Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2003

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. См. № 2, 6, 10, 14/2003


Что они у нас проверяют?

1

Чего больше всего на свете боится школьник? Двойки, вызова к доске, контрольной, самостоятельной, директора. Мало ли чего…... Точнее было бы сказать: много чего.

А чего больше всего на свете боятся учителя? Как ни странно, того же самого. Двойки за свою работу, то есть за низкий процент успеваемости, – в общем-то за те же самые ученические двойки. Вызова к директору – ничем приятным этот вызов, как правило, не оборачивается. Контрольной. Выговора за опоздания, за дежурства, за... … Короче, много чего боится учитель.

Но больше всего учитель боится «проверяльщиков». Назовем этим не самым литературным словом любого проверяющего, будь то родной завуч, директор или инспектор из местного комитета образования.

2

Недавно рассказали такую историю. Аттестовался на высший разряд один очень известный учитель, точнее, это была она, но я почему-то не люблю слова «учительница».

– Я не буду приходить к вам на урок, а только посмотрю контрольные тетради ваших учеников, – разрешил инспектор.

Разговор происходил где-то на стороне, кажется, в метро, за день до аттестации, и у нашего учителя в общем-то было время приготовить эти самые контрольные тетради. Приготовить и «причесать». Но их-то, оказывается, и не было. Не существовало в природе. Ну не было у нашего учителя тетрадей для контрольных работ. Нет, сами-то контрольные, конечно, проводились, а вот тетрадей не было. Все работы писались в обычных тетрадях, или на листочках, или еще как-нибудь.

Не помню, чем кончилась эта история. Кажется, все прошло благополучно – учитель-то известный, с именем и с книгами. Да и проверяющий попался не буквоед и не зануда. Но, согласитесь, что так бывает не всегда.

Ситуация с тетрадями – далеко не единственная в практике непростых отношений «учитель – проверяющий». От тетрадей для контрольных работ еще как-то можно защитить себя. К примеру, можно сказать (и это будет совершенно справедливо), что психологи не советуют иметь отдельные тетради для контрольных, потому что, во-первых, это создает дополнительный стресс для ученика, а во-вторых, если у ученика за предыдущую работу была двойка, то – поставьте себя на место ученика, – глядя на эту двойку, вряд ли вы испытаете прилив энергии и уверенность в том, что можете написать новую контрольную на пять.

Как же быть?

Выход очень простой. Все проверочные работы писать на отдельных листочках и складывать их, чтобы можно было потом при случае предъявить проверяющим.

3

ЧП в жизни любого учителя – аттестация. (Предъявление тетрадей для контрольных – ее частный случай.) Как проходит это священнодействие, каждый, кто хоть раз в жизни аттестовался, знает сам. Самое любопытное – что везде по-разному. Интересно было бы иметь описание этого опыта в разных местах нашей страны, а также за рубежом (наверняка там есть что-то подобное, так как любая проверка – явление мирового порядка).

Недавно встретила коллегу. На вопрос «что нового?» услышала: «Готовлюсь к аттестации. Пишу диктанты». Я было подумала, что коллега готовит к проверке своих учеников. Оказалось, что ничего подобного. К диктанту она готовилась сама. Так придумали в их округе или районе. 14-й разряд присвоят только тому, кто напишет не ниже четверки «ужасно трудный диктант». «Представляешь, какой стыд, если не напишу?». Это при всем том, что моя знакомая – профессионал высшего класса, безупречно грамотный и тонко мыслящий учитель. Не знаю, что там уж был за диктант, знаю одно: в семье у этой учительницы чуть было дело до развода не дошло. Она все готовилась к пресловутому диктанту…...

Это не анекдот. Таких историй сколько угодно.

4

Кошмар хуже ремонта; восемь кругов ада, Данте не все описал; ненужная головная боль, месяц, выпавший из жизни, – вот некоторые реакции на стимул «аттестация», которые я услышала от учителей, участвовавших в ассоциативном эксперименте.

Разумеется, аттестация – дело добровольное. Но жить-то хочется. И хочется, чтобы тебя заметили, выделили, наградили. Без этого труд учителя лишен чего-то очень существенного.

И вот вместе с вожделенным 13-м или 14-м разрядом приходят проверяющие и предъявляют свои требования. Их много. «Учитель должен:

  • глубоко знать свой учебный предмет, быть в курсе всех новых достижений в своей науке…;

  • чувствовать “подводные камни”, трудности каждой учебной темы и уметь их преодолевать (владеть методикой преподавания предмета);

  • учить школьников применять знания на практике; систематически и оперативно проверять знания ребят, своевременно видеть недочеты каждого...…

Читатели-педагоги думают с отчаянием: да, конечно, должен, все должен, но…»1. Это фрагмент из статьи, написанной около 30 лет назад. Но… ничего не изменилось. Может быть, только на смену одним «должен» пришли другие.

Теперь учитель, аттестуемый на 13-й разряд, должен сначала пройти квалификационные курсы (они же курсы повышения квалификации); дать один или два открытых урока для проверяющих; предъявить результаты анализа рабочих и контрольных тетрадей, а также экзаменационных работ учащихся (и сами работы, разумеется); пройти квалификационное испытание, то есть подготовить конспект урока по теме, определяемой экспертной комиссией (в течение стольких-то минут). А учителя, аттестуемые на 14-й разряд, должны еще и представить свои материалы в экспертную комиссию. Под последними разумеются авторские педагогические технологии, обобщение своего опыта работы, авторский пакет диагностирующих материалов и т.п.

Прочитаешь все это – и подумаешь: не проще ли пойти и написать тот самый злополучный диктант, о котором рассказывала моя знакомая? Пусть будут ошибки, пусть буду краснеть до корней волос, но зато ведь один раз. Потому что выдержать все эти «должен» нормальный человек не в состоянии. Так, может быть, не так уж и не правы те представители аттестационной комиссии города N, которые придумали для своих учителей иезуитский диктант?

5

Не хотелось бы, чтобы другой взгляд, в данном случае на ситуацию «учитель – проверяющие», хотя бы отчасти напоминал «другую литературу», то есть обязательно представлял негатив, неприглядную изнанку.

Не подлежит сомнению, что проверяющие – тоже люди, чаще всего такие же в прошлом (а иногда и в настоящем) учителя, как и мы с вами. Большинство из них – профессионалы высокого класса и просто хорошие люди. Почти всегда они дают умные, полезные советы, наверное, потому, что у них больше опыта. Почти всегда доброжелательны и тактичны. Если у вас было по-другому, то, может быть, вам просто не повезло. Фигура инспектора из роно, говорящего не иначе как свысока, уничтожающе-ироничным или нравоучительным тоном, осталась далеко в прошлом, во временах А.С. Макаренко. (Помните его врага – знаменитую Брегель из «Педагогической поэмы»?)

Времена изменились – и, кажется, проверяющие тоже.

Мне во всяком случае пока что везло на них. А вообще, как говорят психологи, процент хороших и плохих людей в каждой профессии приблизительно одинаков. Профессия «проверяющий» не исключение.

Но правда о хороших проверяющих никак не отменяет размышлений о том, что, зачем и как стоит проверять.

Продолжение следует


1 Бондаренко С. Мечта об учебнике // Знание – сила. 1976. № 14.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru