ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Н.А. БОРИСЕНКО
Продолжение. См. № 2, 6, 10, 14/2003
Что они у нас проверяют?
1
Чего больше всего на свете боится
школьник? Двойки, вызова к доске, контрольной,
самостоятельной, директора. Мало ли чего…...
Точнее было бы сказать: много чего.
А чего больше всего на свете боятся
учителя? Как ни странно, того же самого. Двойки за
свою работу, то есть за низкий процент
успеваемости, – в общем-то за те же самые
ученические двойки. Вызова к директору – ничем
приятным этот вызов, как правило, не
оборачивается. Контрольной. Выговора за
опоздания, за дежурства, за... … Короче, много чего
боится учитель.
Но больше всего учитель боится
«проверяльщиков». Назовем этим не самым
литературным словом любого проверяющего, будь то
родной завуч, директор или инспектор из местного
комитета образования.
2
Недавно рассказали такую историю.
Аттестовался на высший разряд один очень
известный учитель, точнее, это была она, но я
почему-то не люблю слова «учительница».
– Я не буду приходить к вам на урок, а
только посмотрю контрольные тетради ваших
учеников, – разрешил инспектор.
Разговор происходил где-то на стороне,
кажется, в метро, за день до аттестации, и у нашего
учителя в общем-то было время приготовить эти
самые контрольные тетради. Приготовить и
«причесать». Но их-то, оказывается, и не было. Не
существовало в природе. Ну не было у нашего
учителя тетрадей для контрольных работ. Нет,
сами-то контрольные, конечно, проводились, а вот
тетрадей не было. Все работы писались в обычных
тетрадях, или на листочках, или еще как-нибудь.
Не помню, чем кончилась эта история.
Кажется, все прошло благополучно – учитель-то
известный, с именем и с книгами. Да и проверяющий
попался не буквоед и не зануда. Но, согласитесь,
что так бывает не всегда.
Ситуация с тетрадями – далеко не
единственная в практике непростых отношений
«учитель – проверяющий». От тетрадей для
контрольных работ еще как-то можно защитить себя.
К примеру, можно сказать (и это будет совершенно
справедливо), что психологи не советуют иметь
отдельные тетради для контрольных, потому что,
во-первых, это создает дополнительный стресс для
ученика, а во-вторых, если у ученика за предыдущую
работу была двойка, то – поставьте себя на место
ученика, – глядя на эту двойку, вряд ли вы
испытаете прилив энергии и уверенность в том, что
можете написать новую контрольную на пять.
Как же быть?
Выход очень простой. Все проверочные
работы писать на отдельных листочках и
складывать их, чтобы можно было потом при случае
предъявить проверяющим.
3
ЧП в жизни любого учителя – аттестация.
(Предъявление тетрадей для контрольных – ее
частный случай.) Как проходит это
священнодействие, каждый, кто хоть раз в жизни
аттестовался, знает сам. Самое любопытное – что
везде по-разному. Интересно было бы иметь
описание этого опыта в разных местах нашей
страны, а также за рубежом (наверняка там есть
что-то подобное, так как любая проверка – явление
мирового порядка).
Недавно встретила коллегу. На вопрос
«что нового?» услышала: «Готовлюсь к аттестации.
Пишу диктанты». Я было подумала, что коллега
готовит к проверке своих учеников. Оказалось, что
ничего подобного. К диктанту она готовилась сама.
Так придумали в их округе или районе. 14-й
разряд присвоят только тому, кто напишет не ниже
четверки «ужасно трудный диктант».
«Представляешь, какой стыд, если не напишу?». Это
при всем том, что моя знакомая – профессионал
высшего класса, безупречно грамотный и тонко
мыслящий учитель. Не знаю, что там уж был за
диктант, знаю одно: в семье у этой учительницы
чуть было дело до развода не дошло. Она все
готовилась к пресловутому диктанту…...
Это не анекдот. Таких историй сколько
угодно.
4
Кошмар хуже ремонта; восемь кругов
ада, Данте не все описал; ненужная головная
боль, месяц, выпавший из жизни, – вот некоторые
реакции на стимул «аттестация», которые я
услышала от учителей, участвовавших в
ассоциативном эксперименте.
Разумеется, аттестация – дело
добровольное. Но жить-то хочется. И хочется, чтобы
тебя заметили, выделили, наградили. Без этого
труд учителя лишен чего-то очень существенного.
И вот вместе с вожделенным 13-м или 14-м
разрядом приходят проверяющие и предъявляют
свои требования. Их много. «Учитель должен:
глубоко знать свой учебный предмет,
быть в курсе всех новых достижений в своей
науке…;
чувствовать “подводные камни”,
трудности каждой учебной темы и уметь их
преодолевать (владеть методикой преподавания
предмета);
учить школьников применять знания на
практике; систематически и оперативно проверять
знания ребят, своевременно видеть недочеты
каждого...…
Читатели-педагоги думают с отчаянием:
да, конечно, должен, все должен, но…»1. Это
фрагмент из статьи, написанной около 30 лет назад.
Но… ничего не изменилось. Может быть, только на
смену одним «должен» пришли другие.
Теперь учитель, аттестуемый на 13-й
разряд, должен сначала пройти
квалификационные курсы (они же курсы повышения
квалификации); дать один или два открытых урока
для проверяющих; предъявить результаты анализа
рабочих и контрольных тетрадей, а также
экзаменационных работ учащихся (и сами работы,
разумеется); пройти квалификационное испытание,
то есть подготовить конспект урока по теме,
определяемой экспертной комиссией (в течение
стольких-то минут). А учителя, аттестуемые на 14-й
разряд, должны еще и представить свои материалы в
экспертную комиссию. Под последними разумеются
авторские педагогические технологии, обобщение
своего опыта работы, авторский пакет
диагностирующих материалов и т.п.
Прочитаешь все это – и подумаешь: не
проще ли пойти и написать тот самый злополучный
диктант, о котором рассказывала моя знакомая?
Пусть будут ошибки, пусть буду краснеть до корней
волос, но зато ведь один раз. Потому что выдержать
все эти «должен» нормальный человек не в
состоянии. Так, может быть, не так уж и не правы те
представители аттестационной комиссии города N,
которые придумали для своих учителей иезуитский
диктант?
5
Не хотелось бы, чтобы другой взгляд,
в данном случае на ситуацию «учитель –
проверяющие», хотя бы отчасти напоминал «другую
литературу», то есть обязательно представлял
негатив, неприглядную изнанку.
Не подлежит сомнению, что проверяющие
– тоже люди, чаще всего такие же в прошлом (а
иногда и в настоящем) учителя, как и мы с вами.
Большинство из них – профессионалы высокого
класса и просто хорошие люди. Почти всегда они
дают умные, полезные советы, наверное, потому, что
у них больше опыта. Почти всегда доброжелательны
и тактичны. Если у вас было по-другому, то, может
быть, вам просто не повезло. Фигура инспектора из
роно, говорящего не иначе как свысока,
уничтожающе-ироничным или нравоучительным
тоном, осталась далеко в прошлом, во временах
А.С. Макаренко. (Помните его врага –
знаменитую Брегель из «Педагогической поэмы»?)
Времена изменились – и, кажется,
проверяющие тоже.
Мне во всяком случае пока что везло на
них. А вообще, как говорят психологи, процент
хороших и плохих людей в каждой профессии
приблизительно одинаков. Профессия
«проверяющий» не исключение.
Но правда о хороших проверяющих никак
не отменяет размышлений о том, что, зачем и как
стоит проверять.
Продолжение следует
1 Бондаренко С. Мечта об
учебнике // Знание – сила. 1976. № 14.
|