеком, но бывало, что он5 забывал подумать о последствиях.

Раскольников прекрасно понимал, что такое жизнь и смерть, как правильно жить и умирать. (?) И он не боялся нЕ жизни, нЕ смерти (??), не боялся даже убить, отнять жизнь, и потом спокойно (?) жить, не обращая внимания на кусочек жизни, который должен был исправить всю его жизнь, (связь?) но Раскольников жил верой в себя.

«Ну вот и славно! Упокой Господь мертвых, а живым еще жить!» – а ведь он1 даже не верил в Бога, он2 надеялся, что он3 есть, в те моменты, когда он4 нужен1, когда у Него5 нужно2 что-то попросить, а когда он6 лишил жизни человека, он7 не задумался о том, есть ли он6 или нет, что его7 ждет; наверное, потом он8 все-таки понял, что и для его9 наказания наступит время, и никуда он10 не сможет уйти от Него11, ТАК-ЖЕ как и Алена Ивановна, (связь?) хоть она и была жестокой женщиной, которая мешала многим, ее наказал Раскольников, а позже и себя.

Раскольников был страНым человеком, как и все люди (?), он всех любил, но в ТО-ЖЕ время не видел надобности в этих людях. Я считаю, что воспитание Раскольникова без отца сильно повлияло на него, его мировоЗрение отличалось от всех остальных своей идеологией, Раскольников жил одним днем, он1 абсолютно не задумывался о том, что будет завтра и будет ли оно вообще, его2 волновало только сегодня (??), и если сегодня день вышел не совсем удачный, то он3 пойдет на любой поступок, лишь бы добиться своей цели, и больше его4 ничего не волнует, он5 один, он6 был самым настоящим единоличником, но благодаря своей хитрости он7 сумел на протяжениЕ многих лет это скрывать от друзей, матери, сестры и всех остальных людей, которые его8 окружали, и в один момент он9 не сдержался и выплеснул все накопившееся наружу, человек не может все держать в себе, когда-нибудь все открывается. Как только Раскольников уехал в Петербург, на него стали наваливаться все новые и новые проблемы, из которых нужно как-то выкручиваться, а как из них можно выкрутиться, если ты один, у тебя нет никого, кроме друзей, которым от тебя нужны только деньги (?), конечно, Раскольникову было тяжело осознОвать, что где-то далеко находится мама, которая вспоминает о нем, которая ждет его домой, любимая сестра, именно это так сильно обозлило его: все не так, как должно быть, ему очень хотелось оказаться сейчас рядом с мамой и сестрой, пускай он часто даже не осознОвал этого или не хотел осознОвать.

У Раскольникова, с одной стороны, жизнь была просто прекрасна (?), но внутри его что-то тяготило, а после преступления он понял, в чем все его ошибки, он, наверное, найдет путь к исправлению этих ошибок, но легко ли ему будет их исправить, легко ли ему будет забыть об этих ошибках? Нет, не легко!

Раскольников, на мой взгляд, запутался в себе, как только попал в Петербург. После всего случившегося с ним в Петербурге, я думаю, он нашел причину своего негодования, и он выберется из этой пропасти проблем, но для этого ему нужно будет очень постараться, и, может быть, все только начинается.

 

Рейтинг@Mail.ru