Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2003

Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику В.В. Бабайцевой

Т.П. РИККИНЕН,
с. Новороссийское,
Алтайский р-н,
Республика Хакасия


Тема: «Междометие как часть речи»

7 класс

Цели: В доступной и интересной форме рассказать о междометии, выработать умение отличать междометие от самостоятельных и служебных частей речи, определять лексическое значение междометий, рассказать о способах образования междометий, в каких случаях междометия пишутся через дефис, чем отличаются звукоподражательные слова от междометий.
Вырабатывать навыки выразительного чтения с помощью примеров из художественных произведений.
Предоставить учащимся свободу выбора при выполнении заданий; использовать субъективный опыт ребенка.

Оборудование:

1. План-схема страны «Морфология».
2. Карты речевой активности.
3. Карточки с примерами междометий и звукоподражательных слов.
4. Записи на доске.
5. Карты индивидуальной работы:
а) примеры из художественных произведений;
б) кроссворд.
6. Иллюстрации.

Итак, мы с вами совершили путешествие по стране «Морфология». Погостили у Междометий, познакомились со Звукоподражательными словами. Что мы узнали?

I. Приготовьте карты речевой активности.

Все, что вы услышали на уроке, все, что вы запомнили, пожалуйста, расскажите всем.

II. Возможные варианты постановки цели учащимися.

1. Вспомнить части речи.
2. Дать определение междометия.
3. Научиться использовать междометие в речи.
4. Познакомиться со звукоподражательными словами.
5. Уметь отличать междометия от звукоподражательных слов.
6. Узнать, как образуются междометия.
7. Познакомиться со знаками препинания при междометиях.
8. Уметь находить междометия и звукоподражательные слова в художественных текстах.

III. Работа с текстом учебника.

Прочитайте внимательно материал на с.160 (Теория по учебнику под редакцией В.В. Бабайцевой) и ответьте на вопросы.

1. Какие чувства выражают междометия?
2. Что называется междометием?
3. Какие слова называются звукоподражательными?
4. В чем сходство междометий и звукоподражательных слов?
5. Какие знаки препинания ставятся при междометиях?
6. Как образуются междометия?
7. Что вы знаете о правописании междометий и звукоподражательных слов?

Междометия используются для выражения:

  • эмоций

    • ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...

  • команды, приказа, призыва, побуждения к действию

    • на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...

  • речевого этикета

    • здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...

IV. Потренируемся.

Задание 1. Некоторые междометия являются многозначными, так как с их помощью выражаются различные чувства. Проанализируйте текст, найдите междометия, скажите, какие чувства они выражают, обратите внимание на интонацию.

1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) – (Испуг.)
2. Ах, как это неприятно! – (Огорчение.)
3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? (М.Сервантес) – (Упрек.)
4. Ах, как я люблю весенние зори! – (Восхищение.)

Вывод: Междометия выражают разные чувства: страха, восхищения, огорчения, упрека и др. Междометия не являются членами предложения и в синтаксическую связь с другими словами не вступают.

Задание 2. Заполните кроссворд.

СПРЯТАННОЕ СЛОВО

Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.

1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!».
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

Ответы на кроссворд:

1. Гм.
2. Эге.
3. Вжик.
4. Дудки.
5. Грох (хлоп).
6. Шмыг.
7. Бе.
8. Стоп.
9. Бис.
10. Брень.

 

 

 

Задание 3. Расставьте знаки препинания в предложениях.

1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь)
2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин)
3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)
4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин)
5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов)
6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)

Задание 4. Выполните упр. 919 (с. 235 ) по учебнику под редакцией В.В. Бабайцевой.

Задание 5. Составьте предложения со звукоподражательными словами: кря-кря-кря, ква-ква-ква, мяу-мяу, курлы-курлы.

Например: Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети, курлы-курлы-курлы.

Вывод: звукоподражательные слова отличаются от междометий тем, что не выражают никаких чувств.

Задание 6. Проиллюстрируйте каждую фразу рассказа движениями и звуками.

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети показывают, как спят рабочие.) Где-то пропел петух. (Дети воспроизводят крик петуха.) Часы пробили 6 ударов. (Бум-бум-бум. 6 раз.) Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. (У-у-у-у.) Загудели моторы. (Дзу-у, дзу-у.) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Вжик-вжик.) Слышен гудок паровоза. (У-у-у.) Паровоз медленно приближается к складу. (Пых-пых-пых.) На заводе слышен опять гудок. (У-у-у.) Пора обедать.

V. Работа в парах.

Задание. Прочитайте стихотворение, запишите его в тетради.Определите – звукоподражательное слово или междометие встречается в стихотворении.

– Ква-ква, – урчит квакушка.
– Ку-ку! – кричит кукушка.
День целый по леску:
– Ква-ква! Ку-ку!
– Ква-ква! Ку-ку! Ку-ку!

Хороши цыплятки
У хохлатки!
Хохлатка квохчет,
Кудахчет:
– Ах, вы, мои милые,
Не хворые,
Не хилые,
Хорошенькие! Ах! Ах!

Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Все под прибауточки:
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки-чок!

Аист ходит по дороге...
Ах, какой он длинноногий!

У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: – У-ух! Филин: – У-ух!
У старушек замер дух:
Жутко.

Взял я лук и крикнул: – Эх!
Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
– Э-э-э!

– Бе-е-е, – барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Голеньки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!

VI. Приложение.

1. Это любопытно!

Оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами.

Сравните:

Язык

Крик петуха

Лай собаки

Русский
Английский
Венгерский
Немецкий
Французский
Японский

кукареку
как-а-дудль-ду
кукареку
кикирики
кокорико
кокэкокко

гав-гав
уау-уау
вау-вау
вау-вау
ау-ау
ван-ван

2. Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?

Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.

 

Рейтинг@Mail.ru