Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.В.Панова

И.А.ГРОМОВ,
Владимрская обл.

Продолжение. См.  № 16, 20, 27–28, 30, 34, 45/2002, 1, 5, 17/2003


Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 17. Сложносокращенные слова

Задание 233. Прочитайте выдержки из газет конца XX – начала XXI в.

  • Отпечатано в ОАО «Владимирская офсетная типография».

  • Первый год совместной работы отметили российская авиакомпания «Трансаэро» и московский аэропорт Домодедово.

  • Картина, которую нарисовал журналистам начальник Гуооп Мвд РФ, не может не волновать.

  • Я попытаюсь найти правду у начальника ЖЭУ-1. Тот отправил меня в вышестоящую инстанцию к начальнику Муп Жрэп...

  • Напряженная ситуация, сложившаяся вокруг ВладМЖК, оказалась в центре внимания СМИ.

Из рекламного объявления:

Оборудование для пищеблоков: мясорубка МИМ-300, овощерезка МРО-400, картофелечистка МОК-300, протирка МРО-350...

  • Что в первую очередь бросается в глаза в этих предложениях?

  • Все ли слова, написанные большими буквами, вам понятны?

  • Перед вами сложносокращенные слова. Поясните суть их названия: почему сложные? Почему сокращенные?

Задание 234. Образование сложносокращенных слов.

Рассмотрим таблицу.

  • Попытайтесь объяснить, в каких случаях мы произносим начальные звуки исходных слов, а в каких – названия букв. (Слова, состоящие из начальных звуков или названий начальных букв исходных слов, называются аббревиатурами. Аббревиатура в переводе с латинского означает «сокращение».)

  • Как записываются аббревиатуры?

  • Расшифруйте недавно появившуюся аббревиатуру гибдд и поясните необычность ее произношения.

В каких сферах в основном используются сложносокращенные слова?

Задание 235. Расшифруйте аббревиатуры, распределите их в соответствии со словообразовательными типами.

Минюст, тоо, оао, спк, ооо, мчс, турагентство, Сбербанк, спортлото, РФ, Центризбирком, нло, фсб, кпп, Госдума, чп (!), квн, апк, Госсовет, сельхозугодья, оргвыводы, НДС, концлагерь, ВДВ, комбат, интурист, медсестра, Генштаб, рао, ук, райфо, вуз, мур, омон, Роспечать, Госкомстат, Внешэкономбанк, СМИ, спецодежда, бортинженер, спецкор, НХЛ, редколлегия, спецназ, медсанбат, АиФ, политсовет, ЭВМ, ДК, Гидрометцентр, Минобороны, «Мосфильм», гороно.

Задание 236. Аббревиатур в последние годы появляется все больше и больше... А почему бы и вам не попробовать свои силы и не создать несколько собственных? А чтобы было интереснее, расшифровывайте широко известные слова (лучше коротенькие – так легче!). Например, суп – Союз ультрамодных подростков... Кто больше? Кто смешнее? Сумеют ли одноклассники расшифровать придуманные вами аббревиатуры? Поиграйте.

Задание 237. Какую глагольную форму выбрать:

Как согласовать сказуемое с подлежащим в роде? Заставку перед выпуском «Новостей» ОРТ недавно сменил? сменила? сменило?

Род сложносокращенного слова зависит от рода его главного слова (имени существительного)!

ОРТ – Общественное российское телевидение, главное слово – телевидение, оно среднего рода. Следовательно, и сказуемое должно стоять в среднем роде: ОРТ сменило...

А теперь вернитесь к заданию 236. Используйте приведенные в нем аббревиатуры в предложениях или составьте с ними словосочетания «прилагательное + существительное».

Внимание! Некоторые аббревиатуры с течением времени становятся склоняемыми, и поэтому их род уже перестает зависеть от рода главного слова. Например: престижный вуз – мужск. род, хотя заведение – ср. рода. А в чем особенность написания этой аббревиатуры?

Задание 238. Прочитайте текст.

Тетя из кабины вышла, всех осмотрела и говорит:
– А домик у вас захудаленький. Будем расширять.
Кот Матроскин уперся и говорит, глядя в землю:
– Не будем.
– Будем, – говорит тетя.
– Не будем, – говорит Матроскин.
Видно, что коса на камень наехала. Или бензиновая пила «Дружба» на гвоздь.
– Это почему же не будем? – спрашивает тетя.
– А нам и так хорошо живется! – кричит нервный Шарик.
– Вам плохо живется, – объясняет тетя. – Только вы этого не понимаете. Вы по ошибке счастливы. Но я вам глаза раскрою. Я вас нацелю, куда надо, на соответствующие показатели.

(Э.Успенский)

  • Привычно ли звучит словосочетание бензиновая пила?

  • Каким сложносокращенным словом обычно называют это приспособление для распиливания?

  • Как оно образовано?

  • Какие вы еще можете вспомнить слова, первой частью которых является сокращенная основа бенз-?

Задание 239. Перед вами еще один фрагмент из жизни простоквашинских героев Э.Успенского. Перепишите его, расставьте знаки препинания.

Потом дядя Федор взял книжечку и стал читать:
Завод железнотракторных изделий. Тр-тр Митя продуктовый. 20 л.с.
Прочитал он и говорит:
Ничего не понятно. Что такое «тр-тр»? Что такое «лы сы»?
Что ж тут непонятного, говорит кот. Просто все, как арбуз. «Тр-тр» это сокращенно «трактор». А «Митя» это значит «модель инженера Тяпкина». Который тебе письмо написал.
А что значит двадцать «лы сы» спрашивает дядя Федор.
«Лы сы» это лошадиные силы. Значит он перетянет двадцать лошадей если они будут тянуть в одну сторону а он в другую.
Так сколько же ему сена надо ахнул Шарик.
А сена ему не нужно. Тут же написано: он работает на продуктах.

  • Какое из трех встретившихся в тексте сокращений является аббревиатурой? Почему?

  • Может быть, ваше имя тоже является «аббревиатурой»? Попробуйте назвать своим именем какой-либо аппарат или механизм. Как вы расшифруете это название?

Задание 240. Мы много говорим об аббревиатурах. Несмотря на значительную частоту их использования, нравятся они далеко не всем. Вот исторический курьез. (Курьез – странный, диковинный или смешной случай.)

Инженера-адмирала Н.Исаченкова сильно раздражала приверженность некоторых его сотрудников к аббревиатуре в подготовленных ими документах.
«Ну разве можно читать через каждое слово все эти пкрк, гсн, афа, крз, вдг и т.д.?» Но, увы, его увещевания не достигали цели.
И вот в один прекрасный день на документах, поданных адмиралу на подпись, его подчиненные увидели размашистую резолюцию: «вход», «вход», «вход»...
«Что такое “вход”? – ломали они голову. – “Входящий”? А куда входящий? Может быть, это означает “в ход”?»
В конце концов решили спросить у Исаченкова, что же он имел в виду.
– А это аббревиатура. Она означает: «вы халтурно оформляете документы»...

(Антология мирового анекдота)

  • Что может вызвать неприязнь к сложносокращенным словам?

  • Какие достоинства можно отметить у них? А недостатки?

  • Благозвучны ли такие аббревиатуры, как гибдд, губоп? Знаете ли вы, что означает последняя?

Задание 241. Лингвистическое изложение.

АББРЕВИАТУРА

Аббревиатура... Сущность аббревиатуры – сокращение жизни слова (имени, понятия, высказывания). Сокращается длительность, протяженность слова; устраняется его тело, и остается лишь его голова (заглавные буквы).
У Пушкина карлик Черномор отрубил голову брату-великану; осталась говорящая голова – аббревиатура. Некое начало без продолжения (частный случай аббревиатуры – инициалы, т.е. именно начало).
Аббревиатуры могут рождаться только в обществе, которое, что бы оно там ни говорило, не верит в продолжение себя, в продление, в протяженность...
Аббревиатура – одна из разновидностей казни слова.

(В.Н. Турбин)

Словарик

Инициалы – парные буквы имени и отчества или имени и фамилии.

Дополнительное задание

Разделяете ли вы мнение автора, что аббревиатура – одна из разновидностей казни слова?

Задание 242. Вова Бутузов смотрел по телевизору футбол, а Настя Кувшинчикова готовила домашнее задание: определяла словообразовательные типы сложносокращенных слов.

– Так, ГО – гражданская оборона, сложение названий начальных букв, ГЭС – сложение начальных звуков, омоновец – сложение... А чего здесь сложение? Ой, да это вовсе не сложение! Вова! Вова!
– Ну, что, что-то непонятное?
– Да нет, понятное, только немножко неожиданное. Аббревиатуры, оказывается, тоже производные имеют!
– Ну-ка, ну-ка...

  • Согласился ли Вова с предположением Насти? Как, по-вашему, образовалось слово омоновец? А вузовский? Кагэбэшник? Фээсбэшник?

  • Попробуйте привести свои примеры производных от сложносокращенных слов.

Задание 243. Этимологическая страничка.

ВОРОБЕЙ. Искон. Образовано с помощью суф. -ии (> -ей) от той же основы что и польск. wrobel – «воробей», чешск. vrabes – то же и др. Птица названа по своему чириканью. Звукоподражательная основа та же, что и в ВОРКОВАТЬ.

ДРОЗД. Общеслав. индоевроп. характера. Суф. производное (суф. -зд) от звукоподражательного дро- – звонкого варианта тре (тро – ср. шведск. trast). Птица названа по ее пению.

Вопрос. Какое этимологически однокоренное существительное есть в современном русском языке со значением «резкий звук от чего-нибудь лопнувшего, сломавшегося»?

КОРШУН. Искон. Наиболее приемлемо толкование как суф. производного (суф. -ун) от той же основы, что и авестийское harљ – «тащить, волочить». В таком случае коршун буквально – «таскающий, вор».

ЛАСТОЧКА. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от ласта, в диалектах и других слав. языках еще известного. Общеслав. ласта (буквально – «летающая туда и сюда»), скорее всего родственно литовск. lakstyti – «летать туда и сюда».

СКВОРЕЦ. Общеслав. Суф. производное (суф. -ьць) от звукоподражания сквор (ср. шкварка).

СОЙКА. Общеслав. Суф. образование от соя, производного от той же основы, но с перегласовкой, что и у сиять. Птица названа по светлому, сверкающему оперению.

СОЛОВЕЙ. Общеслав. Суф. производное (суф. -ий > -ей) от солвь – «серый, желтоватый» (после развития полногласия > соловый). Птица названа по цвету своего оперения.

  • Какие закономерности лежат в происхождении названий перечисленных птиц?

Задание 244. Информация для любознательных!

Прочитайте предложения:

Контролер вошел в троллейбус и довольно резко произнес: «Граждане, предъявите проездные документы!».
Я заволновался, потому что забыл проездной дома.
В этих предложениях повторяются слова проездные (документы) и (забыл) проездной. Относятся ли они к одной части речи? Нет. Ср.: документы (какие?) проездные – прилагательное; забыл (кого? что?) проездной – существительное. Прилагательное проездной образовалось суффиксальным способом от существительного проезд: проездной документ необходим для проезда. А как возникло существительное проездной? Очевидно, оно возникло на основе прилагательного: было прилагательным, согласовывалось с существительным в роде, числе, падеже, а затем иногда стали произносить его отдельно, оно стало зависеть от глагола и уже само получило возможность иметь при себе зависимые прилагательные или местоимения: мой проездной, чужой проездной. То есть прилагательное при определенных условиях становится существительным. (Какие это условия?)

Это еще один способ словообразования – конверсия, или переход слова из одной части речи в другую.
Такой способ возникновения другой части речи достаточно распространен.

Проанализируйте приведенные ниже словосочетания и определите, где повторяющиеся слова являются существительными, а где – прилагательными.

Выходной день, воевал на передовой, передовой отряд, трудная контрольная, запомнившийся выходной, ученая степень, уставшие рабочие, знаменитый ученый, рабочее состояние, контрольная работа, легкая тема, больное легкое, учительский стол, зашел в учительскую, услуги парикмахерской, парикмахерские услуги.

В 6-м классе на уроках литературы изучают сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Какой частью речи является слово кладовая в этом названии? Почему? Попробуйте придумать такое словосочетание, где бы слово кладовая являлось иной частью речи. Получается? А почему? Да потому, что исходное для существительного прилагательное уже перестало употребляться! Наверное, в давние времена существовали и кладовая комната, и кладовой запас, и, возможно, даже кладовые деликатесы... Теперь же ничего подобного нет, и слово кладовая является только существительным!

Что общего в том процессе, который произошел со словами кладовая и буженина?

§ 18. Словообразовательный разбор

Задание 245. «А зачем нужно уметь производить словообразовательный разбор?» – спросите вы. Давайте порассуждаем.

В предыдущих заданиях уже встречалось слово кабаржонок. Как вы догадались о его значении? По суффиксальному дериватору -онок: с его помощью в русском языке образуют названия детенышей зверей и птиц. Значит, умение производить словообразовательный разбор помогает понять смысл непонятного слова в тексте.

Далее. Допустим, некоторые из вас пока имеют смутное представление о компьютере (и само слово, и называемый им предмет еще достаточно новые), но каждый из вас легко определит значение слова компьютерщик – суффикс -щик выдал его с головой! Потому что главная работа этого суффикса – называть людей по их профессии, роду занятий. Следовательно, словообразовательный анализ помогает также понимать значение новых слов, которые появляются в языке в последние годы все чаще и чаще и широко употребляются в электронных и печатных СМИ, в устной речи.

Или вот вы читаете рассказ (или диктант пишете) о жизни людей прошлого, а там такое предложение: Было холодно, и бабушка посоветовала Насте надеть [пагъл’ьнк’ь]. Я специально привел последнее слово в фонетической транскрипции: попробуйте грамотно его записать! Сложновато? Задача облегчится, если мы снова произведем словообразовательный разбор. Приглядевшись (или прислушавшись) внимательнее, можно выделить звукосочетание [гъл’ьн], а оно уже очень похоже на знакомое вам слово голень (часть ноги от колена до стопы). Значит, эту вещь надевали на голень, и поэтому мы пишем в этом слове корень -голен-, а па- – это всегда ударная приставка (см. пасынок, падчерица). Таким образом, все слово будет иметь такой орфографический облик: паголенки. И никакой глиной здесь не пахнет! Вот и получается, что и для правописания совсем не бесполезно уметь понимать тайну происхождения слова!

Разумеется, это далеко не полный перечень причин, которые доказывают нам важность словообразовательного анализа и в устной речи, и при письме, и при чтении. Может быть, вы уже и сами готовы поделиться опытом по этой теме?

Задание 246. Основа словообразовательного разбора – критерий Винокура. Вспомним его.

Чтобы счесть основу слова производной, нужно найти более простое слово, через которое можно его объяснить. Если слово не поддается объяснению через более простое однокоренное слово, его нельзя считать на синхроническом (современном) уровне производным, даже если один из его звуковых комплексов очень похож на приставку или суффикс.

Пользуясь критерием Винокура, можно объяснить членение на морфемы таких, например, слов: черн-ик-а – ягода черного цвета; на-перст-ок – предмет, который надевают на палец, перст для защиты от уколов иголкой; слов-арь – книга, где дается информация о словах: за-маск-ирова-ть-ся – спрятаться, укрыться, как будто под маской, и т.д.

А теперь попробуем определить производность таких слов, как малина, рябина, крушина, калина. Эти слова имеют много общего: 1) они называют ягодные кустарники и ягоды, которые на них растут; 2) имеют общий фонемный комплекс на исходе основы. Допустим, что их основа является производной. Тогда мы можем объяснить данные слова через более простое однокоренное слово, поскольку оставшаяся после выделения «суффикса -ин-» часть слова должна быть корнем:

Объяснения, согласитесь, нелепые. В современном русском языке нельзя растолковать значение этих слов через составляющие их морфемы. Значение есть только у всего слова в целом. Значит, эти слова непроизводные.

С помощью критерия Винокура мы находим более простое слово в цепочке производных слов:

Наблюдая последовательно звенья словообразовательной цепочки, мы открываем и отмечаем способы словообразования на современном этапе жизни слова. Часто, однако, цепочка последовательностей может выстраиваться разными путями, например:

В таких случаях при словообразовательном анализе одно производное может иметь две или даже три исходные основы.

(По Т.Рочко)

Задание 247. Познакомьтесь с порядком словообразовательного разбора на с. 66 учебника. Обратите особое внимание на п. 5 – «Запишите схему производного слова». При таком варианте записи слова ясными становятся и способы словообразования, и морфемный состав слова. Эта запись осуществляется при помощи разного вида скобок. В самое большое количество скобок заключаются этапы образования слов в цепочке, а за пределами скобок находятся грамматические аффиксы (окончания), которые, как вам известно, в словообразовании не участвуют.

А теперь вместе выполним словообразовательный разбор прилагательного беспристрастный.

Устное рассуждение.

1. Сопоставляем разные формы слова: беспристрастн-ый, беспристрастн-ого, беспристрастн-ым, выделяем окончание -ый и основу беспристрастн- (не забываем, что если у слова разных форм нет, то оно является неизменяемым и окончания не имеет, у него есть только основа).

2. Выясняем, производным или нет является слово. Для этого пытаемся объяснить его через исходное: беспристрастный – это признак, противоположный пристрастному. Вывод: слово производное, входит в словообразовательную пару пристрастный --> бес-пристрастный.

3. Исходное слово само является производным, поэтому находим исходное и для него (и так до самого первого исходного – непроизводного):

4. Выстраиваем цепочку:

(Подумайте: можем ли мы выстроить ее по-другому?)

Письменное оформление словообразовательного разбора:

Задание 248. Выполните устно и письменно словообразовательный разбор следующих слов:

Баскетболистка, перебежчик, пятибалльный, молодцевато, небережливость, сберкнижка, взбеситься, неблагодарно, оглушительный, веснушчатый, озабоченность, укротительница, предпосевной, обессилеть, неусидчивый, предпринимательский, сквознячок, безрассудство, растирание, почернелый, небезукоризненно.

Задание 249. В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» читаем:

Усадьба тетки Анны Герасимовны была от Выселок верстах в двенадцати. Пока, бывало, доедешь до этой усадьбы, уже совсем ободняется.

Понятно ли вам значение выделенного слова? Произведите его словообразовательный разбор. Помог ли он вам понять это слово?

Задание 250. Диалог в одном из выпусков «Доброго утра» (телеканал ОРТ):

– Это хоббийная модель. (Речь идет об игрушечной машине, купленной в магазине, но переделанной владельцем по своему вкусу.)
Хоббийный – от слова хобби? – спрашивает ведущий программы.
– Да.

Является ли слово хоббийный общеупотребительным? Как вы определите его значение? Выполните словообразовательный разбор этого слова, подумайте, в какой словообразовательный квадрат оно входит.

Задание 251. В одном из рассказов Р.Погодина встречаем такое словосочетание: жеребенков голос. Литературным является прилагательное жеребячий. Жеребенков – это авторская словообразовательная вольность. Как автор образовал свое «неправильное» слово? -ов – это суффикс или окончание?

От слов скворчонок, кукушонок, утенок, индюшонок попробуйте образовать подобные прилагательные, согласуйте их с существительным писк. Какой вариант более приемлем: сущ. + сущ. или прилаг. + сущ.?

Задание 252. Спишите текст, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Мишка с Костиком хохотали во все горло и показывали на меня пальцем. Они изображали что сейчас лопнут от смеха. Они вопили

Он спрыгнул!
(Ха)(ха)(ха)!
Он сиганул!
(Хо)(хо)(хо)!
Ласточкой!
(Ха)(ха)(ха)!
Солдатиком!
(Хи)(хи)(хи)!
Храбрец!
Молодец!
Хвастец!

(В.Драгунский)

Понятно ли вам слово хвастец?
Верно ли оно образовано?
Как правильно назвать любителя хвастать?
Продуктивна ли такая словообразовательная модель? Приведите примеры.
Зачем автор употребил неверное образование?

Задание 253. Прочитайте текст.

В специально созданном штабе по спасению полярников не спали которые сутки. Думали, как оказать помощь. Послать ледокол? Не успеет. Самолет? А где он приземлится? Или, правильней, приснежится? Или, еще правильней, приледится? Нет!.. Только вертолет... Но погода... Совсем не для полетов.

(А.Курляндский)

Произведите словообразовательный анализ глагола приземлиться. Что объединяет с ним авторские образования приснежиться и приледиться?
А что сделает самолет, если опустится на траву? на крышу? на кровать?
Запишите несколько своих оригинальных мест «посадки» самолета. Легкое или сложное это задание? Почему?

Задание 254. Перепишите слова. Можно ли обойтись без словообразовательного разбора, чтобы написать их грамотно?

Аукцио(н,нн)ый, аппетитн_нький, зан_веска, объед_ниться, белору(зс,сз,с,сс)кий, безав_рийность, аген_ство, анте(н,нн,ннн)ый, вал_ный (сапог), упл_тнение, выщ_пать, зач_стили (гости), расп_рите (шов), оч_щение (огранизма), ду_ка (очков), объез_ик, пос_ный, ра(зс,зсс,с,сс,ссс)ориться (рассориться), призем_стый, д_р_витый.

Внимание! В русских словах три одинаковые согласные буквы подряд не пишутся!

Задание 255. Проверьте себя! Спишите текст, заполните орфографические и пунктуационные пропуски.

Как только мы л_жимся спать в доме нач_нают тв_рит_ся неп_нятные вещи. Изо всех углов д_носят_ся ш_рохи. Скр_пят доски наверху: кто-то по потолку разгуливает. Внизу, под нами, в подп_ле, точат ножи. Против нас коне_но. Взых! Взых! слышу я. В кухне кого-то обидели. Д_носит_ся звуч_ное в_хлипывание. Плачет кто-то горькими слезами обл_вает_ся. А в сенях п_чальный музыкант струны переб_рает. Жал_бные пр_тяжные звуки за дверью долго не ум_лкают. За шкафом труд_любиво скр_пит сверч_к. Я заметил что он нач_нает свою деят_льность после заката. Когда кон_чает я (не)знаю. Утром сверчка не слышно. Ветра нет а сосна что ст_ит у дома кр_хтит и ш_велит_ся. Кто-то огромный о_хв_тил ш_ршавый ствол и, т_ж_ло о_дуваясь, накл_няет то в одну то в другую сторону. Может быть лось б_ка чешет? Свист крыльев в_зня на крыше. Н_ч_ная птица пр_летела из чащи и уселась на наш дом. Слышно как шуршит (о,а)сыпает_ся дранка. Это с_ва к_торую мы пр_гнали со шкафа. И с озера д_носят_ся пр_глуш_нные неп_нятные звуки. То кто-то зачмокает то ре(з,с)ко в_крикнет то вдруг ра_катит_ся по воде сильный удар, будто в_слом шлепнули.

(В.Козлов)

Произведите словообразовательный анализ выделенного слова. Как вы определите его значение? Относятся ли к этому же словообразовательному типу слова вязанка, стеганка? А баранка?
Что общего в образовании слов свист, удар? Дополните этот ряд своими примерами.
Верно ли утверждение: В словах свист и возня суффиксы – синонимы?
Запишите схемы производных слов: всхлипывание, обливается.
Какие производные имеет исходное прилагательное шершавый? Попробуйте записать словообразовательное гнездо с этим исходным.

Задание 256. Лингвистическое изложение.

МЕРТВЫЕ МОРФЕМЫ

Языковеды говорят: мертвый суффикс, мертвая приставка. Что это значит? Конечно, это – образное выражение, метафора. Мертвыми называют суффиксы и приставки, которые перестали употребляться в языке для образования новых слов и не ощущаются говорящими как составные части слова. К мертвым, например, относятся суффиксы -тух в слове петух («тот, кто поет», ср. глагол петь), -знь в слове жизнь (ср. жить), в словах пир (ср. пить), дар (ср. дать).
Мертвые суффиксы и приставки сохраняются обычно всего в нескольких словах. Такова приставка па-, встречающаяся в словах пасынок и падчерица. Если у первого слова связь со словом сын еще в какой-то степени осознается, то у второго слова связь со словом дочь ослаблена в результате звуковых изменений, произошедших в этом слове. Однако сама по себе немногочисленность слов, в которых выступает та или иная морфема, не влечет за собой ее отмирание.

(Е.А. Земская)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru