Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2003

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. ХХХVIII

Е.А.ИВАНОВА


Проблемы орфографии и семиотические воззрения А.А. Реформатского

Фотография Александра Александровича Реформатского. 1930-е годыВ № 16/2003 мы опубликовали одну из трех статей А.А. Реформатского из цикла «Упорядочение русского правописания»1, опубликованного в журнале «Русский язык в школе» в 1937–1938 гг. Статьи посвящены сложным случаям орфографии, регламентация которых представлялась автору (и сейчас остается) проблематичной. Сегодня мы помещаем две другие статьи этого цикла.

Фотография Александра Александровича
Реформатского. 1930-е годы

Недавнее обостренное обсуждение новых попыток упорядочения орфографических правил, предпринимаемых Институтом русского языка и Орфографической комиссией РАН, наглядно показало, что даже в нынешней ситуации невозможно без трений и потерь согласовать собственно научный, строго лингвистический подход к этой проблеме и «общественное мнение». А ведь сегодня нет того колоссального разрыва между существующей и предлагаемой системами правописания, какой был в 1918 году, когда следование вековой орфографической традиции для значительной части интеллигенции стало «символом веры», цепью, которая удерживала распадающийся на глазах мир. Нет и советской идеологии, исподволь или вполне явно влиявшей на любую деятельность в рамках языковой политики, как то было в 50–60-е годы. Наука и лингвистическое просвещение шагнули далеко вперед.

Однако разрыв между взглядами и предложениями ученых-русистов и большой части образованного общества (не говоря уже о спекулирующих на очередной скандальной ситуации борзописцев из масс-медиа) сократился мало.

Предлагаемые вашему вниманию статьи Реформатского написаны задолго до оформления и утверждения «Правил» 1956 года. Их пафос — не предписание, а понимание сути проблем.

Обращение к подобным классическим работам напоминает нам, что следовать надо не букве, а духу закона. Нет пользы в начетническом соблюдении устаревших громоздких правил, равно как и в попытках упрощать написание в угоду сиюминутным порывам. Необходимо проникнуть в причины, создающие проблемы с правописанием, и сопоставить все способы решения этих проблем.

Принципы, на которых основывался Реформатский при подходе к решению проблем правописания, можно сформулировать следующим образом:

1. Письменный язык представляет собой особую языковую систему. Он не просто является средством фиксации «устного» языка, а составляет достаточно автономную, сложную систему, имеющую свои правила. Для лингвистики 30-х годов XX века, когда были написаны публикуемые нами статьи, такой подход был революционен. Еще с XIX века в лингвистике привыкли считать звук основной материей языка, а письменную форму – лишь «вынужденным» средством фиксации речи. Письменным языком серьезные лингвисты занимались очень мало.

2. Альтернативные графические решения (например, слитное и раздельное написание) образуют единую подсистему и за ними могут стоять реальные смысловые различия.

3. Всякая фиксация написания слов есть лишь «отражение» реальной языковой практики. И это отражение должно быть максимально точным и гибким.

4. Для части сложных орфографических случаев просто не существует возможности «абсолютного» решения, и нормализатору приходится идти на компромиссы.

В наше время отношение к письму кардинально меняется. Письмо проникает в такие сферы, которые ранее считались сугубо устными. Простая частная беседа — одно из основных средств развития речи, появления новых слов, значений, грамматических новаций — в интернетовских чатах приняла письменную форму. В чатах по-иному используют классические знаки препинания, вводят новые графические обозначения («смайлики», например), написание отражает произношение в значительно большей степени, нежели это допустимо правилами (использование прописных букв для передачи логического ударения или для иронического подчеркивания произношения слова). Современная реклама также смело использует самые разнообразные графические средства (в том числе, например, разбиение на строки, отменяющее расстановку знаков препинания). Поэтому методология Реформатского приобретает сегодня особую актуальность2.

Форзац журнала «Русский язык в школе» № 6/1937

Форзац журнала «Русский язык в школе» № 6/1937

1 Там же читатель найдет библиографические описания статей, упоминаемых Реформатским в этом цикле. Чтобы сохранить логику рассуждений, в обеих публикациях воспроизводится тогдашнее правописание наречий, географических названий, суффиксов и проч.

2 См. в № 45/2000, № 1/2001 нашей газеты извлечения из основополагающей работы А.А. Реформатского «Техническая редакция книги», а также вступительные статьи к этим публикациям.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru