Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Т.М. РОМАШКО,
г. Троицк

Продолжение. См. № 24/2003


Повторим синтаксис и пунктуацию

9-10 классы

К.Паустовский. Золотая роза

Карточка № 1

1. Как можно забыть дом Гете где в тишине среди бальзаминов рождались мысли волновавшие лучшие умы Европы.
2. Шамет начал нескладно рассказывать ей свою жизнь вспоминая до мельчайших подробностей рыбачий поселок на берегу Ла-Манша сыпучие пески лужи после отлива сельскую часовню с треснувшим колоколом свою мать лечившую соседей от изжоги.
3. В этих воспоминаниях Шамет не мог найти ничего такого чтобы развеселить Сюзанну.
4. Но девочка к его удивлению слушала эти рассказы с жадностью и даже заставляла повторять их требуя все новых подробностей.
5. Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу подвешенную к распятию в доме старой рыбачки не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.
6. Все в поселке удивлялись что старуха не продает свою драгоценность.
7. Однажды когда Шамет сидя на палубе расчесывал Сюзанне своим железным гребнем перепутанные ветром волосы она спросила: «Жан а мне кто-нибудь подарит золотую розу?».
8. Пять дней над Парижем подымалось необыкновенное солнце.
9. Все здания даже самые старые покрытые копотью все сады и даже логово Шамета сверкали в лучах этого солнца как драгоценности.
10. Обыкновенно Шамет выбрасывал весь мусор выметенный за день из ремесленных заведений.

Задания

1. Спишите, вставьте знаки препинания, сделайте графическое обоснование.
2. Подберите схемы, соответствующие данным предложениям.

Ключ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
д в г е б ж к а и з

Карточка № 2

1. Но после этого случая с Сюзанной он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских.
2. Он начал собирать ее тайком в мешок и уносил к себе в лачугу.
3. Соседи решили что мусорщик тронулся.
4. Мало кому было известно что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка так как ювелиры работая всегда стачивают немного золота.
5. Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны.
6. А может быть как говорила ему когда-то мать она послужит и для счастья многих простых людей.
7. Прошло много времени пока золотого порошка накопилось столько что можно было сделать из него слиток.
8. Но Шамет медлил отдавать его ювелиру чтобы выковать из него золотую розу.
9. Ювелир поднял голову мусорщика достал из-под серой подушки золотую розу завернутую в синюю помятую ленту и не спеша ушел прикрыв скрипучую дверь.
10. Вскоре ювелир продал золотую розу пожилому литератору неряшливо одетому и по мнению ювелира недостаточно богатому чтобы иметь право на покупку такой драгоценной вещи.

Задания

1. Спишите, вставьте знаки препинания, сделайте графическое обоснование.
2. Подберите схемы, соответствующие данным предложениям.

Ключ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в г е б и а д ж з к

Предложения для синтаксического и пунктуационного разбора

В.Набоков. Рассказы

1. Когда зажглись висящие над улицей фонари, все в несовещенной комнате слегка сдвинулось со своих линий под влиянием уличных лучей, снявших первым делом копию с узора кисейной занавески.

2. Из глубины соседней гостиной, отделенной от его комнаты раздвижными дверьми, сквозь слепое, зыбкое стекло которых горел рассыпанный по зыби желтый блеск тамошней лампы, а пониже сквозь, как в глубокой воде, расплывчато-темный прислон стула (ставимого так ввиду поползновения дверей медленно, с содроганиями, разъезжаться), слышался по времени невнятный, малословный разговор.

3. Несколько лет тому назад один мой парижский приятель, человек со странностями, чтобы не сказать более, узнав, что я собираюсь провести два-три дня вблизи Монтизера, попросил меня зайти в тамошний музей, где, по его сведениям, должен был находиться портрет его деда кисти Леруа.

4. Улыбаясь и разводя руками, он мне поведал довольно дымчатую историю, которую я, признаться, выслушал без внимания, отчасти из-за того, что не люблю чужих навязчивых дел, но, главное, потому, что всегда сомневался в способности моего друга оставаться по сю сторону фантазии.

5. Такого рода существа напоминают помещение со множеством разных дверей, среди которых, быть может, находится одна, которая действительно ведет прямо в сад, в лунную глубь чудной человеческой ночи, где душа добывает ей одной предназначенные сокровища.

6. Когда боги, бывало, принимали земной образ и в миловатых одеждах, скромно и сильно ступая мускулистыми ногами, появлялись среди полевых работников или горных пастухов, их божественность нисколько не была этим умалена; напротив – в очаровании человечности их было выразительнейшее обновление их неземной сущности.

7. С ранних лет, а я уже немолод, зло в людях казалось особенно омерзительным, удушливо-невыносимым, требующим немедленного осмеяния и истребления, между тем как добро в людях я едва замечал, настолько оно мне всегда представлялось состоянием нормальным, необходимым, чем-то данным и неотъемлемым, как, скажем, существование живого подразумевает способность дышать.

8. Но камень был, как тело, теплый, и внезапно я понял то, чего, видя, не понимал дотоле, почему давеча так сверкала серебряная бумажка, почему дрожал отсвет стакана, почему мерцало море: белое небо над Фиальтой незаметно налилось солнцем, и теперь оно было солнечное сплошь, и это белое сияние ширилось, ширилось, все растворялось в нем, все исчезало, и я уже стоял на вокзале, в Милане, с газетой, из которой узнал, что желтый автомобиль, виденный мною под платанами, потерпел за Фиальтой крушение, влетев на полном ходу в фургон бродячего цирка, причем Фердинанд и его приятель, неуязвимые пройдохи, саламандры судьбы, василиски счастья, отделались местным и временным повреждением чешуи, тогда как Нина, несмотря на свое давнее, преданное подражание им, оказалась все-таки смертной.

Р.Брэдбери. 451° по Фаренгейту

1. По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.

2. Этот короткий час, пока горела свеча, был часом чудесных открытий: мир изменился, пространство перестало быть огромным и уютно сомкнулось вокруг них. Мать и сын сидели вдвоем, странно преображенные, искренне желая, чтобы электричество не включалось как можно дольше.

3. Домашняя среда может свести на нет многое из того, что пытается привить школа.

4. Человек, умеющий разобрать и собрать телевизорную стену, – а в наши дни большинство это умеет, – куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить Вселенную, ибо нельзя ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок.

5. Монтэг прислонился к стене, затем медленно опустился на корточки и стал растерянно перебирать книги, хватая то одну, то другую, сам не понимая, что делает.

6. Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки Вселенной в единое целое.

7. Хорошие писатели тесно соприкасаются с жизнью. Посредственные – лишь поверхностно скользят по ней. А плохие насилуют ее и оставляют растерзанную на съедение мухам.

8. Помогут ли нам книги?

Только при условии, что у нас будет третья необходимая нам вещь. Первая, как я уже сказал, – это качество наших знаний. Вторая – досуг, чтобы продумать, усвоить эти знания. А третья – право действовать на основе того, что мы почерпнули из взаимодействия двух первых.

9. Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины, тлена и людей со спичками.

10. Теперь запах сухого сена и плеск воды напоминали ему, как хорошо было спать на свежем сене в пустом сарае позади одинокой фермы, в стороне от шумных дорог, под сенью старинной ветряной мельницы, крылья которой тихо поскрипывали над головой, словно отсчитывая пролетающие годы.

11. Там, у костра, их озарял отблеск горящих сучьев, а сейчас они ничем не отличались от других таких же людей, много скитавшихся по дорогам, проведших в поиске немало лет своей жизни, видевших, как гибнет прекрасное; и вот наконец, уже стариками, они собрались вместе, чтобы поглядеть, как опустится занавес и погаснут огни.

12. Мой дед говорил: «Каждый должен что-то оставить после себя: сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru