Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №22/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Б.Р. МАНДЕЛЬ


Предлагаю тексты, созданные на основе отрывков из очень любопытной книги М.Пыляева «Замечательные чудаки и оригиналы» (М.: Захаров, 2001). Их отличает не только любопытное содержание, но и тонкая наблюдательность автора и его внимание к деталям. Полагаю, тексты можно использовать в качестве диктантов для работы с учащимися 7–11-х классов. Тексты небольшие, а сопровождающие их задания могут быть любыми. Я предложил ряд стандартных и творческих заданий, поскольку на примере этих отрывков очень неплохо можно проводить работу, например, по лексике. Кроме того, материалы этих диктантов предоставляют возможность для повторения обособленных членов предложения и расстановки знаков препинания при однородных членах. Заголовки к отрывкам можно предложить придумать самим учащимся в качестве еще одного творческого задания.

Чудаки

Диктанты с творческими и грамматическими заданиями

(По книге М.Пыляева «Замечательные чудаки и оригиналы»)

1. Пушка

В старые годы можно было встретить на улицах Петербурга одного сумасшедшего – старого чиновника с типичной канцелярской физиономией, который пользовался свободой гулять по свету и который доказывал, что он пушка. Разговаривая о чем-нибудь с вами, он вдруг искривлял лицо свое, надувал щеки и производил ртом своим звук наподобие пушечного выстрела. Это действие он повторял несколько раз в день. Разгуливал он по большей части близ крепости и Адмиралтейства, где, как известно, нередко происходила пальба из пушек.

Варианты заданий

1. Двумя-тремя предложениями опишите отношение людей к этому чудаку или ваше к нему отношение.
2. Объясните (письменно) смысл выражения канцелярская физиономия.
3. Найдите и выделите деепричастный оборот.
4. Найдите и выделите (соответственными условными обозначениями) однородные члены в предложениях.
5. Произведите полный синтаксический разбор предложения Разговаривая о чем-нибудь с вами...

2. Жить по предсказаниям…

В тридцатых годах (XIX в.) на улицах Петербурга обращал на себя внимание чисто одетый старик, чиновник в отставке, вечно отыскивающий в самых отдаленных частях города – на Песках, в Гавани, в дальних краях Коломны – жилище какой-нибудь гадалки, старухи чухонки, заштатной кухарки или просто полоумной женщины, владеющей будто бы искусством предсказывать будущее.
И вот с раннего утра и до позднего вечера бродил этот старик, посещая жилища этих пифий, любительниц кофе, чтобы узнать свою будущность, скорбеть или радоваться и потом, по бестолковым ответам часто полупомешанного оракула, располагать поступками своей жизни впредь до нового предсказания, купленного за какой-нибудь полтинник или двугривенный.

Варианты заданий

1. Объясните письменно смысл слов: чухонка, пифия, оракул, заштатная.
2. Найдите и выпишите устаревшие слова.
3. В любом из этих двух предложений найдите и подчеркните соответствующим образом обособленные члены предложения.
4. Определите и отметьте части речи в любом из предложений.
5. Определите способы образования слов: полтинник, двугривенный, предсказание.

3. Жертва этикета

В числе уличных оригиналов в сороковых годах (XIX в.) часто попадался на улицах небольшой худенький старичок, по профессии учитель французского языка. Он суетливо шагал по тротуарам, но всегда, зимой и летом, с непокрытой головой. По рассказам он приехал в Петербург в суровое царствование императора Павла I. Раз ему случилось проходить мимо Михайловского замка, где жил государь, и это было в последний раз, когда он имел шляпу на голове. Возле дворца его увидали, догнали и не очень вежливо сбили с головы шляпу, а самого отвели в крепость. Когда узнали, что он иностранец, не знавший тогдашних порядков, то его выпустили, но испуг так на него подействовал, что он никогда уже не надевал шляпы. Тогда по требованиям этикета из вежливости к царскому жилищу близ дворцов все ходили с открытыми головами, как в комнатах.

Варианты заданий

1. Выпишите заимствованные слова.
2. Объясните (письменно) значение слова этикет.
3. Найдите сложное предложение, составьте его схему.
4. Найдите и выделите уточняющие обороты.
5. Произведите морфологический разбор слов: французского, никогда, догнали, вежливо.

4. Забывчивость

На Петербургской стороне существовала Плуталова улица, названная так от одного домовладельца, жившего на ней, за то, что последний выходил из дома, а потом уже никак не мог возвратиться домой. Он обладал такой слабой памятью, что узнать ворота своего дома без помощи других не мог. Обычно его приводил к крыльцу будочник, часто его просто сопровождала старуха кухарка. Старик весь век так и прожил с ней, жалуясь на свою гадкую память. «Трудно, трудно мне, – говорил он, – но еще труднее было бы, если б опять меня в школу отправили».

Варианты заданий

1. Выпишите и письменно объясните устаревшие слова.
2. Попробуйте в нескольких предложениях объяснить причины такой памяти героя отрывка.
3. Произведите полный синтаксический разбор первого предложения.
4. Найдите и подчеркните причастные и деепричастные обороты.
5. Произведите словообразовательный разбор: петербургской, домовладельца, сопровождала, будочник.

5. Государь подождет

Жил в Петербурге граф Аракчеев, у которого до такой степени была развита любовь к опрятности, что доходила до смешного. Так, его сад в Грузине славился такой чистотой, что трудно было найти в саду на дорожке хоть один блеклый листик. Дети его крестьян таились в кустах, их обязанностью было подбирать листья, падающие с деревьев.
Существует рассказ по случаю пожара в городе. Государь однажды ночью приехал за ним, чтобы ехать вместе. Вскочив с постели, Аракчеев начал поспешно одеваться; на беду, когда он почти совсем был одет, камердинер по неосторожности капнул со свечи на штаны графа. Как ни спешил Аракчеев, однако разделся, несмотря на то что за другими штанами нужно было пробежать несколько комнат. Своим переодеванием он заставил государя прождать минут пять лишних.

Варианты заданий

1. Найдите устаревшие слова и объясните (письменно) их значение.
2. Попытайтесь в нескольких предложениях рассказать о возможной реакции императора на ожидание графа.
3. Произведите полный синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
4. Определите типы всех придаточных предложений в тексте.
5. Произведите морфологический разбор слов: существует, изысканности, свои, вскочив.

6. Грибоедовский герой

В числе чудаков, живших в Москве в грибоедовское время, был известен выведенный им в его комедии под именем Максим Петрович. Это был некто Новосильцев, бывший «в случае» у императрицы Екатерины. По связям и богатству он имел сильное влияние, по способности принижаться – не знал соперников. В царствование императора Александра I Новосильцев жил замкнуто в своем роскошном, таинственном, нелюдимом доме, никого не принимал и сам никуда не ездил.
Иногда в орденах он садился на крыльце своего дома и пугал прохожих, бросая в них хлопушки. Часто он выезжал прогуливаться на великолепном коне, вся сбруя была составлена из золотых и серебряных цепочек. Во время таких своих пышных поездок в сопровождении богато одетой свиты он курил трубку. Это особенно всех поражало и заставляло всех снимать перед ним шапку – его принимали за стамбульского пашу.

Варианты заданий

1.Объясните смысл выражения в случае.
2. Объясните (письменно) причину недоумения прохожих.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты.
4. Найдите и выпишите 5–6 слов, образованных суффиксальным способом.
5. Произведите фонетический разбор слов: выезжал, особенно, прогуливаться, сопровождении.

7. Волшебник

В начале пятидесятых годов (XIX в.) уличной знаменитостью был мужичок-волшебник, родом москвич, обыкновенно дававший представления под открытым небом, на каком-нибудь многолюдном дворе. Это был укротитель змей вроде индийского факира. Представление начиналось тем, что укротитель притворялся пьяным, вынимал из-за пазухи большой клубок и бросал его на землю.
По его слову клубок развертывался – это две змеи длиной по аршину. Укротитель шел к ним и приказывал им ползти за собою; змеи извивались по земле, поднимали головы, высовывая языки и сверкая глазами. Затем он голову одной из змей брал в рот, а остальную часть ее тела обвивал вокруг своей шеи и потом проделывал то же самое с другой.
Восклицаниям и аханью не было конца, и медные деньги так и сыпались в карман кудесника.

Варианты заданий

1. Опишите в нескольких предложениях свои чувства «очевидца», побывавшего на таком представлении.
2. Найдите и объясните устаревшие, заимствованные и малоупотребительные слова.
3. Определите части речи во втором абзаце.
4. Произведите полный синтаксический разбор последнего предложения.
5. Определите способы образования слов: сверкая, укротитель, развертывается, ползти.

8. «Вы один – множество…»

Много чудесного рассказывали в народе про одного наезжавшего в Петербург иностранца – француза-чревовещателя Александра Ватермара. Про него говорили, что он довел будочника, стоявшего на часах у будки, до того, что он стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу постройки скрывается нечистый. В другой раз он довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с нею из каждого полена.
Этот чревовещатель обладал знаменитой коллекцией рисунков и автографов различных знаменитостей. В числе многих редкостей в ней находились и рисунки русских императоров. В коллекции автографов было значительное число русских знаменитостей, между которыми особенно интересны две строчки на французском в его альбоме, выражающие удивление великого поэта талантом знаменитого чревовещателя. Первые слова можно перевести так: «Вы один – множество…». Подписаны эти строки А.Пушкиным в июне 1834 года.

Варианты заданий

1. Письменно объясните, в чем заключается искусство чревовещания.
2. Выпишите и дайте письменное толкование слов будочник, нечистый, алебарда, автограф.
3. Найдите и подчеркните причастные и деепричастные обороты.
4. Произведите полный синтаксический разбор предложения «В коллекции автографов…».
5. Определите способы образования слов: чревовещатель, автограф, рассказывали, русских.

9. Как добыть на пропитание?

В далекие годы на улицах Петербурга можно было встретить одного иностранца в старом мундире итальянского моряка. Это был невысокого роста старичок с развевающимися волосами, с доброй улыбкой на устах. У него вечно под мышкой находился портфель с разноцветной бумагой и акварельными красками. Бедняга снискивал себе пропитание, вырезая очень художественно за мелкую монету модные в те годы силуэты со всякого, а также делая виньетки на бумаге для поздравительных писем и поминальных книжек. Рассказывали, что этот бедняк был обнищавший эмигрант, граф или виконт.

Варианты заданий

1. Объясните (письменно) смысл слов снискал, виньетка, силуэт, эмигрант.
2. Попробуйте в нескольких предложениях высказать свою версию о прежней жизни героя.
3. Произведите полный разбор предложения Бедняга снискивал себе…...
4. Произведите разбор по составу следующих слов: развевающимися, поздравительных, обнищавший.
5. Найдите и подчеркните обособленные члены предложения.

10. Забавная свита

В числе лиц, обрекших себя на уличное шутовство, был известен отставной чиновник крайне невзрачной наружности, со шрамами на лице, ходивший по рынкам и улицам всегда со свитой собак, одетых в костюмы. Одна была в зеленом фраке, желтых штанах и красном жилете, другая – в пестром кафтане, синих штанах, третья – в каком-то бурнусе с колпачком, в шапочке с разноцветными перьями, четвертая – в фижмах и парике, пятая – в дамском капоте и шляпке, какие носили в сороковых годах.
Все эти костюмированные собаки носили имена современных франтов и франтих, известных в тогдашнем обществе. Появление этого полупомешанного чиновника со своей свитой возбуждало всеобщий хохот. Толпа мальчишек бегала за ним; кто угощал собак сахаром, кто давал пряник или сухарь.

Варианты заданий

1. Выпишите и попробуйте объяснить смысл устаревших, малоупотребительных слов.
2. Объясните (письменно), почему появление этого чудака с его свитой вызывало такой смех и нравилось публике.
3. Произведите полный синтаксический разбор первого предложения.
4. Произведите разбор по составу: костюмированные, полупомешанного, разноцветными, невзрачной.
5. Найдите и подчеркните обособленные члены предложения.