Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2003

Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.В.Панова

М.Н. ПРИКУЛЕ,
учитель школы № 19,
г. Чита


Неизменяемые существительные

Урок 1

Цель: знать, что категории числа, падежа и рода неизменяемых существительных выражаются синтаксически, с помощью форм согласуемых с ними слов, уметь определять род, число, падеж неизменяемых существительных.

ХОД УРОКА

I. Повторение

Учитель: Давайте вспомним, на каком основании существительные распределяются по трем типам склонений.

Зачем нам нужно знать, какие существительные к какому типу склонения относятся?

Ученики: Склонения существительных нужно знать, чтобы правильно определить безударное падежное окончание существительного, т.к. здесь действует фонемный принцип: безударное падежное окончание проверяется ударным падежным окончанием существительного того же склонения.

Учитель: Запишем четверостишие и продемонстрируем действие фонемного принципа в падежных окончаниях существительных. (Один ученик у доски.)

Учитель: Правописание каких падежных окончаний существительных нельзя проверить, опираясь на фонемный принцип? Приведите примеры.

Ученики приводят примеры и объясняют принцип написания падежных окончаний в случаях типа к станции, на лекции.

II. Создание проблемной ситуации

Учитель: На доске вы видите написанные слова:

конфета;
эскимо;
арбуз;
монпансье;
пирожное.

Докажите, что все записанные слова принадлежат к одной части речи.

Ученики: Это существительные, т.к. они обозначают рпедметы, отвечают на вопрос что?, относятся к одному из трех родов, изменяются по числам и падежам, в предложении чаще играют синтаксическую роль подлежащего или дополнения.

Учитель: Чем отличаются от других существительных слова эскимо и монпансье? (Все слова специально подобраны так, что они составляют одну тематическую группу.)

Ученики: Эти слова не изменяются.

Учитель: В связи с этим в определении каких грамматических категорий возникнут трудности?

Ученики: У этих существительных трудно определить род, падеж, число.

Учитель: А теперь сформулируйте тему нашего урока и цель.

Ученики: Тема «Неизменяемые существительные», и цель – научиться определять их род, а также устанавливать, в каком числе и падеже они употреблены в тексте.

Учитель на доске записывает тему и слова:

род?
падеж?
число?

III. Предъявление нового материала

Учитель: В существительных эскимо и монпансье выделите основу и окончание.

(Провокация.) У существительных какого рода бывает нулевое окончание?

Мужского и женского рода: например, стол, ночь. Можем ли мы предположить, что эти слова нужно отнести либо к мужскому роду, либо к женскому?

Ученики должны доказать, что этого делать нельзя, т.к. окончание не помощник в определении рода у существительных. Также должны привести примеры, подтверждающие это

Учитель: По какому же признаку мы узнаем, что существительное принадлежит к одному из трех родов?

Ученики: Нужно придумать словосочетание «прилагательное + существительное» или «глагол прош.вр.+ существительное», чтобы родовая форма согласованного слова помогла определить род.

У доски учащийся придумывает словосочетание с записанными ранее словами и определяет род существительного:

Учитель: Давайте поиграем: я говорю существительное, вы придумываете словосочетание и определяете род:

купе, такси, пальто, кофе.

Учитель: Теперь одни называют неизменяемые существительные, другие придумывают с ними словосочетание и определяют род.

Ученики с увлечением работают; в течение 1–2 минут будет названо много неизменяемых существительных и закреплен способ определения их рода. Если кто-то из ребят предложит трудное слово, учитель предлагает заглянуть в словарь: например, пенальти употребляется и в мужском, и в среднем роде. (Вопрос, стоящий рядом со словом род, стирается.)

Учитель: Следующий вопрос: как определить падеж неизменяемых слов? Вспомните: какие грамматические средства помогают нам определить грамматическое значение изменяемых слов?

Ученики должны назвать: окончание согласованных слов, ударение, чередование фонем в основе словоформ – и привести примеры.

Учитель: Как же у неизменяемых слов определить падеж?

Ученики: Можно использовать для этого окончание согласованных слов (сегодня нет вкусного эскимо – р.п.).

Учитель: Определите падеж: вкусное эскимо (и.п. или в.п.?).

Почему этого нельзя сделать? Что поможет? (Нужно дать время догадаться.)

Ученики: Поможет предлог, т.к. он уточняет, конкретизирует значение: я смотрю на вкусное эскимо – в.п.

Учитель: В трудных случаях определения падежа можно использовать известный нам прием подстановки (вспомните начало урока): вместо неизменяемого существительного подставляем существительное склоняемое, в том числе местоименное – кто, что:

пуговицы для пальто (р.п.) – ср. (для чего? шубы).

Учитель: Потренируемся в определении рода – задание 318 (стр. 249).

Ученики устно или письменно определяют род и падеж слова бра и доказывают верность ответа.

Учитель: Почему не во всех случаях легко определяется род слова бра? (Вопрос, стоящий рядом со словом падеж, стирается.)

Учитель: А теперь, я думаю, вы без труда скажете, как определить число неизменяемых слов.

Ученики: Ответ будет один: по окончаниям согласованных с существительным слов. Приводят примеры:

нарядное пальто
эти пальто

Стирается вопрос рядом со словом число. Остается на доске запись: род, падеж, число. (Цель достигнута.)

IV. Самостоятельная работа

Лучше выполнить на листках, собрать их, проверить и выяснить уровень усвоения знаний, необходимость отработки каких-то частей темы.

Учитель читает вслух задание 320 (стр. 250).

Разговор с двумя малышами из детского сада

Только двое остались на площадке. Они были привязаны скакалками к ножке скамейки.
– А вы кто такие? – поинтересовался я.
– Разве не видно? – спросил мальчик, который был повыше ростом. – Я конь.
– А я понь, – представился второй, ростом поменьше.
– Отчего же один – конь, а другой – понь?
– Потому что большие лошади – кони, а маленькие – пони, – удивляясь моей недогадливости, разъяснил младший.

А вы догадались, почему возникло недоразумение? Объясните, чем различаются словоформы кони и пони.

Ученики 5–7 минут пишут свое рассуждение о данном недоразумении. Затем, если позволит время, 2–3 рассуждения заслушиваются – и выясняется причина недоразумения.

V. Обобщение

Учитель задает вопросы, учащиеся четко отвечают, если нужно, приводят примеры.

– В чем сходство неизменяемых и изменяемых существительных?
– В чем их различие? (Изменяемые существительные обладают собственными грамматическими средствами для определения грамматических значений.)
– Как можно определить род, число, падеж неизменяемых существительных?
– А к какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные? (Учащиеся могут высказать разные предположения, но обязательно прозвучит: ни к какому.) Неизменяемые существительные не относятся ни к одному из 3 типов склонений, т.к. не обладают необходимой парадигмой окончаний.

В заключение хочу сказать, что таких слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова иноязычного происхождения, они новички в нашем языке. Их состав в настоящее время активно пополняется. Обстоятельнее с группой неизменяемых слов мы познакомимся на следующих уроках.

Домашнее задание – упр. 319.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru