Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2003

ФАКУЛЬТАТИВ

Татьяна СИТНИКОВА,
11-й класс, школа № 1,
с. Кулунда,
Алтайский край


Диалектные слова из школьной картотеки

Изучая русские говоры Алтая в течение нескольких лет, мы собрали картотеку.
Остановимся на самых интересных и древних примерах диалектных слов из нашей картотеки. Так как диалекты – реликты (остатки) древнерусской (в большинстве случаев) языковой системы, нас интересовали мотивация и этимология некоторых лексем.

I. В говорах нам встретились слова, которые сохранили значения, характерные для древнерусского языка. Например, слово неделя мы записали в значении «воскресенье» (неделя – ничего не делать, день отдыха).

Древним значением лексемы наречие является «слово» (наречие – речь – ректи – «говорить, глаголати», то есть современное наречие = наглаголие).

II. Множество слов, собранных в школьной картотеке, имеет «прозрачную» этимологию (довольно ясную мотивацию). Например:

1) Сквозняко'м, нар. – «сплошь, везде, всюду», от сквозь – «везде, всюду» (Сквозняком завозят навоз мужики).
2) Серя'нки, сущ. мн. ч. – «спички», от сера – вещество, используемое в качестве горючего материала (Я купила серянки).
3) Мгы'чка, сущ. ж. р. – «небольшая мгла» (На улице мгычка). (Отметим чередование: миг // мигать).
4) Глы'бный, прилаг. мн. ч., от глыба – «куча, что-то, нечетко оформившееся».
5) Бугри'ться, глаг. – «кипеть», от бугор – «возвышенность, приподнятость, нарушение ровной поверхности» (Вода в котле бугрится).
6) Жме'ня, сущ. ж. р. – «рука, сложенная в кулак (от жать, сжимать) или наполнение такой руки» (Я взяла жменю семечек).
7) Погры'зть, глаг. – «заговорить от грыжи» (Я пошептала, погрызла, и ребенок заснул).
8) Ло'жничек, сущ. – «вместо простыни», «простыня» (для ложа, лежания).

III. Изучение диалектного материала помогает решать орфографические задачи, то есть облегчает усвоение и сознательное написание «трудных» слов.

Рассмотрим несколько случаев:

1) Доли'вка, сущ. – в значении «земляной пол». Возможно, близко и к украинизму. (Нужно помазать доливку.) Это слово помогает объяснить литературное слово долина. И , и восходят к дол – «низменное место».

2) Записанное нами слово (уже устаревшее в литературном языке) в значении «палец», употребленное в контексте Ажно персты' болели от работы, объясняет правописание безударного гласного в слове (ср. родственные лексемы наперсток, перстень и др.).

3) Слово мо'рква облегчает написание литературного морко'вь (в древнерусском языке существовала группа слов, образованных по одной модели: мо'ркы – морковь, све'кры – свекровь, це'ркы – церковь и др.).

Закономерным является тот факт, что определенная часть картотеки представлена словами с «затемненной» мотивацией и этимологией. Тем самым поле деятельности по изучению таких явлений остается достаточно широким.

Приведем несколько лексем:

1) Облоу'хий, прил. – «ушастый» (Какой у него пес облоухий).
2) Мартану'ть, глаг. – «быстро убежать» (Как увидели, сразу мартанули).
3) Га'чи, сущ. мн. ч. – «штаны».
4) Трошпа'нка, сущ. ж. р. – «типа кареты без верха на колесах».

Работа по накоплению и классификации диалектных слов вызывает огромный интерес как у нас, собирателей диалектов, так и у информантов. Таким образом осуществляется связь поколений, передача народной мудрости через язык, являющийся универсальным хранилищем опыта человечества.

 

Рейтинг@Mail.ru