Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №28/2003

ПОДСПОРЬЕ

Маяковский о поэзии

Вот-вот начнется последний месяц лета – пора задуматься о начале учебного года. В сентябре очень хорошо работать с насыщенными, но не слишком сложными текстами, которые пробуждают мысли и желание поспорить. Один из них мы предлагаем вышему вниманию. Его можно использовать как диктант с грамматическими заданиями; он может стать отправной точкой для дискуссии о творчестве и трудолюбии.

Маяковский выступает на радио. Кинокадр. 1929 г.

Маяковский выступает на радио. Кинокадр. 1929 г.

Как же делается стих?
Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа. Предшествующая поэтическая работа ведется непрерывно. Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок.
Есть нравящийся мне размер какой-то американской песенки. Есть крепко скроенные аллитерации по поводу увиденной мельком афиши. Есть темы разной ясности и мутности.
Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные – записаны.
Способ грядущего их применения мне неведом, но я знаю, что применено будет все.
На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. Сосредоточением на этом объясняется пресловутая поэтическая рассеянность.
Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы и т.д.
Эта «записная книжка» – одно из главных условий для делания настоящей вещи. У начинающих поэтов эта «книжка», естественно, отсутствует, отсутствуют практика и опыт. Сделанные строки редки, и поэтому вся поэма водяниста, длинна.
Начинающий ни при каких способностях не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда «свежее», так как в нее вошли заготовки всей предыдущей жизни.
Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления.
Раньше я так влезал в эту работу, что даже боялся высказывать слова и выражения, казавшиеся мне нужными для будущих стихов, – становился мрачным, скучным и неразговорчивым.
Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей лояльности сказал ей, что я не мужчина, а облако в штанах. Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха.
Через два года облако в штанах понадобилось мне для названия целой поэмы.

Из статьи:
Маяковский В.В.
Как делать стихи? (Избранные произведения в 2-х тт.
М.: Художественная литература, 1953.)

ЗАДАНИЯ

1. Какой корень в слове предшествующий?

2. Разберите по членам предложения все три предложения, начинающиеся со слова есть.

3. Согласуется ли сказуемое есть с подлежащим? Обоснуйте вашу точку зрения.

4. Подчеркните в тексте причастные обороты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните расстановку знаков препинания.

5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: аллитерации по поводу афиши, на протяжении пятнадцатилетней работы.

6. Прокомментируйте стилистические особенности следующих выражений: крепко скроенные аллитерации по поводу афиши; место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы; мои слова уже вылетели у нее из следующего уха; допрашивал девушку наводящими вопросами.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru