Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2003

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Б.Р.МАНДЕЛЬ,
г. Норильск


Подготовка к письменному экзамену по русскому языку: варианты работы с текстами изложений

Полагаю, для многих моих коллег, учителей русского языка и литературы, учебный год в девятых классах – это долгая дорога к письменному экзамену, изложению, марафон длиной в девять месяцев, в течение которых мы должны закончить изучение основного курса средней школы по своему предмету и провести эффективную работу по повторению и подготовке к написанию уже упомянутого экзаменационного изложения. Ни для кого не секрет, что этот вид работы содержит в себе (для учащихся) некий психологический парадокс: дети изо всех сил стараются как можно более точно передать содержание услышанного текста, включают «на всю катушку» память, и вот тут-то и происходит то, чего мы, учителя, боимся. Творческая мысль обгоняет, опережает, если так можно выразиться, знания и навыки по русскому языку, полученные учащимися за все школьные годы. Особенно заметно это на примере слабых учеников. Их цель – пересказать! Поэтому оценка за грамотность изложения часто бывает ниже оценки «за содержание».

Я готовлю своих учеников к нашему экзамену все эти долгие (или, наоборот, слишком короткие?) 9 месяцев. Прошу обратить внимание, что я работаю в самой обычной средней общеобразовательной муниципальной школе, поэтому ученики у меня самые обыкновенные, известные всем нам, – троечники, «ударники» и немногочисленные отличники. Но у меня есть своя цель, помимо наших общих, предметных, дидактических и воспитательных; главное – научить писать изложение и выполнять творческие задачи во время этой работы.

Мои ученики знают, что раз в неделю целый урок или при необходимости два мы занимаемся только нашими изложениями. Все учащиеся приобретают (если не обеспечивает школьная библиотека) «Сборники текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку». В этом году я работаю со сборником, выпущенным издательством «Дрофа» в 2002 году. Каждую неделю изложение! Конечно, вы понимаете, что это трудно не только учителям, но и, без сомнения, учащимся. Поэтому приходится всячески разнообразить эту работу, выбирать, придумывать разные варианты подготовки. Немалую роль в нашей работе играют и психологическая установка, настрой, атмосфера, без которых невозможна ни одна творческая работа, а ведь изложение – это творчество ученика. Я разрешаю также учащимся иллюстрировать свои творческие работы (конечно, по желанию и при наличии времени).

Должен сказать, что в последнее время я почти полностью отказался от работы по составлению плана текста изложения с учащимися 9-х классов: по-моему, это основательный тормоз в работе. Итак, вот мои варианты работы:

Вариант 1 достаточно традиционный, знакомый всем моим коллегам. Текст изложения прочитывается два раза учителем (во время чтения не возбраняется делать краткие пометки). Выясняется главная мысль текста, путем краткого опроса проверяется понимание содержания. Затем вместе с учениками выбираем подходящий вариант задания. На доске записываются трудные, малоупотребительные, незнакомые и непонятные детям слова, выясняется их значение. Если в тексте есть географические понятия и даты, рекомендую их выписывать на доску тоже. Для этого варианта работы очень хорошо подходит легко запоминающийся, яркий текст № 54, рассказывающий о булочной Филиппова. Конечно, необходимо обратить внимание на лексику: фризовые шинели, фунтики, мошенничество, мундирные отличия и пр.
Задание, в котором учащихся просят дать ответ на вопрос о секрете предпринимательской деятельности Филиппова, оказывается не слишком трудным для учеников и выполняется, как правило, достаточно хорошо.

Вариант 2 тоже, в общем, традиционный. После первого прочтения текста прошу детей попробовать его пересказать. Несколько учащихся при поддержке остального класса быстро восстанавливают текст. Затем, после повторного прочтения и записи на доске незнакомых, трудных слов, дети пишут изложение и самостоятельно выбирают творческое задание. Для этого варианта хорошо подходит текст № 1, рассказывающий о приезде И.Пущина к Пушкину в Михайловское. Материал этот в принципе большинству учащихся знаком по работе над стихотворением «Мой первый друг…». С точки зрения лексики текст не представляет особенных трудностей для девятиклассников.

Вариант 3. На уроке перед детьми лежат наши сборники. Я сообщаю им номер сегодняшнего текста. После этого детям предоставляется возможность знакомиться с текстом в течение 10–12 минут (даже делать выписки). Затем выясняется, как они поняли смысл прочитанного, какие слова трудны, новы, непонятны. При необходимости делаются записи на доске. После этого учащиеся пишут изложение, самостоятельно выбрав творческое задание. Неплохо для такой работы использовать текст № 51, рассказывающий об Анне Павловой. На доске выписываем фамилии: Дягилев, Дандре, географические названия, свидетельствующие о маршрутах балерины, слова балетоман, взбалмошный, менеджер, мюзик-холл, ангажемент и пр.

Вариант 4. После того как я прочитываю детям текст № 24 «О милосердии» (Д.Гранин) два раза, им предлагается написать только ответ на вопрос, данный в творческом задании II: «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?». То есть, по сути, дети пишут небольшое, так сказать, мини-сочинение-размышление. Однако настойчиво советую точно разъяснить учащимся цель сочинения, тему, поскольку ребята могут увлечься рассказами о случаях равнодушия и жестокости, с которыми им самим пришлось столкнуться.

Вариант 5 такой: текст прочитывается первый раз, и после этого дети пишут диктант по первой части услышанного (который будет оцениваться как отдельный вид работы). Потом текст прочитывается еще раз и детям предлагается сжато пересказать оставшуюся часть текста и выполнить, например, задание II. Для этого вида работы очень хорошо подходит текст № 21 – рассказ о стоге сена (по В.Солоухину). Начало текста, первый его абзац (114 слов): «В кроссворде вопрос…» – материал для диктанта.

Вариант 6 – изложение с предварительной подготовкой дома. За один день (накануне) ученикам сообщается номер текста, по которому завтра будет дано изложение. Они могут его читать, изучать, да хоть наизусть заучивать (согласитесь, это же здорово!). В классе после лексической работы с трудными словами изложение пишется сразу, без дополнительного чтения текста. Для этой работы выбирается легко запоминающийся и вполне понятный учащимся текст. Например, № 16, о старом доме Чайковского. После написания дети получают творческое задание I.

Вариант 7 включает в себя (или просто представляет собой) элементы комплексного анализа текста. Возьмем, к примеру, текст № 2, рассказывающий о Шаляпине. Материал прочитывается целиком один раз. Тексты находятся перед глазами учащихся. Выясняем, кто является главным действующим лицом в данном отрывке. Уточняем количество действующих лиц.

– Кто такие Шаляпин и Горький?
– Где и когда происходит действие?
– Какими приемами создается комическая ситуация?
– Найдите заимствованные слова и слова с иноязычными корнями, устаревшие и пр.
– С помощью каких слов создаются портретные характеристики?
– Как автор осуществляет переходы от одной мысли к другой?
– Какими предложениями пользуется автор?
– Почему автор использует такое большое количество деепричастных оборотов?
– Найдите слова, употребленные в переносном значении.
– Определите основную мысль текста.

Вопросы для анализа можно составить самые разнообразные, коснувшись необходимых для повторения в каждом конкретном классе разделов русского языка.
После этой работы можно прослушать устные рассказы по творческим заданиям, обсудить их с учениками. При наличии времени рекомендую повторить все виды разборов (это хорошо позволяют сделать предложения 1 и 5), написать под диктовку несколько предложений из последнего абзаца.

Вариант 8. Текст № 5 «Лапти» хорошо знаком учащимся по учебнику литературы, поэтому я читаю только его начало (можно дважды) и предлагаю учащимся вспомнить, что же произошло с героями рассказа Бунина дальше. После устного продолжения прочитанного отрывка (рассказов учащихся) дети пишут изложение, получив задание определить главную мысль текста (всего рассказа) и выразить свое отношение к герою.

Вариант 9. Текст № 12, представляющий собой отрывок из романа Лермонтова «Герой нашего времени», позволяет работать следующим образом: один раз текст прочитывается учителем, второй раз выразительно читается несколькими учениками поочередно. Детям предлагается составить письменную характеристику героя и описание его внутреннего состояния. В качестве дополнительного задания можно предложить проанализировать лексику данного отрывка, найти слова и словосочетания, используемые автором для описания внутреннего смятения героя, и выписать их. В результате после текста изложения у ребят в тетради могут появиться следующие записи:

задыхаясь от нетерпения,
расстроенные нервы,
не сомкнул глаз,
изнуренный тревогами,
проворно соскочил,
молился, проклинал,
грудь разорвется и пр.

Вариант 10. Для следующего вида работы хорошо подходит текст № 22 о Твардовском (В. Некрасов). Читаю ребятам (дважды) отрывок из этого текста начиная с третьего абзаца («Мы познакомились с ним…»), пропуская в пятом абзаце фамилию героя (Твардовский). Детям предлагается пересказать отрывок, вспомнив или догадавшись, о ком идет речь («Теркин» девятиклассникам знаком). Кроме этого, после выполнения любого по выбору дополнительного творческого задания предлагаю ученикам вспомнить все, что они знают о Твардовском и его произведениях, или записать по памяти отрывки, которые они учили наизусть.

Варианты 11 и 12 объединяю, поскольку они представляют собой общеизвестные виды работы: при наличии времени в каждом полугодии (четверти?) можно писать большой диктант с грамматическим заданием (например, по отрывкам из произведений В.Астафьева, тексты № 26 и № 59) и контрольные изложения, создав учащимся условия, максимально приближенные к экзаменационным (вплоть до точного оформления титульных листов работ). Для этой цели можно использовать любые тексты из наших сборников.

Вот несколько вариантов работ по подготовке учащихся к написанию изложения. Как вы могли заметить, я попытался систематизировать виды этой деятельности. Каждый из нас, полагаю, использует много своих приемов, но главное все-таки в продуманной их последовательности, в уходе от традиционных, навязчивых и постоянно повторяющихся одних и тех же форм работ. Пусть дети не знают (за исключением работы по варианту № 6), какой вид подготовки к изложению будет на сегодняшнем уроке, пусть останутся этот интерес, ожидание и волнение, трепет и даже боязнь, – работа эта благодарная и нужная, позволяющая познакомиться почти со всеми приведенными в сборнике текстами, с тем чтобы к экзамену этот трепет и волнение превратились в знание и уверенность, в умение и понимание.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru