Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2003

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. ВЫПУСК XXXVII

С.Е.ИВГИ


Реформатский говорит с учителями о правописании

А.А.Реформатский

А.А.Реформатский

Наши постоянные читатели привыкли к присутствию на страницах «Русского языка» имени Александра Александровича Реформатского. Оно и понятно: след, оставленный им в науке о языке, в педагогике, в душах друзей, учеников, коллег, — глубок и неизгладим. А между тем по его учебнику «Введение в языковедение» начинают вести семинары молодые преподаватели, никогда не видевшие самого Александра Александровича: в мае исполняется 25 лет со дня его ухода.

Но вспомним бессмертный завет Жуковского: Не говори с тоской: их нет; // Но с благодарностию: были. Для человека науки длящееся подтверждение былого бытия — его труды. И лучший способ воскресить его — переиздать их. Сегодня мы решили обратиться к работе, первая и единственная публикация которой была осуществлена 65 лет назад в № 1 журнала «Русский язык в школе» за 1938 год.

В середине 1930-х годов в нашей стране в спорах и поисках создавались будущие единые правила русской орфографии и пунктуации. Напомним, что в это время действовали две комиссии — при Ученом комитете языка Наркомпроса и при Академии наук. В первую из них входил и А.А. Реформатский. В 1936 году была создана согласительная комиссия, которая в течение двух лет обрабатывала и редактировала результаты работы вышеупомянутых комиссий.

Говоря словами самого Реформатского, «задачей работы <...…> была не реформа, а полная регламентация правил орфографии и пунктуации и унификация колеблющихся написаний» (РЯШ. 1937. № 1. С. 64).

Постоянно обращался к этой теме и «учительский» журнал по русскому языку — тогда, кстати, единственный лингвистический журнал в стране. Выступали на его страницах крупнейшие ученые и методисты. Однако и на их ярком фоне выделялся цикл из трех статей А.А. Реформатского под единым названием «Упорядочение русского правописания». Весь цикл посвящен «неясным и неупорядоченным вопросам» русской орфографии. В первой статье цикла разбиралась проблема написания о и е после шипящих (РЯШ. 1937. № 1), во второй — говорилось о слитном и раздельном написании слов (РЯШ. 1937. № 6). Завершала цикл публикуемая ниже статья о прописных и строчных буквах.

Статьи цикла являются блестящими образцами строгого и ясного лингвистического описания сложных орфографических проблем. В них даны не окончательные рекомендации по правописанию, а объяснение и разбор различных неоднозначных случаев правописания и того, какие способы решения в том или ином случае возможны и предпочтительны.

«Лингвистические обоснования» для разрешения такого «практического вопроса письма», как выбор прописных и строчных букв, разделены Реформатским на две части: 1) различение в письменной речи собственных и нарицательных имен, 2) указание на начала новых синтаксических отрезков речи.

С этой, второй части проблемы Реформатский и начинает свой анализ. Проблема рассматривается с точки зрения выполнения графическими знаками синтаксических функций. В свое время мы публиковали отрывки из работы Реформатского «Техническая редакция книги» («Русский язык». № 45/2000; № 1/2001 ), где много и подробно говорилось о значении графических элементов в тексте, в том числе и о выполнении ими собственно пунктуационных функций. В публикуемой сегодня статье дано уже практическое применение теории, ранее разработанной в «Технической редакции».

 

Рейтинг@Mail.ru