Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Е.С.АНТОНОВА,
г.Москва


«Тайна текста» – название комплекта учебных пособий, который состоит из трех Рабочих тетрадей по развитию речи и мышления школьников 5–6-х, 7–8-х и 9–11-х классов и трех сопровождающих каждую тетрадь Методических рекомендаций. Эти книги выышли в свет в 2000–2002 г. в издательстве «Вербум-М».

«Тайна текста», но не тайна методики

9 класс

Уроки развития речи, планируемые школьной программой, нуждаются в разработке системы упражнений на текстах культуры.

Мы разработали три типа упражнений: аналитический (собственно лингвостилистический и герменевтический анализ отрывка), аналитико-синтетический (позволяющий тренировать умение различать стилистические особенности разных типов текста) и синтетический (умение создавать собственный текст по этапам).

Что такое аналитические упражнения

В упражнения для 9-го класса включены отрывки из художественных произведений. Предлагаем прочитать и проанализировать их. Ставим задачу углубить, расширить понимание того, о чем и зачем автор их написал. Но нам теперь важнее понимание того, как автор этого достиг.

Это напоминает ситуацию

  • и детективного поиска (в Рабочей тетради для 5–6- х классов мы обращались к детям как к «разведчикам», что на начальном этапе обучения анализу текста служит хорошим приемом для мотивации),

  • и азартного спортивного соревнования (так возникли образы «скалолаза» и «водолаза» в Рабочей тетради для 7–8-х классов),

  • и экспертной оценки: девятиклассники уже готовы подойти к анализу текста как эксперты, как критики-профессионалы, способные не только понять, но и оценить качество продукта.

Роль критика-эксперта повышает ответственность и самооценку ученика.

В начале каждого раздела есть обращение автора к ученику, которое он может прочитать самостоятельно. В это обращение включен отрывок из книги «Как учить работать с книгой» психологов-филологов Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и Л.А. Концевой, который необходимо обсудить с учащимися. Обсуждение будет хорошим вводным уроком ко всем занятиям русским языком и литературой в 9-м классе, с одной стороны, подведет итоги работы по развитию речи в 5–8-х классах. Анализ этого текста, с другой стороны, покажет перспективу занятий на весь учебный год.

По одному из аналитических упражнений по «Рабочей тетради по развитию речи и мышления» для 9-го класса можно провести урок-коммуникацию. Возможная структура урока дана в табл. 1.

Цель нашего чтения на уроке – понять автора, понять текст. Девятикласснику автор представляется тем собеседником, который уже рассчитывает не просто на понимание, а на обсуждение филологических аспектов его произведения. Достижение этой цели обеспечивается и лингвостилистическим, и герменевтическим подходом к анализу текста.

Герменевтика использует в качестве основного метода исследования текста интерпретацию, свободное толкование рождаемых словами и предложениями смыслов. Поэтому вопросы, которые мы даем после текста, – дань традиции: они скорее помогают сориентироваться в направлении обсуждения, нежели служат прямым указанием того, о чем говорить, анализируя отрывок произведения.

Первый этап урока-коммуникации – обсуждение первичного понимания сразу после прочтения текста, ведь первое впечатление от прочитанного очень важно. Его следует зафиксировать (может быть, записать на доске), чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между первым пониманием, практически всегда поверхностным, намечающим лишь тему, но не идею, – и пониманием, полученным в результате расшифровки, разгадывания тайн (анализа) текста.

Как показывает наша практика, сформировать умения и навыки речевой деятельности очень полезно уже при первом знакомстве с художественным произведением в специально организованной ситуации обучения: тогда создаются условия для непринужденного диалога, обмена мнениями между учителем и учеником, между учениками, необходимые для понимания текста.

Таблица 1.

Возможная структура урока-коммуникации

ЭТАП УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА УРОКА

Мотивационный момент

Небольшая «оперативка», как у всех профессионалов: поступило задание, его надо выполнить (расследовать, дознаться, выяснить, уточнить, проверить и т.п.). Ваша фантазия и конкретная ситуация помогут правильно сориентироваться

Чтение и первичное впечатление

Перед чтением – сконцентрироваться на вопросе, предваряющем текст упражнения: он послужит установкой на первичное восприятие текста. После прочтения следует зафиксировать на доске первое впечатление: записать несколько предложенных ответов на вопрос «О чем же этот отрывок?»

Анализ текста

Лучше всего начать читать сначала, выстраивая смыслы, которые рождаются из словосочетаний, порядка слов в предложении, грамматических форм и других языковых средств. Чтобы эти смыслы появлялись, следует чаще использовать морфемный и этимологический анализ, раскрывая «тайны слова», обсуждая значение суффиксов и приставок

Фиксация впечатления-результата

Порождение смыслов в ходе анализа текста обычно приводит к пониманию замысла автора. Формулировка авторского замысла чаще всего и есть идея произведения. Записывая идею текста на доске, ученики сравнивают первичное понимание произведения с результатом аналитической работы. Запись дает повод обсудить первичное понимание, как правило, поверхностное, позволяющее понять только тему, и углубленное понимание, раскрывающее идею текста

Фиксация способов получения результатов

Обсуждение содержательных итогов анализа текста неизбежно приводит к выяснению того, как удалось углубить понимание, приблизиться к авторскому замыслу. Поэтому важнейшим итогом должно стать обсуждение способов понимания текстов

 «Тайны», раскрытые в тексте, побуждают работать мышление и приблизиться к пониманию идеи, т.е. того, ради чего автор этот текст написал, и того, с помощью каких языковых средств, т.е. как автор эту идею раскрыл:

  • единицы языка: фонемы, морфемы, лексемы, синтагмы, предложения и сложное синтаксическое целое;

  • единицы художественной речи: эпитеты, сравнения, метафоры и другие тропы (стилистические фигуры);

  • композиционно-сюжетные единицы (стилевые, жанровые особенности типов речи произведения);

  • термины и понятия разных наук: математики, физики, химии, биологии, географии и т.п.

Эти уроки предваряют уроки русского языка, на которых уже изучаются сами лингвистические явления. Урок-коммуникация создает мотивацию изучения творчества писателя, чей отрывок обсуждался.

Для примера предлагаем стенограмму (сокращенную и исправленную. – Ред.) подобного урока по одному из упражнений из тетради по развитию речи и мышления «Тайна текста» для 9-го класса.

Упражнение по теме «Виды сложноподчиненных предложений (повторение: второстепенные члены предложения)».

Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере,
используй, чтоб холод почувствовать, щели
в полу, чтоб почувствовать голод – посуду,
а что до пустыни, пустыня повсюду.

Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере,
огонь, очертанья животных, вещей ли,
и – складкам смешать дав лицо с полотенцем –
Марию, Иосифа, сверток с Младенцем.

Представь трех царей, караванов движенье
к пещере; верней, трех лучей приближенье
к звезде, скрип поклажи, бренчанье ботал
(Младенец покамест не заработал
на колокол с эхом в сгустившейся сини).
Представь, что Господь в Человеческом Сыне
впервые Себя узнает на огромном
впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном.

Иосиф Бродский

Чтению стихотворения – вопреки всем методическим рекомендациям – никаких вступительных бесед не было предпослано.

Учитель. О чем же это стихотворение?
(Ответы учеников: Это же про Рождество Христово! Да-да, это о том, как Христос родился. Как интересно: такая обыкновенная какая-то картинка, вроде бы и ничего особенного не произошло...)
Учитель. А что особенное произошло?
(Ответы учеников: Вот представьте, что предлагает Иосиф Бродский: сесть в кромешной темноте: чиркнув спичкой – это для того, чтоб представить, какая была темень. Ведь электричества не было! Это ж пещера, полная животных, я читал. Там овцы были. Коровы.
Действительно – холод, это ж все-таки зима, да?
И голодно. Я поняла: почувствовать голод – посуду 
 – смотришь на посуду, вспоминаешь о еде, а еды-то нет!)
Учитель. Да, Бродский хочет, чтобы мы прочувствовали, как это было тогда, когда родился Иисус Христос.
– Наверное, Бродский и написал это стихотворение, чтобы мы перестали так относиться к Богородице...
Учитель. Как «так»?
– Как к иконе. Мне кажется, он хотел показать ее подвиг, именно подвиг. Через какие она прошла мучения.
Учитель. Здесь знаете что важно? Что сначала Бродский показывает униженность их положения...
(Ответы учеников: Смысл в том, что вот самые главные и почитаемые в мире личности, а оказались в каких кошмарных условиях... А потом он их как бы постепенно возвышает...)
Учитель. Ты высказываешь верные мысли, но выражаешь ты их очень нескладно.
(Ответы учеников: Видите, поэт называет Богородицу Марией, а об Иисусе говорит – сверток с Младенцем. Он нарочно говорит о них как о простых людях, чтобы подчеркнуть: вот так в те времена рождались многие, и поэтому их тоже приняли за обычных людей. И только три царя – это волхвы, да? – шли к «звезде», т.е. к чему-то неземному, потому что у них было знание, которого не было у простых людей.
– Мне кажется, что здесь Бродский намеренно противопоставляет земное – грязное, холодное, голодное – неземному: звезда – как взгляд Господа на своего Сына, а волхвы – как три луча, которые стоят между простыми людьми и ангелами, потому что многое знают о неземном и ему служат.
– Мне кажется, что Иосиф Бродский говорит это все себе! Наступает праздник Рождества Христова, он хочет все это понять и как-то осмыслить. Вот и говорит сам себе:

Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере,
используй, чтоб холод почувствовать, щели
в полу, чтоб почувствовать голод – посуду,
А что до пустыни, пустыня повсюду.
Ведь ему тоже очень одиноко, если он заговорил про пустыню.
Я понимаю, что он имеет в виду: отсутствие людей, здесь пустыня не географическое понятие, а... духовное.)

Учитель. Вот очень сильный образ: бездомный в бездомном.
(Ответы учеников: Действительно, у Бога нет дома в нашем человеческом понимании этого слова. Младенец Иисус родился тоже бездомным, родился у Марии и Иосифа по пути в Египет, куда они убегали от царя Ирода, который, узнав про рождение будущего царя, приказал зарезать всех младенцев.
Получается, что если для Бога естественно быть бездомным, то для человека плохо. Плохо Богу на земле!

Учитель. Давайте посмотрим, как это сделано с точки зрения русского языка.
Посмотрите, как интересно построено предложение...
(Ответы учеников: главная часть сложноподчиненного предложения имеет только сказуемое, которое выражено глаголом во 2-м лице единственного числа в повелительном наклонении! Поэт просит самого себя, а получается, что тот, кто будет читать, прочитает, как обращение к себе – и тоже будет представлять!
Действительно, похоже, Бродский сам себе бормочет, а мы за ним подсматриваем и подслушиваем
.)
Учитель
. Интересные у вас ассоциации. Почему подглядываем?
(Ответы учеников. Потому что поэт один в темноте размышляет о вечном, можно сказать, о таинстве Рождества Христова, а мы как будто у него за спиной...)
Учитель. Да, вы правы в том, что поэту удалось написать так, что создается ощущение интимности, размышления наедине с самим собой.
Ученик. А что такое ботал? Не связано ли это с ботами, сапогами?
Учитель. В словаре Даля читаем: «Ботанье – движение и стук разного рода».
«Ботало – это род глухого колокольчика, побрякушки, ...привешивается к шее разного скота для наслышки в лесу; вологодск. колокольный язык; сиб. бахилы, сапожищи не в меру большие...».
Видите, какое замечательное слово подобрал Бродский...
(Ответы учеников. Правда, ведь это может быть и звук шаркающих сапог у пастухов, и в то же время это намек на колокольный звон!
Со звуками интересно: скрип поклажи, бренчанье ботал – все это звуки обычной жизни, не музыка. Иисус только родился, Младенец покамест не заработал на колокол с эхом, т.е. он еще ничего не сделал на земле, чтобы его прославлять.
)
Учитель. И складкам смешать дав лицо с полотенцем... Что это значит?
(Если я не ошибаюсь, это намек на Спас Нерукотворный. Это отпечаток лика Христа, который остался на плащанице.
– Тогда понятно: Иосиф Бродский намекает, что надо знать свое место. Ты же не оставляешь на полотенце несмываемый отпечаток.
– Можно, мы сегодня не будем больше ничего разбирать? Видимо, надо знать биографию Бродского, чтобы понять это. Такое сильное впечатление!)

Что такое упражнения аналитико-синтетического характера

Не извратить бы вещий смысл
иной строкой поспешной...

Второй раздел Рабочей тетради включает упражнения аналитико-синтетического характера. В них дается псевдотекст, составленный из различных печатных источников, – это отрывки как из известных, так и неизвестных школьнику художественных произведений. Части псевдотекста объединены чаще всего темой. Задача ученика – проанализировать его, выделить смысловые и стилистически единые части одного текста и в конце концов назвать текст-оригинал. Найти отрезки речи, относящиеся к разным стилям, – хорошая тренировка, позволяющая развивать языковое чутье.

Задача учителя при работе с псевдотекстом – организовать беседу, создать ситуацию поиска: найти средства связи в тексте, определить на практике типы и стили речи, особенности каждого предложения. Ученик действует в данном случае не только как «исследователь», которому надо «из собранных в экспедиции материалов» узнать и показать, по каким признакам узнал образец (первоисточник), но уже как «эксперт». В ходе обсуждения псевдотекста ученик пытается восстановить образ автора каждого отрывка, опираясь на особенности лексики, строя речи, стиля и жанра. Конструируя из полученных «кусков» текст-оригинал в соответствии с его лингвистическими особенностями, школьник тренирует умение занимать в коммуникации позиции читателя (слушателя), рефлектирующего и критика.

Такого рода упражнения можно использовать на уроках обобщения и повторения, а также в качестве зачетных заданий на контрольных уроках.

Задания дают возможность учителю показывать, как работает филолог-исследователь. Урок проводится как лабораторное занятие, когда учитель и ученик в одинаковом положении незнания готовых ответов. Основная цель предлагаемых упражнений

· для ученика: овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений;

· для учителя: получить навык теоретически обосновывать их стилистическое единство, то есть находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составившего псевдотекст.

Упражнение

Есть вечные темы, к которым обращаются люди во все времена: любовь, война и мир, смысл жизни. Прочитайте псевдотекст. Авторы произведений, из которых взяты отрывки, жили в разное время, но тема у них общая – этой беде более полутора веков...

Поглядев на звезды, на Стожары, поднявшиеся уже на половину неба, Хаджи-Мурат рассчитал, что было далеко за полночь и что давно уже была пора ночной молитвы. Он спросил у Ханефи кумган, всегда возимый с собой в сумах и, надев бурку, пошел к воде. Стал Жилин спрашивать хозяина: что это за старик? Хозяин и говорит:
– Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. ...Скандал! Я потерял свой отряд. Как это могло произойти? Вопрос глупый, здесь все может произойти. Что угодно. Коротко говоря: нет отряда. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал.
– Вот, – сказал Колька. – Теперь мы совсем родные. А отсюда нам надо уходить. Чечены меня все равно застрелят.
Алхузур молчал.
– Давай спустимся обратно, – предложил Колька. – Там внизу теплей.
Информационное управление президента подтвердило, что с 1 июля 2001 года начинает действовать новый порядок аккредитации журналистов на освещение контртеррористической операции в Чечне... С тех пор он бросил воевать, пошел в Мекку – Богу молиться. От этого у него чалма. Кто в Мекке был, тот называется хаджи и чалму надевает.
– Там быэц стрелят, – с боязнью произнес Алхузур.
– А здесь чечен стреляет... – воскликнул Колька.
Разувшись и совершив омовение, Хаджи-Мурат стал босыми ногами на бурку, потом сел на икры и, сначала заткнув пальцами уши и закрыв глаза, произнес, обращаясь на восток, обычные молитвы. Совсем недавно еще одно подтверждение стартовавшей охоте на представителей СМИ получили наши заграничные коллеги. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить; да мне нельзя убить, – я за тебя деньги заплатил; да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал». Одному английскому собкору, работающему в Москве, позвонили чеченские друзья и предупредили, что на него поступил «заказ» (похищение с целью выкупа). Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастье. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, и все удавалось ему. Так это было, за редкими исключениями, во все продолжение его бурной военной жизни. Так он надеялся, что будет и теперь. Над головой раскаленное солнце, кругом выжженная травка. Забытая колея. У колеи двуколка, в двуколке я, санитар Шугаев и бинокль. Но главное – ни души. Ни души на плато. Сколько ни шарили стекла Цейсса – ни черта. Сквозь землю провалились все. И десятитысячный отряд с пушками, и чеченцы. Если б не дымок от догорающего в верстах пяти Чечена, я бы подумал, что здесь и никогда вообще людей не бывало.
Они рассказали, что его бывший проводник получил пять тысяч долларов за то, чтобы «заманить» собкора в Чечню. Журналист воспринял это как розыгрыш. Смеется, сам приговаривает по-русски: «твоя, Иван, хорош; моя, Абдул, хорош!»
– Выздэ плох! – вздохнул Алхузур. – А зычем они стрылят? Ты пынымашь?
– Нет, – сказал Колька. – Я думаю, что никто не понимает.
– Но оны же больше... Оны же умыны... Тэк?
Однако, когда через неделю ему действительно позвонил тот самый проводник и стал всячески уговаривать приехать, т.к. есть, мол, жутко интересная тема, англичанину стало не до смеха. Шугаев встал во весь рост в двуколке, посмотрел налево, повернулся на 180°, посмотрел направо, и назад, и вперед, и вверх и слез со словами:
– Паршиво.
Лучше ничего сказать нельзя. Колька ничего не ответил. Наступил вечер. Они смотрели на горы, сверкающие в высоте, и не знали, как им дальше жить.
Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдет на Шамиля и захватит его в плен, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему. Что произойдет в случае встречи с чеченцами, у которых спалили пять аулов, предсказать нетрудно. Для этого не нужно быть пророком...

Трудное задание! Перечитайте произведения Л.Толстого и М.Булгакова, посвященные теме военных действий в Чечне. Нельзя не вспомнить и трагическую повесть Анатолия Приставкина на эту же тему – «Ночевала тучка золотая...».

ТЕКСТЫ-ОРИГИНАЛЫ

1

Стал Жилин спрашивать хозяина: что это за старик? Хозяин и говорит:
– Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и убежал. С тех пор он бросил воевать, пошел в Мекку – Богу молиться. От этого у него чалма. Кто в Мекке был, тот называется хаджи и чалму надевает. Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить; да мне нельзя убить – я за тебя деньги заплатил; да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал.
Смеется, сам приговаривает по-русски: «твоя, Иван, хорош, моя, Абдул, хорош!».

(Л.Толстой. Кавказский пленник)

2

Поглядев на звезды, на Стожары, поднявшиеся уже на половину неба, Хаджи-Мурат рассчитал, что было далеко за полночь и что давно уже была пора ночной молитвы. Он спросил у Ханефи кумган, всегда возимый с собой в сумах, и, надев бурку, пошел к воде. Разувшись и совершив омовение, Хаджи-Мурат стал босыми ногами на бурку, потом сел на икры и, сначала заткнув уши и закрыв глаза, произнес, обращаясь на восток, обычные молитвы.
Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастье. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, – и все ему удавалось. Так это было, за редким исключением, во все продолжение его бурной военной жизни. Так он надеялся, что будет и теперь. Он представлял себе, как он с войском, которое ему даст Воронцов, пойдет на Шамиля и захватит его в плен, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему.

(Л.Толстой. Хаджи-Мурат)

3. ДОСТУКАЛСЯ ДО ЧЕЧЕНЦЕВ

...Скандал! Я потерял свой отряд. Как это могло произойти? Вопрос глупый, здесь все может произойти. Что угодно. Коротко говоря: нет отряда.
Над головой раскаленное солнце, кругом выжженная травка. Забытая колея. У колеи двуколка, в двуколке я, санитар Шугаев и бинокль. Но главное – ни души. Ну ни души на плато. Сколько ни шарили стекла Цейсса – ни черта. Сквозь землю провалились все. И десятитысячный отряд с пушками, и чеченцы. Если б не дымок от догорающего в верстах пяти Чечена, я бы подумал, что здесь и никогда вообще людей не бывало.
Шугаев встал во весь рост в двуколке, посмотрел налево, повернулся на 180°, посмотрел направо, и назад, и вперед, и вверх и слез со словами:
– Паршиво.
Лучше ничего сказать нельзя. Что произойдет в случае встречи с чеченцами, у которых спалили пять аулов, предсказать нетрудно. Для этого не нужно быть пророком...

(М.Булгаков. Необыкновенные приключения доктора)

4

– Вот, – сказал Колька. – Теперь мы совсем родные. А отсюда нам надо уходить. Чечены меня все равно застрелят.
Алхузур молчал.
– Давай спустимся обратно, предложил Колька. – Там внизу теплей.
– Там быэц стрелят, – с боязнью произнес Алхузур.
– А здесь чечен стреляет... – воскликнул Колька.
– Выздэ плох! – вздохнул Алхузур. – А зычем они стрылят? Ты пынымашь?
– Нет, – сказал Колька. – Я думаю, никто не понимает.
– Но оны же больше... Они же умыны... Тэк?
Колька ничего не ответил. Наступил вечер. Они смотрели на горы, сверкающие в высоте, и не знали, как им дальше жить.

(А.Приставкин. Ночевала тучка золотая)

5

Информационное управление президента подтвердило, что с 1 июля 2001 года начинает действовать новый порядок аккредитации журналистов на освещение контртеррористической операции в Чечне... Совсем недавно еще одно подтверждение стартовавшей охоте на представителей СМИ получили наши заграничные коллеги. Одному английскому собкору, работающему в Москве, позвонили чеченские друзья и предупредили, что на него поступил «заказ» (похищение с целью выкупа). Они рассказали, что его бывший проводник получил пять тысяч долларов за то, чтобы «заманить» собкора в Чечню. Журналист воспринял это как розыгрыш. Однако, когда через неделю ему действительно позвонил тот самый проводник и стал всячески уговаривать приехать, т.к. есть, мол, жутко интересная тема, англичанину стало не до смеха.

(А.Зверев. Журналистам в Чечню лучше не ездить. («МК», 25.06.2001)

Что такое синтетические упражнения

Все остальное при тебе –
мужайся и пиши!..

В третьем разделе Рабочей тетради помещены синтетические упражнения, они развивают мыслительную способность синтезировать, посредством которой ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.
Учащиеся часто не могут ничего написать, потому что не могут ничего придумать, а речь рождается при развитом воображении и хорошо организованной мотивации.
Упражнения этого раздела решают следующие методические задачи:

  • мотивация создания речевой ситуации и как следствие – создание учениками собственных текстов;

  • развитие воображения как основы творческого процесса создания текста;

  • отработка мыслительных операций: поиска аналогий, общих признаков, различий, т.е. сравнения, сопоставления; анализа и синтеза, построения понятия.

Чтобы писать собственный текст, необходимо овладеть умением пользоваться теми языковыми средствами, которые ученики научились видеть в текстах признанных мастеров слова (эпитеты, метафоры, ассонансы и аллитерации).

Вопросы и задания предлагаемых упражнений создают хорошую мотивацию работы воображения, а значит, и речевой деятельности. Комментарии, данные после упражнений, носят рекомендательный характер. На уроках развития речи, как правило, возникает одна педагогическая проблема: как эмоциональные высказывания учеников в классе – каждый хочет выразить свое мнение... – ввести в определенные рамки? Одна из воспитательных задач урока развития речи – помочь ученику эмоциональные переживания передать в письменной форме речи.

Можно предложить:

  • работу группками: два-три человека тихо вместе обсуждают задание и пишут единый текст, а затем его зачитывают классу;

  • «командную» работу: класс разбивается на команды (по рядам, по интересам, по «уравнению сил» – каждая обсуждает свой вариант или варианты текста, а затем докладывает результаты);

  • работу в «лаборатории писателя»: самостоятельная работа каждого ученика (автора) обсуждается «экспертным советом», избираемым каждый раз из новых членов (критики), чтобы все могли побывать в роли обсуждаемого и судьи;

  • «диспут»: из числа учеников избираются несколько ведущих (организаторы коммуникации), которые управляют обсуждением работ авторов и выступлениями адресатов (слушателей).

Думаем, что у каждого учителя есть и другие варианты организации уроков развития речи.

В результате анализа текстов на уроках русского языка составляется таблица. Готовую таблицу вывешивать перед учениками не имеет смысла. Психологическими исследованиями доказано, что можно продуктивно пользоваться только теми наглядными пособиями, которые выведены в ходе рассуждения учениками «самостоятельно». Таблицы, составленные в ходе коллективного обсуждения, сохраняют логику размышлений учеников и учителя, поэтому становятся надежной опорой при создании самостоятельного текста.

В первом столбце таблицы 2 записаны компоненты текста, три следующих столбца относятся к трем типам речи, во 2–4-х столбцах записаны характеристики, по которым можно обнаружить принадлежность к конкретному типу.

Таблица 2.

Компоненты текста

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Зачин

Простое предложение, в котором называется предмет описания

Тезис – предложение (чаще всего сложное): мысль, оформленная в виде вопроса, предположения, требующая доказательства, подтверждения

Предложение, называющее героев события, их род занятий, часто время и/или место, где происходит событие

Срединная часть

Перечисление свойств, признаков, качеств предмета. Предложения строятся при помощи параллельной связи: группа подлежащего – всегда один и тот же предмет (синонимический ряд) – данное, а группа сказуемого – всегда новое

Аргументы для доказательства тезиса.
Предложения строятся при помощи цепной связи: группа сказуемого (новое) в следующем предложении становится группой подлежащего (данное)

Перечисление действий героев, приводящих к событию с описанием их внешности, местности, рассуждениями автора или героев по поводу происходящего. Связи цепная и параллельная в предложениях могут чередоваться. Двигатель события – всегда конфликт (или противоречие)

Концовка

Роль или значение предмета для автора или для описываемой ситуации, возможна оценка

Вывод из доказательств срединной части: расширяет и углубляет тезис зачина

Результат действий героев – разрешение конфликта (свадьба, смерть, победа, наказание и т.п.) – должен оставить у читателя сильное впечатление

Упражнение 1

Публицистический жанр произведения предлагает максимальную достоверность чувств и мыслей автора: в нем меньше образов и больше точных описаний, чтобы читающий мог четко представлять, о чем идет речь, и сразу понять точку зрения автора. Жанр эссе позволяет расширить рамки публицистического стиля и приблизить его к художественному. Поводом к написанию эссе может быть любое сильное впечатление.

Попробуйте свои силы. Прочитайте стихотворение А.Пушкина:

«Все мое!» – сказало злато,
«Все мое!» – сказал булат.
«Все куплю!» – сказало злато,
«Все возьму!» – сказал булат.

Напишите коротенькое эссе, отвечая на вопросы: на какие мысли наталкивает вас пушкинское стихотворение, актуальны ли эти строки и сейчас... Что вкладывал в это четверостишие поэт начала XIX века и как вы, его потомки, через 200 лет понимаете идею этого произведения? Изменилось ли содержание этих строк за два столетия?

Комментарий

Ученики пишут самостоятельную работу. Злато и булат – абстрактные персонажи. Ученику предстоит «проиграть» в своем воображении конфликт между ними (трагедию или комедию), чтобы понять идею этого удивительного произведения и поразмыслить над ней.
Каждый диалог обезличенных монстров выглядит зловещим. Стремление к всеобъемлющей власти – через обогащение или силу – делает конфликт толстосумов (злато) и агрессоров (булат) вечным. Одновременно этот конфликт бессмысленный, потому что всё, что они могут купить или поработить, далеко не всё, чем жив и чем дышит человек в этом мире. Им подвластно лишь материальное достояние человека – его можно купить или отнять. Но купить или отнять духовное достояние личности невозможно. Невозможно отнять знания, умения, способности, чувства. Духовное достояние, когда им делятся, имеет свойство приумножаться – таков парадокс. Поэтому, чем менее человек зависит от материального (имущественного) состояния, тем он более свободен, неподкупен, честен. С высоты этого понимания пушкинские самоуверенные персонажи уже не кажутся такими всемогущими, как при первом прочтении, а диалог напоминает спор двух напыщенных глупцов.
Такие выводы могут прозвучать при обсуждении самостоятельных работ, написанных учениками.

Удалось ли вам найти нужные слова, или, как говорят филологи, адекватные языковые средства, чтобы передать свои мысли по поводу пушкинских строк?
Пушкинское четверостишие интересно также по форме. Вам не кажется, что это мини-пьеса? Причем внешность и характер персонажей легко представить, правда? А произносят-то они всего две фразы, состоящие из четырех слов!

Упражнение 2

Вот образцы речи (это финальные монологи) героев произведений А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя из знакомых вам пьес. Прочитайте их и попытайтесь сказать, в чем разница этих текстов.

Чацкий. ...Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко,
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали!
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки – все противно!
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..

...Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой – и спала пелена;
Теперь не худо было б сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и все досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором –
Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Городничий (бьет себя по лбу). Как я? нет, как я, старый дурак! выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду, трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнув рукой) нечего и говорить про губернаторов... (В исступлении) Вот, смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище, – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит, вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет кулаком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну, что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Можно ли назвать эти различия особенностями авторского стиля? Или они связаны с господствующим стилем эпохи, менталитетом читателей и т.п.? Можно ли изменить речь главных героев «Горя от ума» и «Ревизора»?
Кстати, один современный писатель – Борис Акунин, автор нашумевших детективов, сделал такую попытку: изменил финал пьесы А.П. Чехова «Чайка». Он представил восемь вариантов финала, следуя логике чеховских характеров и авторской манере письма. Такой прием называется стилизацией.
Можно ли предположить иное завершение каждой из названных пьес? Попробуйте «переписать» финальное слово Чацкого и Городничего, как если бы один из них был более умен, а другой – более глуп, используя манеру А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя.
Обсудите свои тексты с одноклассниками.

Комментарий

Целесообразнее провести командную или групповую работу, так как для классного обсуждения тексты, предложенные для анализа, достаточно велики. Очень важно ответить на вопрос, почему умные герои Гоголя и Грибоедова попали в такую нелепую ситуацию. Тогда станет понятно, что логика образа и развития действия не позволяют «переписать» финал известных пьес. Однако не останавливайте детей, если они пытаются это сделать, обсудите то, что у них получилось, и проверьте, «вписывается» ли их вариант в произведения классиков. Бывают очень интересные варианты.

Упражнение 3

Мы уже знакомились с лимериками и хокку, газелями и танка. Вот еще несколько образцов коротких жанровых форм: рубаи и гарики.
Самым знаменитым автором коротких четверостиший – рубаи, считается великий ученый и поэт XII века Омар Хайям.

Если вдруг на тебя снизошла благодать –
Можешь все, что имеешь, за правду отдать.
Но, святой человек, не обрушивай гнева
На того, кто за правду не хочет страдать!

Нищим дервишем ставши – достигнешь высот;
Сердце в кровь изодравши – достигнешь высот;
Прочь пустые мечты о великих свершеньях,
Лишь с собой совладавши – достигнешь высот!

Современным продолжателем традиций коротких стихов можно считать ныне здравствующего поэта Игоря Губермана. Его первая книга называется «Гарики на каждый день». Догадайтесь, почему автор назвал свои четверостишия гариками.
Вот некоторые из них:

* * *

Не для литья пустой воды
Бог дал нам дух и речь,
А чтобы даже из беды
Могли мы соль извлечь.

* * *

Не то беда, что жадной челяди
Доступен жирный ананас,
А то, что это манит в нелюди
Детей, живущих возле нас.

* * *

Чтоб делался покой для духа тесен,
чтоб дух себя без устали искал,
в уюте и комфорте, словно плесень,
заводится смертельная тоска.

Комментарий

Смысл данного задания – научиться выражать свою мысль коротко и в соответствии с жесткими условиями предложенного жанра. Если вы до сих пор не работали с произведениями названных жанров, то следует поговорить об их жанровых особенностях:

  • по содержанию – это совет умудренного жизнью человека, кратко выраженная глубокая философская мысль, житейское наблюдение, обобщающее опыт размышлений автора по конкретному поводу;

  • по форме – рифмованное четверостишие (в рубаи – ААБА, в гариках – с перекрестной – АБАБ-рифмой), часто непосредственно с обращением к читателю, с употреблением тропов или стилистических фигур, контрастными лексическими средствами, создающими юмористическую интонацию с ироническим или саркастическим подтекстом.

Попытки учеников самостоятельно написать такого типа четверостишия следует поощрять. Но затем просите их примерить критерии жанра к собственным произведениям: самокритика не отобьет охоты и впредь заниматься сочинительством, в то время как публичная критика в классе может привести к нежелательной реакции – «больше никогда и ничего не писать».
Опыт работы с данными упражнениями в 5–9-х классах позволяет нам говорить об успехах учеников не только по русскому языку и литературе, но и по другим школьным предметам.

 

Рейтинг@Mail.ru