Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2003

НОВЫЙ ПОДХОД

И.А. ВЯЗОВЕТСКАЯ,
школа № 1276, г. Москва


Через призму моды

Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд...

А.С. Пушкин

Преподавая русский язык, все время сталкиваешься с проблемой, как сделать урок интереснее. Многие предметы школьной программы увлекательны сами по себе, и успех меньше зависит от мастерства учителя и качества материала. По результатам социологических опросов русский язык не является любимым предметом большинства учеников. Но ведь для меня и для многих учителей-словесников он любимый. Почему же ученики относятся к нему иначе? Психологи ответили мне так: интерес гасится однообразием, которое ощущается с начальной школы. Однообразие, к сожалению, неизбежно, потому что без ежедневного тренинга русский язык не выучишь. Поэтому перед нами всегда стоит вопрос подбора материала для диктантов, упражнений, предложений, словарных диктантов. Конечно, сейчас дидактический материал дается разнообразный (работы Т.М. Пахновой, С.М. Евграфовой и других). И все-таки его все равно не хватает, поэтому я занялась культурологическим подходом к тексту. Я уже писала о работе с учебником литературы на уроках русского языка, о лингвистической работе с Библией, об уроках развития речи при создании «Истории семейного альбома».

Сейчас у меня появилась новая идея. Еще когда мы писали сочинения по старым фотографиям, мы обращали внимание на одежду и внешний вид людей на снимках. Я заметила, что это интересует учеников, особенно девочек. Хотя мы всегда на литературе и русском работаем с портретом, всматриваясь в облик, пытаемся восстановить внутренний мир, характер человека, – это немного другое. Современным детям интереснее рассматривать лишь детали туалетов. Мы начали создавать коллекцию старинной моды: рассматривали картины художников, иллюстрации в книгах, первые фотографии. Позже занялись поисками описания костюмов в текстах. Оказывается, их не очень много.

А.С. Пушкин. Барышня-крестьянка:

«На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово».

Там же: «Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава по-дурацки торчали, как фижмы у мадам Помпадур; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах».

А.С. Пушкин. Пиковая дама:

«Старая графиня сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохранила все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад».

А.С. Пушкин. Капитанская дочка:

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

«На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».

«Она (дама) была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке».

«И как же вам ехать в дорожном платье? Не послать ли к бабушке за ее желтым роброном?»

И.С. Тургенев. Ася:

«Взор мой упал на красивого молодого человека в фуражке и широкой куртке; он держал под руку девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица».

«Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка».

Эти предложения очень хорошо давать для синтаксического и пунктуационного разбора, объяснения орфограмм. Кроме того, мы стали записывать в словарики устаревшие, профессиональные и заимствованные слова, которые были непонятны детям. Все материалы пригодились на уроках русского языка при изучении и повторении правил.

Л.Н. Толстой. После бала:

«Принимала такая же добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми, старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны».

«Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках».

Описание одежды полковника на балу и после бала в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» – хрестоматийный пример работы с текстом. Интересен и реестр Савельича в «Капитанской дочке», а также предложение: «Мы увидели на площадке 20 стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах».

После сбора и обработки литературного и исторического материала мы подготовили представление проекта «История через призму моды», так как любое событие в жизни общества отражалось в одежде, все социальные изменения фиксировались модой. Потом шили костюмы, готовили объяснительный текст по эпохе, готовили постановку демонстрации костюмов.

Показ мод начался со слов В.Брюсова:

Мгновенно замер говор голосов,
Как будто в вечность приоткрылись двери...

Мода – один из самых подвижных феноменов культуры. Но она сопряжена с вечным, потому что ежесезонно демонстрирует нам скоротечность бытия, потому что показывает, что все в этом мире повторяется, и еще потому, что мода дает надежду, ибо всегда живет днем завтрашним.

Каждой группе костюмов предшествовали стихи из «Венка сонетов» В.Брюсова: «Средние века», «Возрождение», «Реформация», «XIX век», «Война. XX век», а также искусствоведческий комментарий.

Потом под красивую музыку модели (девочки и мальчики) разыграли маленькие танцевальные сценки. В заключение прозвучали известные стихи Н.Заболоцкого:

...Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Но и после показа проекта работа была продолжена на уроках русского языка. Обычные словарные диктанты теперь принимались детьми с большим энтузиазмом, они сами помогали подбирать материал для них.

Н и НН

Серебряная пряжка, кожаный ремешок, длинный шлейф, стеклянные пуговицы, страусиные перья, вязаная кофта, крученая нить, позолоченный веер, карманное зеркальце, суконный костюм, соломенная шляпка, вытканный узор, тканный золотом, лакированные туфельки, шерстяная ткань, полотняная юбка, глаженый наряд, рваная рубашка, поношенная накидка, гладкокрашеная ткань, жеваный пиджак, драные ботинки, домотканый армяк, старинное платье.

Безударные гласные

Очаровательная улыбка, блистать на балу, непромокаемая накидка, примерять платье, расточать комплименты, карнавальный костюм, тонкая паутина, букетик сирени.

Сомнительные согласные

Варежки с вышивкой, громоздкий экипаж, прелестная девушка, редкий рисунок, короткий рукав, матросская тельняшка, бескозырка с лентами, деревенский сарафан, светский наряд, шотландская юбка, легкое пальто, фланелевая рубашка, искусство модельера.

Ь – Ъ

Шьют приданое, батистовое белье, медальон, красивая брошь, длинный плащ, пыльный плюш, черная тушь, дорогая вещь, шиньон, излишняя роскошь, сэкономленный материал, обезьяний мех, изящное платьице, козья папаха.

О – Е – Ё

Ситцевый сарафан, шёлковая юбчонка, чёрное пончо, жёлтая накидка, модные шорты, красивая причёска, кружевной воротник, золочёные пуговицы, мягкая шёрстка, тяжёлая ткань, парчовое платье, холщовая рубашка, кумачовый платок, искусный шов, щегольской наряд, высокий каблучок, современный пижон, кручёная бечёвка, широкий капюшон, обнажённые плечи, скромный пиджачок.

На материале этих диктантов ученикам стало интереснее повторять правила. Очень хорошо получается диктант на оттенки цветов: ярко-красный, нежно-голубой, бледно-лиловый, темно-синий, светло-зеленый, черно-красный.

Очень интересны сведения по лексике, которые можно использовать и на олимпиадах.

1. Во всех языках Европы есть заимствование из итальянского costume – обычай, привычка.
2. Во многих языках есть слово, соответствующее русскому одежда.
3. Во многих языках есть слово, объединяющее значение двух предыдущих терминов. Какое в русском? (Платье, наряд.)
4. Как европейцы понимают значение цветов?

  • Белый – чистота, невинность, радость, добро, исцеление.

  • Черный – ночь, зло, страдание, горе, траур.

  • Серый – равновесие между черным и белым, нейтральность.

  • Красный – жизнь, кровь, огонь, красота, сила, богатство.

  • Коричневый – связан с землей.

  • Желтый – спокойствие, непринужденность, интеллектуальность, цвет солнца, золота, хотя может восприниматься и с отрицательной оценкой.

  • Синий – чистота, возвышенность, холод, вечность.

  • Зеленый – юность, рост, надежда, спокойствие, духовность.

5. Представьте, как выглядели замужние женщины по «Домострою», объясните, в чем состоит позор для женщины, по отрывку из «Песни» М.Ю. Лермонтова.

И остались в руках у разбойника
Мой узорный платок, твой подарочек,
И фата моя бухарская.
Опозорил он, осрамил меня,
Меня честную, непорочную.

6. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина есть лишь несколько деталей одежды главных героев: боа, малиновый берет и бобровый воротник. Почему?

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.

Очень интересно было бы расшифровать эти строки из «Евгения Онегина»:

Не дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!

Далее я стала подбирать материал для комплексного анализа текста.

Л.Н. Толстой. Война и мир:

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тонкими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

1. Безударные гласные.
2. Чередования гласных в корне.
3. Не с частями речи.
4. О и е после шипящих.
5. Окончания существительных, прилагательных, причастий.
6. Нн и н в причастиях.
7. Обособленные определения.
8. Сложное предложение.
9. Объяснение слов корсаж, панталончики.
10. Как называется этот возраст? (Привести синонимы.)

Кроме того, я нашла отрывки со сведениями об одежде в романе «Мастер и Маргарита» М.А Булгакова, в повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (кстати, у него больше всех). Достоевский придает одежде большое значение.

Теперь и дети приносят мне отрывки из прочитанных ими книг, например, из «Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е.Петрова. Но больше всего описаний одежды в исторических романах А.Дюма, В.Гюго, а отдельные детали можно найти в стихотворениях:

Как идет к вам чепчик новый,
Как идет большая шаль!
Поздравляю вас с обновой,
А мне все-таки вас жаль.

(А.А. Фет)

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

(А.А. Блок)

1. Проследите, что связывает союз и.
2. Объясните написание безударных гласных в разных частях слова.
3. Объясните написание нн.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

(Н.Заболоцкий)

Эти занятия очень пригодились для написания изложения в 7-м классе «Портрет сына» и «Отец» по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека», а также сочинения в 8-м классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на тему «Каким я представляю Пугачева по повести». «Высокая соболья шапка с золотыми кистями, сдвинутая набекрень» помогает представить лихого казака, выдающего себя за царя.

С большим интересом читают теперь ученики разговор двух дам в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, то, что раньше пропускали.

– Да, поздравляю вас: оборок больше не носят.
– Как не носят?
– На месте их фестончики. (И так далее, по тексту.)

Разговор «просто приятной дамы» и «дамы, приятной во всех отношениях», а также Анны Андреевны с Марьей Антоновной из «Ревизора» можно давать при изучении прямой речи.

Таким образом, материала накопилось много. Хотелось бы поделиться с теми, кому интересно. Ведь текст – не только генератор новых смыслов, но и конденсатор культурной памяти.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru