Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2003

ОЛИМПИАДА

С.А. РОМАНОВА,
г. Москва


Олимпиада по русскому языку

6 класс

В 6-м классе олимпиаду по русскому языку можно сделать частью Недели русского языка, если в школе проводятся предметные недели, или просто провести на уроках в два этапа.

Задания для олимпиады вывешиваются на стенде (в разных классах разные варианты) рядом с опечатанным ящиком, в который участники будут опускать свои работы. На выполнение олимпиадного задания дается, например, неделя, чтобы ученики могли поработать со справочной литературой, сходить в библиотеку. В конце недели ящик торжественно снимается, вскрывается, желательно в присутствии комиссии, состоящей из учеников старших (7–9-х) классов, которые будут помогать вам в проведении Недели и проверке работ. Можно просто найти лучшую работу, а можно сделать список-рейтинг, расположив результаты работ от самой сильной до самой слабой. (Я руководствуюсь олимпийским принципом: главное – участие – и по пятерке выставляю всем, кто ответил хотя бы на треть вопросов правильно.)

Примечание. Содержание работы рассчитано на то, что она будет проводиться после того, как основной курс 6-го класса уже освоен, т.е. оптимальное время проведения – конец марта – начало апреля. Вопрос № 17 стоит включить в текст олимпиадного задания только в том случае, если на уроках или факультативных занятиях вы касались проблемы редуцированных гласных.

ВАРИАНТ I

1. Известно, что в ходе истории одно из шести указанных ниже слов изменило свой род. Однако в языке остался след того, что это слово раньше было другого рода. Какой след?

Дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать.

2. К каким частями речи можно отнести эти слова?

Жаркое, звонок, мелок.

3. Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы.

Лог, лён, пара, дуб, раб.

4. Отметьте слова, в которых подряд идут два гласных звука.

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, оазис, пианино, каучук.

5. Правильно ли произнес диктор фразу: Низкие температуры влияют на работу газопроводов и нефтепроводов.

6. Запишите буквами это предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

7. Вспомните шутливое стихотворение Винни-Пуха:

– Вопрос мой прост и краток, –
Промолвил носорог, –
Что лучше: сорок пяток?
Или пяток сорок?

Сколько в этом стихотворении числительных? На чем основана игра слов?

8. Напишите слова, значения которых приведены ниже.

1. Отверстие вулкана.
2. Период, продолжающийся четверть года.
3. Место на реке, где можно перейти с одной стороны на другую.
4. Наука о небесных светилах.
5. Место, где скрещиваются улицы.
6. Самый быстрый ход лошади.
7. Речь, произносимая одним лицом.
8. Ячейки из воска, в которые пчелы кладут мед.

9. В сербо-хорватском языке приведенные ниже слова заменяют привычные нам заимствованные, догадайтесь какие.

Двигало, тискарня, путник, войник, гладилиште, ногомет, рукомет.

10. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.

11. Укажите существительные, имеющие в именительном падеже множественного числа окончание .

Мастер, доктор, директор, герб, профессор, инженер.

12. Найдите устаревшие слова в отрывках из поэмы А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Назовите соответствующие им общеупотребительные слова.

Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод, и сеча ему ничего...
Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.

13. Являются ли однокоренными слова гимн, гимнастерка, гимнаст в современном русском языке?

14. В рекламе шоколада употребляются прилагательные: самый южный, самый молочный. Согласны ли вы с этой характеристикой?

15. Объявление в газете гласит: Путевка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей.

Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите ваш вариант.

16. Во что превратилось местоимение себя в краткой форме?

17. Почему в древнерусском языке в словах дом и брат было по два слога?

18. Как образовались названия городов Киев, Львов?

ВАРИАНТ II

1. Какой частью речи являются слова тысяча, миллион, миллиард?

2. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила? Составьте по два предложения с любым из этих слов.

3. Как из звуков данных слов получить новые слова с указанным значением?

Лён – название цифры,
лей – название дерева,
лоб – название настила в помещении,
ток – название домашнего животного,
шел – неправда,
шей – просьба принять пищу.

4. Как можно превратить в глагол существительное ель?

5. Произнесена фраза: Да, с языковым разнообразием проблемы. Что бы вы исправили в ней?

6. Даны некоторые числа в системе записи, которая использовалась в русской письменности до начала XVIII в.

ФЛВ – 532; ФМД – 544; РКВ – 122;
ТЛЭ (оборотное) – 335; ХМЭ (оборотное) – 645.
Как записывались числа 624, 232, 333?

7. Какие существительные употреблялись в древнерусском языке для обозначения чисел 10 000, 100 000, 1 000 000, 10 000 000?

8. Чем различаются слова стать и встать? Правильно ли употреблены эти глаголы в приведенных словосочетаниях?

Стать на цыпочки;
ни стать, ни сесть;
река встала;
часы стали;
лошадь встала;
волосы встали дыбом;
встать со стула;
стать с постели;
встать на колени;
встать в ряд;
корабль встал на якорь;
встать у власти.

9. Какое слово, начинающееся с буквы а, единственное является чисто русским?

10. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:

– Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.
– Он что, пекарь?
– Нет, шофер.

Почему они не поняли друг друга?

11. Образуйте множественное число имен существительных парус, паспорт, порт, якорь, лектор, инспектор, договор.

12. Найдите синонимы в строчках «Сказки о попе и работнике его Балде».

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

13. Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень. Почему слово удостоен пишется через е?

14. В телешоу мы услышали такой диалог о моде:

– Продолжая тему бабьего лета...
– Скорее женского лета...

На чем основан комический эффект диалога?

15. В радиопередаче, посвященной ледоколу «Арктика», звучит фраза: Разрешите поблагодарить первых пионеров нашего экипажа... Что бы вы исправили в этом предложении?

16. Какое утраченное местоимение входит в состав выражения ни с того ни с сего?

17. Почему в древнерусском языке в словах сын и день было по два слога?

18. Как образовались фамилии Ильин, Лукин?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru