Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2003

КОНКУРС

Продолжение. См. № 5, 7, 9, 11, 13/2003


Назовите автора

Конкурс читателей

Отрывок 6

ЛЮБИМАЯ УЛИЦА

– Все-таки это очень странно, что Анюта не любит ходить в школу, – говорит Нина Викторовна. – Помнишь, Саша, как ты любила школу? И Леша тоже. Анюта, ну почему ты не любишь школу?
– Я люблю, – отвечает Анюта неуверенно. Она знает: школу надо любить, школу полагается любить. И поэтому говорит, растягивая слова: – Почему это не люблю? Я люблю-у...
Аня ходит в школу и возвращается домой одна. Но изредка Саше удается забежать за ней, и всякий раз, когда она видит в школьном коридоре притихшую, неприкаянную Анюту, ей становится не по себе.
Стоит Анюте выйти из школы и взять Сашу за руку, она опять становится прежней Анютой – веселой и словоохотливой. Дома – у мамы, у Мити, у всех – она может спросить обо всем, что ей придет в голову, и никто не пожмет плечами, не скажет: какая ты странная, Москвина! Вечно ты что-нибудь выдумаешь.
Почему, если ты о чем-нибудь спрашиваешь, а в ответ пожимают плечами, становится так стыдно и неловко? Может, потому, что девочки смеются?
– Москвина! Зачем ты смотришь в окно? Что ты там увидела?
– Провода!
– Ну и что?
– На провода села птица.
– Ну и что из этого?
– А может, птица слышит, какие слова бегут по проводам?
И вот тут-то Зинаида Петровна пожимает плечами. А девочки начинают смеяться. Если учительница пожимает плечами, это значит: ты сказала очень глупые слова. И девочки смеются: они хотят показать учительнице, что понимают, какая глупая и неразвитая эта Москвина.
Вот потому-то Аня и не любит ходить в школу и любит возвращаться домой: дома она умная, и все понимает, и считает в уме, и стихи легко учит, и на любой вопрос ответит. А в школе – она глупая, нерасторопная, неповоротливая и почти ничего не понимает.
И почему так получается – выучишь стих, и он тебе нравится:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Его хочется читать громко, звонко, весело. Анюта его читала много раз, следом за ней даже Катя все запомнила, а в школе Зинаида Петровна стала спрашивать:
– Кто скажет, какой гром грохочет в небе голубом?
– Весенний! Первый! – говорят девочки.
– Как он грохочет?
– Как бы резвяся и играя, – отвечают девочки.
– Девочки, кто объяснит, что такое «резвяся»? Москвина! Объясни.
Только что Анюта понимала каждое слово в этом стихе, а вот теперь она стоит столбом, испуганно смотрит на учительницу и не может объяснить слово «резвяся».
– Садись, Москвина! – со вздохом говорит Зинаида Петровна.
Анюта садится и уже нисколько не любит стихотворение про грозу в начале мая. И не раз Анюта замечала: вопросы Зинаиды Петровны делали непонятным самое понятное. А стихи, после того как их объясняли, становились неинтересными.
Под Новый год Дед Мороз положил Ане в чулок орехи, конфеты и маленькую голую куколку. Она принесла все это в школу.
– Вот какие подарки мне подарил Дед Мороз!
Зинаида Петровна очень рассердилась, ругала Аню и призывала девочек не быть такими глупыми, как эта Москвина: никакого Деда Мороза на свете нет и никогда не было!
Когда Аня дома рассказывает про школу, ей почти никто не верит, разве только мама.
– Бабушка, – говорит Аня, – нельзя, нельзя белую ленточку в косу. Не разрешает Зинаида Петровна, надо черную или коричневую.
– Аня, – отвечает бабушка. – Ты чего-нибудь не поняла. Ну почему непременно черную? Траур у вас, что ли?
Вот всегда так: ты чего-нибудь не поняла!
– Бабушка, ну почем я знаю? Зинаида Петровна говорит: такой порядок.
И никто не верит – ни дедушка, ни бабушка. Только мама верит, а иногда Митя. Мама вздыхает и говорит:
– Ну, раз порядок, ничего не поделаешь. Отыщем коричневую ленточку, не горюй, Анюта.
А она и не горюет. Чего ей горевать. Вот ей бы заболеть и не ходить в школу. Вот это бы – да! В Ташкенте, когда в этом не было никакой надобности, она болела часто. А здесь, в Москве, – редко. До чего жаль, если б кто знал! Когда всем прививали оспу, многие девочки от этого заболели. А она ничуть не заболела и как дура ходила в школу... Эх! Другие девочки ухитряются болеть чуть не каждую неделю, а она только раз: когда в больнице вырезали аппендицит. О, это была целая история! Она в больнице вела себя очень хорошо, и Митя ей все время говорил: молодец!
А Зинаида Петровна нипочем не скажет, что она молодец. Какой же толк стараться, если все равно ничего не получается? Сегодня, например, Зинаида Петровна на глазах у всего класса разорвала Анину тетрадь: за грязь. Ане очень хотелось плакать, но она не заплакала. Стояла и молчала. И все. А бывает, Зинаида Петровна говорит такое, что Анюта дома не рассказывает: совестно.

Дорогие читатели! Спасибо всем, кто участвует в конкурсе «Назовите автора». Не огорчайтесь, если вы не смогли назвать автора очередного отрывка. Не сходите с дистанции, продолжайте отвечать. Все ваши ответы мы будем учитывать при подведении итогов конкурса.

Редакция

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru