Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

См. № 4, 8, 12, 16, 18, 20, 37, 41, 45/2002 и № 4, 8, 12/ 2003


Полезные мелочи

1. Ну и пусть ненаучно

«Иногда я использую так называемые ненаучные приемы запоминания написания трудных слов», – пишет нам Марина Ивановна Козлова из Нижнего Новгорода. Ученики Марины Ивановны с удовольствием составляют шуточные предложения, помогающие усвоить правописание непроверяемых гласных. Например, такие:

Костя в костюме, а Павлик – в пальто.
Кот, который жил в корзине, съел котлету из котла.
Жак в жакете нюхает жасмин.

2. Учим списывать

М.И. Козлова считает списывание одним из эффективных приемов обучения орфографии в 5–7-х классах. Начинать нужно с 15–20 строчек печатного текста ежедневно, а через две-три недели можно довести объем до 25–30 строчек. Такая работа вместе с проверкой занимает 30–45 минут. Очень важно убедить учеников, что списывать надо не по слову, а целыми словосочетаниями, а еще лучше – предложениями, если они не слишком велики. Чем дольше удерживается в памяти зрительный образ слова, тем лучше будет результат.
Важный этап – взаимопроверка. Проверяя по тексту работу товарища, ученик развивает свою собственную орфографическую зоркость и память. А потом – самооценка или взаимооценка. Нормы достаточно строгие: за одну ошибку, описку, даже за одно исправление оценка снижается до четырех баллов, каждая новая ошибка или описка влечет потерю еще одного балла. Это принципиальная строгость: ошибок при списывании быть не должно! Когда такой результат достигнут, резко сокращается количество ошибок и при любом другом виде работы.

3. Открыть – закрыть – проговорить

И еще один прием предлагает нам Марина Ивановна Козлова. 5–7 слов, выбранных для запоминания, учитель заранее записывает на доске. А потом читает их, четко проговаривая каждый звук. Дети же не списывают их и не пишут под диктовку – им дается другое задание: в течение одной минуты запомнить эти слова. Таким образом, ученики получают установку на запоминание. Порядок действий им предлагается такой:

  • внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;

  • проговорить вслух негромко по одному слову по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить слово написанным, а затем снова открыть глаза и проверить себя;

  • молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;

  • проговорить слова по слогам соседу по парте.

4. Курочка Ряба

Рассказывает Георгий Кондратьевич Данилов из Санкт-Петербурга. «Трудно ученики усваивали виды глагола. Помогла известная сказка “Курочка Ряба”.
Помните, как снесла курочка яичко, не простое – золотое? Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Обсуждаем поведение участников этой загадочной истории. Выясняем, что старания деда и бабы к результату не привели, яичко не разбилось, желаемое действие не совершилось – глагол бить – бил – била – несовершенного вида.
А мышка разбила яичко, действие совершилось, закончилось. Вывод ясен...»

5. Прислана претензия...

Юрий Лукьянович Коняев сочиняет четверостишия, декламируя которые его ученики пополняют свой словарный запас и запоминают, как следует произносить отдельные слова. Приводим одно из его четверостиший, помогающих следовать орфоэпической норме и твердо произносить согласные в заимствованных словах.

Прислана претензия [тэ]:
Не цветет гортензия [тэ].
Штраф назначили злодею:
Он похитил орхидею [дэ].

6. Почти стихи

Ольга Евгеньевна Кармакова прислала нам предложения – почти стихи, которые ей сообщили ее ученики. У тех, кто разучит эти почти стихи, безусловно, уменьшится количество ошибок в тетрадях.

У священника племянник
был мошенник и карманник,
украл полтинник и два гривенника.

Бешеный путаник ворвался в гостиную
и украл у труженика-мученика-повара
вкусный вареник.

Вариант:

Бешеный путаник рвется в гостиную, думает, там
труженик-мученик-повар слепил вкусный вареник.

Продолжение

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru