Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2003

Я ИДУ НА УРОК

Л.А.АКСЁНОВА,
с.Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.


Сложносочиненное предложение.
Случаи постановки знаков препинания перед союзом и

11 класс

Цели. Повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; формирование умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Совершенствование навыков разграничения простых и сложных предложений.
Расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков.
Повторение орфографического правила «Непроверяемые написания».
Стилистика сложносочиненного предложения.

ХОД УРОКА

I. Повторение безударных непроверяемых написаний. Пополнение словарного запаса учащихся.

Прочитайте записанные на доске слова. Определите ведущий принцип правописания данных слов.

Интеллигентный человек, народный характер, экстремальная ситуация, художественное пространство произведения, несобственно-прямая речь героя рассказа, тоталитарное государство, использование лагерного жаргона.

(Ведущий принцип правописания данных слов – непроверяемые написания.)

И вновь даем себе установку на длительное запоминание! Читаем записанные на доске слова орфографически, запоминаем их правописание. (Орфографическое чтение «по цепочке»: учитель – ученики, ученик – ученики.)
Как вы понимаете значение следующих словосочетаний:

1) Экстремальная ситуация? (Крайняя, предельная)
2) Тоталитарное государство? (Форма государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми формами жизни общества, фактическое лишение народа конституционных свобод.)

Запишите слова под диктовку учителя.
Возьмите ручку с зеленой пастой. Проведите работу: сверьте свои записи с записью слов на доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома еще раз поработайте над правописанием этих слов.

II. Слово учителя о целях и задачах, связанных непосредственно с темой урока.

Сегодня мы будем повторять теорию по теме урока, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о сложносочиненном предложении. И это новое будет связано и с пунктуацией сложносочиненных предложений, и с их стилистической функцией в художественном тексте.

III. Повторение, обобщение и углубление теоретического материала по теме урока.

Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация.)

Определим содержание выделенных нами терминов.

1. Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)

Хочу обратить ваше внимание на то, что не следует называть части сложного предложения простыми предложениями, так как они не обладают таким признаком простого предложения, как интонационная завершенность, и приобретают законченность интонационного рисунка только в составе сложной конструкции.

2. Какие предложения называются сложносочиненными? В чем отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных? (Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому).
Части сложноподчиненного предложения неравноправны, то есть одна зависит от другой, и соединены подчинительными союзами или союзными словами: что, чтобы, потому что, который, если, когда и т.д.)

3. Что такое пунктуация? (Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Пунктуация служит для передачи на письме особенностей строения предложения, его интонации и для членения текста.)
А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять?

(Еще в средних классах мы часто и много размышляли над этим вопросом – и пришли к выводу, что знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному истолкованию.
Знаки препинания должны расчленять речь на ее составные части таким образом, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения.
Кроме того, на уроках русского языка и литературы, особенно в старших классах, мы не раз обращали внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтических текстах, где они выступают в качестве специального приема, призванного помочь поэту ярче, глубже выразить мысль.)

Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложениях, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в сложносочиненном предложении. (У доски отвечает ученик, используя материалы таблицы. Остальные учащиеся слушают «активно»: внимательно следят за выступлением своего одноклассника и чертят в тетрадях схемы записанных в таблице предложений.)

Выступление ученика

Записи в тетрадях учащихся

IV. Практическая работа по разграничению простых и сложных предложений с союзом и.

Успешное изучение пунктуации в сложносочиненном предложении во многом зависит от степени усвоения правил постановки знаков препинания между однородными членами.
Части, входящие в состав сложносочиненного предложения, связываются по способу сочинения, между ними устанавливаются те же смысловые отношения, что и между однородными членами, и используются те же средства связи, аналогична в них функция знаков препинания, сходны по своим действиям пунктуационные правила.
Поэтому, прежде чем анализировать сложносочиненные предложения, предлагаю закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений с союзом и.

Задание. Выпишите из предложений конструкции: союз и (обводя его кружочком) и то, что он соединяет: однородные члены или части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы). Сделайте устно вывод о пунктуации в этих предложениях.

V. Анализ сложносочиненных предложений с объяснением постановки знаков препинания.

Задание 1. Прочитайте записанное на доске предложение. Обратите внимание на его пунктуационное оформление.

Солнце еще раз взглянуло исподлобья на поля – и в сиянье потонула вся смятенная земля. (Ф.Тютчев)

Определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, воспользовавшись следующей записью:
(действие) – и (его результат).
(Если второе предложение имеет значение следствия (результата), то вместо запятой перед союзом и можно поставить тире.)
Попробуйте прочитать предложение выразительно, соблюдая правильную интонацию, расставляя логические ударения. Хочу акцентировать ваше внимание на необходимости выдерживать паузу на месте тире.

Задание 2. Продолжите предложения так, чтобы получилось сложносочиненное.

1) Мальчик разбежался – и...
2) Я встретил вас – и...
3) Одно мгновение – и...

Продолжим отрабатывать навыки расстановки знаков препинания перед сочинительными союзами. Проанализируем сложные синтаксические конструкции с различными видами связи грамматических основ.

Задание 3. Самостоятельная работа. Поработайте с предложениями, записанными на карточках (по одной карточке у каждого ученика, на одной стороне записано предложение для анализа, на другой – «подсказка»: начерчена схема предложения, дан комментарий). Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания; начертите схему. Приготовьтесь к устному выступлению. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой – оборотная сторона карточки.

Предложения для анализа:

1) Но право ему (фельдшеру) было дано освободить утром только двух человек – и двух он уже освободил, и под зеленоватым стеклом на столе записаны были эти два человека и проведена черта.

2) Сейчас он (Шухов) зяб со всеми и лютел со всеми, и еще бы, кажется, полчаса подержи их этот молдаван, да отдал бы его конвой толпе – разодрали б, как волки теленка!

3) Топлива не было положено – и спрашивать о нем не приходилось.

4) Большие новые тракторные сани были уже нагружены бревнами, но многое еще не поместилось – и семья деда Фаддея, и приглашенные помогли кончать сбивать еще одни сани, самодельные.

(Предложения для анализа взяты из книги: Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 58–60. Там же имеется комментарий.)
Каковы результаты самостоятельной работы?
(Учащиеся по очереди выходят к доске, прикрепляют карточку на доску (карточки больших размеров, запись предложений оформлена печатными буквами), читают предложение, комментируют расстановку знаков препинания, чертят схемы. Оцениваются полнота, глубина, правильность анализа. Если ученик пользовался «подсказкой», оценка на балл снижается. Остальные учащиеся во время устного выступления своего одноклассника записывают предложение с карточки в свою тетрадь.)

VI. Выводы. Обобщение.

Посмотрите внимательно еще раз записанные на карточках (и в тетрадях) предложения. Можете ли вы сказать, строки какого писателя иллюстрировали сегодняшнюю тему урока? (Автор записанных строк – А.И. Солженицын.)
Угадали произведения, из которых взяты эти строки? (Из рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».)
Как вы думаете, почему в качестве иллюстративного материала для беседы о пунктуации сложносочиненного предложения выбраны строки из произведений А.И. Солженицына? (Здесь встречаются разные виды сложносочиненного предложения. Солженицын широко использует в своих рассказах сложносочиненные предложения, так как они обладают богатыми возможностями развернутого изложения мыслей.)

«А.И. Солженицын использует экспрессивный синтаксис, насыщает текст синтаксическими повторами. В рассказе “Один день Ивана Денисовича” использован прием “несобственно-прямая речь”, что помогает автору глубже раскрыть индивидуальность героя, трагичность его судьбы. Часто встречаются в произведениях просторечия, диалектные слова, жаргонизмы, что делает речь героев произведений яркой, подчеркивает самобытность, народность их характеров. Солженицын считает, что со временем “произошло иссушительное обеднение русского языка”, сегодняшнюю письменную речь называет “затертой”. Восстанавливая “накопленные, а потом утерянные богатства” русской речи, писатель составил “Русский словарь языкового расширения”, в своих произведениях он использовал материал этого словаря». ( Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 60–61.)

VII. Работа с перфокартами.

(У каждого ученика карточка с заданием.)

Задание. Прочитайте предложения.

1) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А.Пушкин)
2) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н.А. Некрасов)
3) Глупый осудит, а умный рассудит. (Пословица)
4) Трещит мороз, и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. (А.Апухтин)
5) Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно, навеки закончив свои странствия. (А.Ладинский)

Определите смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений и заполните таблицу:

Смысловые отношения

Номер предложения

одновременность

последовательность

противопоставление

чередование явлений

 

Прокомментируйте устно свой выбор: каковы смысловые отношения между частями ССП и с помощью чего эти смысловые отношения формируются? (Части первого сложносочиненного предложения объединяют явления, происходящие последовательно. В этом случае перестановка предложений невозможна.
Во втором предложении речь идет о событиях, сменяющих одно другое, чередующихся. Значение чередования явлений достигается при помощи повторяющегося союза то... то.
В третьем предложении между частями отношения противопоставления, которые выражены при помощи противительного союза а.
В четвертом предложении изображаются одновременные события, что достигается при помощи видовременных форм глаголов-сказуемых: сказуемые выражены глаголами несовершенного вида и стоят в форме настоящего времени.
Тип синтаксических отношений в пятом сложносочиненном предложении – соединительные отношения с оттенком одновременности.)
Разнообразные смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения делают нашу речь богаче, информативнее, ярче.

VII. Стилистика сложносочиненного предложения.

Прочитайте предложение. (На доске вывешен небольшой плакат с записью и рисунками.)

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Почему вы улыбаетесь? Действительно, трудно удержаться от улыбки, когда читаешь это предложение. Как вы думаете: почему?
Это предложение с точки зрения пунктуации оформлено неправильно: в нем не поставлена запятая перед союзом и. И вместо сложносочиненного получилось простое предложение с однородными сказуемыми. И как следствие – абсурдное истолкование: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
Мы вновь вернулись к вопросу о том, как важно пунктуационно грамотно оформлять письменную речь.

И еще несколько слов о стилистике сложносочиненного предложения. Сложносочиненным предложениям присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные с наличием или отсутствием союза, значением союза, порядком следования частей, интонацией (на письме она отражается пунктуацией).
Из всех разновидностей сложных предложений сложносочиненные предложения наиболее прозрачны по своей структуре, они ближе всего стоят к простым предложениям. Сложносочиненные предложения, простые в структурном отношении, могут быть противопоставлены сложноподчиненным предложениям, которым нередко присуща структурная сложность.
В отличие от простых предложений, сложное предложение наиболее информативно. А разнообразие смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин.

Задание. Попробуйте свои силы в составлении сложносочиненных предложений. Составьте сложносочиненные предложения по картине И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене», употребляя разные союзы. Избегайте типичных недочетов: 1) многосоюзия, 2) неуместного употребления союза для соединения двух предложений, в которых сказуемые выражены глаголами разных видов или разных времен.
(Для слабых учеников возможно задание: перепишите предложения с карточки, образуя, где это возможно, из простых предложений сложносочиненные.
Текст может быть примерно следующим:

На картине И.Е. Репина запечатлен исторический момент: выступление Пушкина на экзамене в Лицее.
Мы видим парадный зал Лицея, где проходил экзамен. Зал не очень велик, но красив. Светлый, с широкими окнами, зеркалами во всю стену, блестящим паркетом. Стены окрашены под цвет розового мрамора. Четыре колонны поддерживают расписной потолок.
Посредине зала между колоннами находится длинный стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. (а) Поодаль от стола все пространство зала уставлено рядами кресел. На креслах расположились родственники лицеистов.
За столом – многочисленные члены экзаменационной комиссии. (и) Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. (и) Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. (и) Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.
(Союзы в скобках даны для учителя.)

IX. Заключительное слово учителя.

– Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств дает он. Сегодня мы говорили о возможностях сложносочиненного предложения, их экспрессивной роли в художественном тексте.
Сложносочиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства.
Хочется, чтобы вы, ребята, осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть.

Литература

1. Богданова Г.А. Знаки препинания в предложениях с союзом и // «Русский язык», 2002. № 44. С. 5–12.

2. Безносов Э.Л. Основные виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение и смысловые отношения между его частями // «Русский язык». 2002. № 20. С. 1–6. (Вкладыш.)

3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. С. 150–159.

4. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. 3-е изд. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 57–61.

5. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 58–59.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х кл. средней школы. М.: Просвещение, 1988. С. 198–200.

7. Зельманова Л.М., Колокольцева Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8–9-е классы: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997. С. 8–9, 22–23.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru