Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2003

Я ИДУ НА УРОК

А.Ю.РЕЗВАЯ,
г.Челябинск


Изобразительные возможности конструкций с однородными членами

8 класс

Тема урока: «Изобразительные возможности конструкций с однородными членами» (2 часа).

Тип урока: обобщающее повторение по теме «Однородные члены предложения» в 8-м классе.

Цели урока:

1) обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» (ОЧП);
2) познакомить с изобразительными возможностями конструкций с ОЧП в художественной речи (подробное, детальное описание героя, окружающей обстановки, образная характеристика действий, передача движений танца и т.д.);
3) введение терминов бессоюзие и многосоюзие.

ХОД УРОКА

Русский язык в умелых руках красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен
.

А.Куприн

I. Работа с эпиграфом

– Эпиграфом к нашему уроку станут слова А.Куприна (учитель зачитывает эпиграф).
– Как вы понимаете его смысл? (Только тщательно изучая язык, все его элементы, можно овладеть его богатством, уметь глубже и точнее выражать мысли.)

II. Сообщение целей

– На сегодняшнем уроке пойдет речь об изобразительно-выразительных возможностях конструкций с однородными членами предложений. Мы понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в художественных произведениях.

III. Слово учителя

– Наиболее часто однородные члены в художественной литературе используются при создании портрета персонажа. Почему?

В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенев описывает встречу автора-повествователя с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное. Рассмотрим портретную характеристику одного из них, Кости.

Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов.

– К какому типу речи относится этот отрывок? (К описанию.)
– Найдите однородные члены предложения, подчеркните их в тексте. Какие это члены предложения? (Однородные определения, сказуемые.)
– Какова роль однородных определений в создании портрета мальчика? (Они позволяют подробно, детально описать внешность человека, его внутреннее состояние.)
– В какой последовательности дается описание Кости? (Возраст, черты лица: губы, глаза.)
– Чем привлек повествователя этот мальчик? (Своим задумчивым и печальным взором. Это внутренняя характеристика героя.)
– С помощью каких однородных определений описывает автор глаза героя? (Большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.)
– Как вы понимаете выражение жидким блеском блестевшие? Почему именно так описывает автор глаза? (Это глаза с блеском, а значит, умные, любопытные, пытливые, но в то же время они задумчивы и печальны. Именно этот контраст улавливает повествователь. Этим и привлекает к себе внимание четвертый мальчик.)
– Какими частями речи выражены однородные сказуемые? (Краткими прилагательными и причастиями: невелико, худо, заострено; существительным с предлогом: в веснушках.)
– Как помогают они в описании героя? (Описывают размер, форму, цвет. ОЧП позволяют описать героя подробно, передать все детали так, чтобы мы могли ясно представить его.)
– При описании трех других мальчиков ни одно слово не повторяется. Для нового портрета Тургенев находит и новые слова. Читатель благодаря экспрессивности ОЧП, которые передают мельчайшие детали портрета, зрительно представляет себе героя.
– Обратимся к эпизоду из другого произведения, где также преобладают конструкции с ОЧП. Понаблюдайте, как конструкции с ОЧП «работают» в описании светлицы Тараса Бульбы.

Перед чтением – исторический комментарий к словам:

Светлица – светлая жилая комната; парадная комната в доме; небольшая светлая комната в верхней части дома.

Чарка – старинный сосуд для питья вина.

Нагайка – короткая ременная плеть.

Изразец – керамическая плитка для облицовки стен и печей.

Найдите ОЧП. Подчеркните их.

Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах. <...> На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах. <...> На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской. <...> Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, – все это было очень знакомо нашим двум молодцам. <...>

– В отрывке находим ряд однородных подлежащих, сказуемых, определений. Предложение Берестовые скамьи... состоит из ОЧП с обобщающим словом все это.
– Что представляет собой светлица Бульбы? (Эта светлица опрятная, где прибирались испуганные девки-прислужницы, с огромным столом и скамьями вдоль стен. В комнате, видимо, редко кто бывает, а если ее используют, то для собрания большого количества людей.)
– Светлица – это светлая комната. Какая же комната у Бульбы? (С маленькими окнами, с тусклыми стеклами.)
– Какова роль однородных подлежащих в этом отрывке? (Они обстоятельно, очень подробно описывают все вещи, которые находятся в светлице. На самом видном месте – оружие и предметы, нужные военному человеку: нагайки, рог для пороху, уздечка и т.д. Дорогие изделия из стекла и металла расположены в 3–4-м ряду полок: кувшины, бутыли, резные кубки, позолоченные чарки.)
– Какова роль однородных определений? (В этом отрывке однородные определения вводятся обобщающим словосочетанием всякой работы. Это чарки венецейской, турецкой, черкесской работы. Изящные вещи попали в дом Бульбы через третьи и четвертые руки и напоминают читателю о тревожной кочевой жизни хозяина.)
– Однородные члены в этом отрывке помогают нам описать не только комнату героя, но и его образ жизни, в целом положение Запорожской Сечи. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки. Военное дело он считает главным. В свободное время предается разгулу.

Мы убедились с вами, что ОЧП способны не просто описывать какой-то объект, но и с помощью интерьера и предметно-бытовой детали выступать средством раскрытия образа героя повести и даже самой эпохи.

– Следующее свойство конструкций с ОЧП мы проследим на материале отрывка из романа в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина. В строфе описывается приезд Татьяны Лариной в Москву.

...вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

– Как я прочитала эту строфу? (Динамично, стремительно.)
– Что помогло автору создать динамику? (Однородные подлежащие.)
– В чем необычность этого перечисления? (Между словами нет ни одного соединительного союза.)
– Эта стилистическая фигура речи, которая широко используется в художественном тексте, называется бессоюзием (намеренным пропуском соединительных союзов).
– С какой целью Пушкин использует этот прием в тексте? (Именно бессоюзие придает отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин, эффект быстрой езды.)
– Как будет называться стилистическая фигура, образованная однородными членами предложения в следующем отрывке?

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Короленко).

(Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.)

– Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (Как бы замедляют движение, подчеркивают смысл соединяемых союзами ОЧП. Создается картина равномерного движения волн.)

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект.

Перед вами отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Вальс с чертовщинкой». Проследите, какой эффект дает употребление ОЧП с бессоюзием и многосоюзием.

Великолепие выше сил:
Туши, и сепии, и белил,
Синих, пунцовых и золотых
Львов и танцоров, львиц и франтих,
Реянье блузок, пенье дверей,
Рев карапузов, смех матерей,
Финики, книги, игры, нуга,
Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этой зловещей сладкой тайне
Люди и вещи на равной ноге.
Этого бора вкусный цукат
К шапок разбору рвут нарасхват.
Душно от лакомств. Елка в поту.
Клеем и лаком пьет темноту.

Сепия – светло-коричневая краска, получаемая из морских моллюсков (сепий).

(Соединение бессоюзия и многосоюзия имитирует ритм вальса, музыкальный размер «три четверти» и изменение темпа движения – «вальсирование». Если в первой половине строфы (за счет многосоюзия) темп спокойный, то во второй – бессоюзной – половине строфы «вальсирование» ускоряется, потом вновь замедляется.)

– Мы увидели с вами, что танец можно описать и с помощью слова.

IV. Лингвистический эксперимент

– Многосоюзие при глаголах в роли однородных сказуемых позволяет замедлить темп, сделать строки плавными и размеренными. Нам с помощью эксперимента нужно определить функцию многосоюзия при именах существительных в роли однородных подлежащих.

МАТЕРИ

И первый шум листвы еще неполной,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо
Мне всякий раз тебя напоминают.

(А.Твардовский)

Валек – плоский деревянный брусок для катанья белья на скалке или для выколачивания белья при полоскании.

– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Трогательным чувством любви к матери.)
– Перестройте предложение – опустите повторяющиеся союзы.
– Что изменилось? (Исчезает эмоциональность, стихотворение становится нейтральным по настроению, преобладает интонация перечисления. Повторяющиеся союзы позволяют поэту плавно переносить свои воспоминания с одного родного места, связанного памятью с матерью, на другое. Так рождаются поэтические строки-воспоминания.)
– Твардовский умело использует экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз – и теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

V. Заключение

– Мы наблюдали сегодня, как по-разному «работают» предложения с однородными членами, помогая художникам слова создать и яркий портрет, и точную характеристику действий, и передать движения в танце. Познакомились с такими интересными стилистическими фигурами, как бессоюзие и многосоюзие.

Возвращаясь к нашему эпиграфу, скажу, что отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение поэтов и писателей к слову помогли нам насладиться языком художественной литературы и понять авторскую позицию.

Литература

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.

Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е кл. 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.

Цибисова Н.В. Экспрессивные возможности конструкций с однородными глаголами // РЯШ. 1992. № 3–4. С. 28.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru