Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2003

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

Т.Н.РОГОВИК,
Центральный округ,
г.Москва


Окружной педагогический мониторинг

Тестирование по русскому языку

Контроль в виде тестирования приобретает широкое распространение. Тестовая форма проверки качества знаний учащихся экономична по времени, позволяет включить в задания требования стандарта. К тому же в эксперименте по проведению Единого государственного экзамена участвует множество городов Российской Федерации, а основная часть содержания ЕГЭ представлена в форме тестов.
Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по русскому языку, целесообразно ежегодно проводить тестирование в декабре и апреле в 5-, 7-, 9-х классах. Декабрьская диагностика отражает уровень усвоения образовательных стандартов:

  • в 5-м классе – на основе базовых знаний, полученных в начальной школе;

  • в 7-м классе – на этапе завершения курса орфографии;

  • в 9-м классе – на момент завершения курса основной школы.

Цель апрельского тестирования – выявить степень усвоения материала, заложенного в декабрьских тестах и изученного позже.
Задания тестов разработаны в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования, программными требованиями (программа М.Т. Баранова). Время проведения тестирования –  45 минут.
Систематическое рубежное тестирование дает возможность учителям узнать, насколько хорошо усвоены отдельные темы курса, и позволяет более точно скорректировать работу по повторению и закреплению правописных и коммуникативных навыков, подготовить учебный материал.
Администрация школы, ежегодно проводя тестирование и анализируя его результаты, выявляет, как усвоены определенные темы курса в процентном отношении, устанавливает средний процент выполнения требований стандарта по классу, по параллели, по школе.
Систематическое тестирование – это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Это важная составляющая в планировании образовательного процесса.

Дорогие ребята! Вам предстоит ответить на вопросы теста. У каждого задания есть варианты ответов, помеченные цифрами. Прочитайте задание. Сначала все задания выполните простым карандашом прямо на этих страничках, затем выберите из предложенных ответов верный и обведите его кружком. Помните, что при выполнении каждого задания у вас может быть только один верный ответ. Будьте внимательны!

5 класс

Декабрь

Задание 1. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.

1) краска, 2) клочья, 3) красивой, 4) колея, 5) колос, 6) крутил.

Задание 2. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог.

1) каучук, 2) рапорт, 3) партер, 4) фарфор.

Задание 3. Укажите глагол в ряду данных слов.

1) сказуемое, 2) безударные, 3) с тобой, 4) из-за, 5) морфема, 6) обозначишь.

Задание 4. Укажите существительное в творительном падеже.

1) на площади, 2) во дворце, 3) над башней, 4) по коридору, 5) на аэродром.

Задание 5. Вставьте пропущенные гласные.

Подм_сти, л_ловая, перек_пать, ба_нист, пров_ниться, нас_ление.

Варианты ответов: 1) е, и, о, я, е, е; 2) е, и, о, и, и, е; 3) е, и, о, я, и, е.

Задание 6. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква т:

1) мес_ный, горес_ный, чес_ность, опас_ность, прекрас_ный;
2) извес_ный, завис_ливый, ненас_ный, трос_никовый, крепос_ной;
3) корыс_ный, ус_ный, ужас_ный, напрас_ный, ярос_ный;
4) несчас_ный, прелес_ный, вкус_ный, искус_ный, счас_ливый.

Задание 7. Найдите слово с орфографической ошибкой:

1) ворошыть, 2) жидкость, 3) пушинка, 4) возложили.

Задание № 8. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется разделительный мягкий знак:

1) бур_ян, лис_я, крюч_я, солов_и, шалун_я, в_езжать;
2) скам_я, в_юнки, пастуш_я, б_ется, с_емка, об_езд;
3) л_ю, попад_я, об_явить, клоч_я, об_единить, свин_я;
4) лад_я, в_юга, бел_ё, лукомор_е, мурав_ишка, л_ется.

Задание 9. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква е.

1) Играть на роял_, отдыхать в отпуск_, вспорхнуть с веточк_ сирен_.
2) Быть на стройк_, плыть в океан_ на шхун_, сказать Валюшк_.
3) На длинной ше_, вынуть из книг_, увидеть на страниц_ повест_.

Задание 10. Укажите строчку, в которой ни в одном слове на месте пропуска после шипящих не пишется мягкий знак.

1) Много задач_, плащ_, плющ_, сургуч_, вещ_, рож_, фальш_.
2) Врач_, шалаш_, нет луж_, овощ_, мимо дач_, ландыш_.
3) Толщ_, пять туш_, мелоч_, гараж_, пустош_, ноч_, реч_.

Задание 11. Укажите, в каком слове безударная гласная проверяется словом годный:

1) годовой, 2) года, 3) годовалый, 4) годиться.

Задание 12. Укажите строчку, в которой все слова пишутся слитно.

1) (у)нас, (у)ехал, (у)ваших, (у)учителя, (у)казатель, (у)троить;
2) (по)дороге, (по)давать, (по)тебе, (по)вар, (по)добрать, (по)улице;
3) (из)подвала, (из)вечный, (из)ворот, (из)вестить, (из)ворачиваться;
4) (за)навес, (за)поведь, (за)скочить, (за)горелый, (за)вернуть, (за)дание.

Задание 13. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

1) На летние каникулы в гости к нам приехали друзья.
2) Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся.
3) Осенью мы долго гуляли по пустынным аллеям парка, собирали осенние листья.
4) Лена положила книгу в шкаф и забыла про нее.

Задание 14. Укажите предложение с однородными подлежащими.

1) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.
2) Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья белой пеленой.
3) На юг улетают журавли, скворцы, грачи.
4) Подолгу лежит на скатах крыш, на перилах балкона иней.

5 класс

Апрель

Задание 1. Вставьте пропущенные гласные.

Выск_зать предпол_жение, обр_стать бор_дой, распол_гаться около гард_роба, ув_дание р_сточков.

Варианты ответов: 1) а, о, а, о, о, и, я, о; 2) а, о, а, а, и, е, е, о; 3) а, о, а, о, а, е, я, о.

Задание 2. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква з.

1) Бе_вкусный, ра_щелина, прово_гласить, во_создать, ра_цвет, (с,з)десь;
2) и_зябнуть, во_вестить, ра_жимать, бе_цельный, ра_свет, в_виться;
3) (з,с)жать, ра_щедриться, ни_вергнуть, и_сушить, в_плеск, во_ход;
4) ра_звонить, во_можности, и_вержение, бе_размерный, чре_мерный.

Задание 3. Укажите, каком слове безударная гласная в корне проверяется словом речь.

1) Речевая, 2) речная, 3) речник, 4) речушка.

Задание 4. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска нужно писать разделительный мягкий знак.

1) Обез_яна, суд_я, в_ехать, в_юга, с_емка, л_ется, под_ем;
2) бур_ян, п_ю, солов_иный, из_явить, зав_южить, б_ет, под_ехать;
3) клоч_я, руч_и, зуб_я, в_юнок, колос_я, комп_ютер, кол_я;
4) п_ет, в_езд, об_явление, раз_единить, звер_е, коп_е, об_езд.

Задание 5. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква и.

1) Идти к башн_ крепост_; ехать от деревн_ к деревн_; писать на обложк_ тетрадк_; подъехать к станци_ на мотоцикл_; жить в Япони_;
2) размышлять о названи_ книг_; узнать о родственниц_ подруг_; отправить письмо Анн_ от Наталь_; побывать в Сибир_, в Ази_;
3) учиться в гимнази_; сказать Волод_ о решени_; идти по дорожк_ вдоль изгород_; узнать об увлечени_ Юли_; участвовать в посадк_ акаци_;
4) сообщить Натали_ о нарушени_; передвигаться от станци_ к станци_; скрываться в зелен_ алле_; не найти ни капл_ краск_; стой на лини_.

Задание 6. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется мягкий знак.

1) Поскользнеш_ся, ветош_, нет хранилищ_, камыш_, испеч_, сжеч_;
2) подстрич_, пять задач_, мелоч_, помощ_, багаж_, плащ_, реч_;
3) спрячеш_ся, молодеж_, подстереч_, электропеч_, фальш_, прилеч_;
4) москвич_, глуш_, неуклюж_, запряч_, мимо пастбищ_, клич_.

Задание 7. Укажите строчку, в каждом слове которой пишется буква о.

1) Калач_м, ш_рох, ж_рдочка, солнц_м, ж_рнов, днищ_м;
2) алыч_й, крыж_вник, кольц_м, ш_ссе, гараж_м, парч_й;
3) ч_лка, пальц_м, стуж_й, ш_в, ш_лковый, плащ_м;
4) ч_рточка, дворц_м, саж_й, ж_лоб, грач_м, ш_колад.

Задание 8. Укажите предложение с ошибкой в обозначении грамматической основы.

Задание 9. Расставьте знаки препинания и укажите сложное предложение.

1) С самого утра в воздухе кружились игольчатые снежинки но к обеду растаяли.
2) Весна разломала льды понесла их по рекам и разлила свои воды по полям.
3) Загадочная тишина царит вокруг но настороженное ухо всегда отличит массу звуков.
4) В первый день щенок утащил у хозяина новый сапог и отъел кусок голенища.

Задание 10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Тонкой змейкой перебежал с кострища живой огонек и скрылся во мху, в сухой хвое, в листве.
2) Все влечет, веселит мои взоры: золотая пчела на цветке, разноцветные крылья бабочек, и прыжки воробья на песке.
3) В лесу водилось множество всякой дичи: глухарей, рябчиков, куропаток.
4) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.

7 класс

Декабрь

Задание 1. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог.

1) Прибыл, 2) средствами, 3) украинский, 4) красивее.

Задание 2. Укажите словосочетание, в составе которого числительное употреблено в неправильной форме.

1) Шестьюдесятью книгами,
2) более девяноста папок,
3) сороками листами,
4) о полутораста тоннах.

Задание 3. Укажите безличный глагол.

1) Лелеять, 2) каяться, 3) рассердиться, 4) бежать, 5) преобразить, 6) смеркаться.

Задание 4. Укажите сложное предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
2) Поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул и брызнула туча, и сразу разошлась дождем.
3) Я шел, приближался к лесам, и горы вырастали все мрачней и величавее, и в пролеты между их вершинами валился густой туман.

Задание 5. Вставьте безударные гласные и выберите правильный ответ.

Преобл_дать, укр_титель, провозгл_шение, разъ_снить, подкр_пление, изб_ратель.

1) а, о, а, я, и, и; 2) а, о, о, я, е, е; 3) а, о, а, и, е, и; 4) а, о, а, я, е, и.

Задание 6. Укажите слово с приставкой, оканчивающейся на букву з.

1) Во_вести, 2) ни_провергать, 3) бе_ценный, 4) (з,с)бежать, 5) и_сохнуть, 6) ра_потрошить.

Задание 7. Укажите слово, морфемный состав которого соответствует схеме

1) Обрывистый, 2) ослабевать, 3) островки, 4) ошеломить.

Задание 8. Укажите строчку, в которой на месте пропусков нужно писать только букву е.

1) Прослуша_шь, пая_т оловом, он высматрива_т, побеспоко_мся;
2) движ_тся колонна, дым стел_тся, цветок увяда_т, она задерж_тся;
3) она леле_т, засия_шь от радости, брызж_т веселье, закашля_те;
4) намел_т муку, ответ_шь на вопрос, поищ_м его, закручива_те кран.

Задание 9. Укажите строчку, в которой все слова с не могут писаться слитно.

1) (Не)глупый, (не)опытность, света (не)взвидел, (не)играл бы;
2) (не)широкий; (не)поддельный, а искренний; платье (не)ситцевое, (не)дам;
3) (не)проглядная тьма, (не)ряха, (не)хожу, вовсе (не)интересная, (не)злой;
4) (не)ясный, (не)настье, (не)решительность, (не)истовствовал.

Задание 10. Укажите строчку, в которой на месте пропусков нужно писать только букву е.

1) В штормящ_м море, на утренн_й зорьке, в син_м небе, за виднеющ_мся лесом;
2) в последн_м вагоне, за бескрайн_м полем, на раскачивающ_йся березке, шумящ_м потоком;
3) во вспыхнувш_м пламени, с искренн_й благодарностью, по осенн_му лесу, по тончайш_му кружеву;
4) на весенн_м празднике, из сладчайш_го сока, прежн_м курсом, о хранящ_мся письме.

Задание 11. Укажите строчку, в каждом слове которой пишется одна буква н.

1) Письмен_ая, зеле_ный, деревян_ый, ветрян_ой, клюквен_ый, балкон_ая;
2) львин_ый, платян_ой, серебрян_ый, хворостян_ой, прян_ый, тигрин_ый;
3) цен_ый, фонтан_ый, таможен_ый, тетеревин_ый, бан_ый, старин_ый;
4) стрекозин_ый, безветрен_а, сон_ый, овсян_ое, ржан_ой, плен_ый.

Задание 12. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква о.

1) Щелч_к, грош_вый, мальч_нка, плющ_м, тираж_м, за мельниц_й;
2) алыч_вый компот, сундуч_к, боч_нок, камыш_вый, за границ_й, языч_к;
3) кулич_м, пунц_вый, распаш_нка, каланч_й, галч_нок, парч_вый занавес;
4) меч_м, пальц_м, саженц_вый, корневищ_м, с душ_ой, под душ_м.

Задание 13. Укажите предложение, в котором обращение выделено знаками препинания неверно.

1) Как я люблю, товарищ мой, весны роскошной появленье...
2) Ты не пой, косарь, про широку степь!
3) Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.
4) Ты, ветер утренним дыханьем счастливый парус напрягай!

Задание 14. Прочитайте текст, укажите тип речи.

Москва, открывавшаяся путникам с холма, представляла собою впечатляющее зрелище.
На неизмеримом пространстве чернела громада домов, над ними поднималось бесчисленное множество глав церквей и колоколен. Выше всех вздымался Кремль – жилище великого государя. И кремлевская стена, и церкви за нею были сложены из белого камня. Вот почему с тех давних пор и называют Москву белокаменной.

Варианты ответа:

1) рассуждение, 2) описание, 3) повествование, 4) описание с рассуждением.

Продолжение в № 10/2003

 

Рейтинг@Mail.ru