Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2003

Я ИДУ НА УРОК

И.А. БАРАНОВСКАЯ,
гимназия «Жуковка», г. Москва


Тема: «Имя числительное»

Методический комментарий

6 класс

1. Количество часов: 11 (12).

2. Место темы в программе. Тема «Имя числительное» является третьей и, как мне кажется, наиболее сложной во всех отношениях (но отнюдь не самой объемной!) в курсе русского языка 6-го класса:

1) «Глагол»;
2) «Имя прилагательное»;
3) «Имя числительное»;
4) «Наречие»;
5) «Местоимение».

Почему эта тема сложная?
Дело в том, что, с одной стороны, вряд ли кто из детей, окончив школу, станет писать прописью цифры и числа. Кроме того, бесконечно склонять числительные, чтобы правильно писать окончания, очень скучно и неинтересно. Следовательно, неизбежно встает вопрос о кажущейся ненужности изучения этой темы. Но, с другой стороны, следует правильно произносить числительные в том или ином падеже, да и просто знать, что в русском языке существует такая часть речи, – а это уже вопрос культуры и общей грамотности каждого человека. В таком случае просто необходимо изучать в школе имя числительное!
Что же делать учителю, чтобы совместить эти на первый взгляд совершенно не совместимые вещи?
Ответ прост: определиться с традиционными составляющими подачи того или иного материала (ЗУНы – «киты» методики) + подумать, как разнообразить и, если так можно выразиться, «увеселить» довольно сложный и рутинный материал этой темы (возможно, здесь помогут упражнения из области развития творческих способностей учащихся).

3. Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

4. Задачи.

1) Обучающая.

  • Знать:

    • основные понятия об имени числительном;

    • какими они бывают по строению и разряды числительных;

    • случаи употребления ь в числительных;

    • особенности склонения отдельных числительных.

  • Уметь:

    • применять основные понятия об имени числительном при морфологическом разборе, отличать числительные от других частей речи;

    • определять разряд числительных и их тип по строению;

    • правильно употреблять ь в числительных (устно и письменно);

    • правильно писать окончания числительных, различая особенности их склонения, произносить числительные.

2) Развивающая. Развить творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память (задания см. в конспекте уроков).

3) Воспитательная. Воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы – и в числах можно услышать музыку (при желании, конечно)!

5. Виды уроков и используемые формы:

  • урок-объяснение;

  • урок-закрепление (склонение числительных);

  • орфографический практикум; обобщающий урок;

  • проверочные работы в виде цифрового диктанта, теста, так называемых «пятиминуток» (как повторение числительных в теме «Наречие»);

  • устное коллективное комментирование склонений числительных;

  • зачетный урок по теме, контрольный диктант.

6. Виды контроля:

  • цифровой диктант (теория);

  • рабочие и контрольный диктант по теме;

  • словарные диктанты;

  • тест «Имя числительное»;

  • «пятиминутки» (работа в начале урока, рассчитанная на 5–7 минут и посвященная склонению числительных) – в теме «Наречие» как повторение.

7. Система работ над ошибками:

  • на уроке (типичные ошибки, обнаруженные в домашних работах);

  • во время самоподготовок во 2-й половине дня;

  • индивидуальная работа (если ребенок совсем не усвоил материал).

8. Уровень разработки темы.

Данная тема разрабатывалась около четырех лет. Подбор упражнений осуществлялся по методике РТС (развитие творческих способностей), которая разрабатывается Н.К. Винокуровой.
Количество часов – 11–12, на мой взгляд, оптимально.

К формам и заданиям, использовавшимся на уроках и вызвавшим наибольший интерес у учащихся, я бы отнесла:

  • урок-обобщение, построенный на упражнениях по РТС;

  • проверочную работу по теории в форме цифрового диктанта;

  • словарный диктант по лексическим значениям слов (придуманный, кстати, самими учащимися);

  • систему упражнений под названием «третий (или четвертый) лишний»;

  • самостоятельное выполнение упражнений с последующей проверкой и объяснением (на оценку) или самостоятельное выполнение упражнений под девизом «Быстрее и правильнее!» (с оценкой);

  • самостоятельное подведение итогов урока: что узнали? чему научились? что было главным? что вызвало наибольшее затруднение?

Чем, на мой взгляд, необходимо дополнить тему:

  • разноуровневыми заданиями (предположим, заданиями повышенной сложности);

  • предложить детям самостоятельно составить диктанты и мини-диктанты по этой теме;

  • разнообразными творческими заданиями, которых, как известно, много не бывает;

  • можно придумать интегрированный урок с математикой, историей и другими предметами на тему «Где я встречусь с числительным?».

9. Рефлексия проделанной работы.

Буду рада, если этот материал окажется полезным учителю, работающему с темой «Имя числительное».
Что же касается меня, то считаю весьма полезным занятием изредка подводить некоторые итоги своей деятельности – если не всей, то хоть какой-нибудь ее части. Такой частью в этом учебном году стала разработка одной из тем курса.

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

РАЗВИВАЕМ БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ

I. Веселая разминка

Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица.)
6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол); буквы г – кучей сена (стог); буквы н – звуками, издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп)?
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

РАЗВИВАЕМ АССОЦИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

1) Проверка.
2) Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три.)
3) Сколько слов с удвоенной н? (Одно.)
4) В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три.)
5) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто.)

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Задание 3. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:

РАЗВИВАЕМ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Задание 4. На доске записаны числа: 10; 1; 2; 27; 5.

Задания:

1) запишите первое числительное в тв. п. (десятью);
2) запишите третье с конца числительное как порядковое (второй);
3) сколько числительных имеют в п. п. в окончании букву м? (об одном);
4) запишите числительные только с одним слогом (два, пять);
5) составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в р. п. и тв. п. (двадцати одного; двадцатью одним);
6) сложите все числа и получите сумму (45):

– есть ли здесь числительное с ь? Выделите орфограмму.
– каковы особенности склонения числа 40, какие числа склоняются так же? (90, 100);
– в какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945);
– что это за дата?
– составьте с ней предложение.

(В 1945 году закончилась Вторая мировая война.)

II. Тренировочные упражнения

Задание 5. Найдите «третье лишнее»:

а) семьдесят,
пятьдесят три,
шестнадцать;

б) шестичасовой (прил.),
двенадцатый (числ.),
сто пятьдесят первый (числ.).

Придумайте и запишите свои варианты.

Задание 6. Из диктуемых мной предложений запишите только числительные в нужной форме. Выделите окончания.

1. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей.
2. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600.
3. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

Задание 7. Просклоняйте 354 табуретки.

Задание 8. Упр. 369, с. 96. (учебник под ред.В.В. Бабайцевой)

1-е, 2-е предложения – письменно.
Упр. 389, с. 101.

2-, 3-, 4-е предложения со словами полтора, полтораста.

III. Предварительные выводы

Просмотрите свою классную работу и ответьте, о какой части речи сегодня мы говорили?

это самостоятельная или служебная часть речи?
что обозначает?
начальная форма?
каковы постоянные признаки? Приведите примеры из классной работы.
а непостоянные признаки?
какие орфограммы с числительными вы знаете? (Правописание ь; окончания числительных.)
какова роль числительного в предложении? (Любая.)

СЕЙЧАС ПРОВЕРИМ

Домашнее задание. Прочитайте текст, выпишите из него словосочетания с числительными. Записывайте числительные словами.

Чтобы собрать 1 килограмм меда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), посетив при этом около 19 миллионов цветков.
Пчела живет не более 30–35 дней. Но трудолюбие пчел вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 километра в час, одна пчела за хороший рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

(Из журнала «Юный натуралист»)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru