Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2003

Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику М.В.Панова

М.Н. ПРИКУЛЕ,
учитель школы № 19,
г. Чита

Продолжение. Начало в № 18/2003


Неизменяемые существительные

6 класс

Урок 2

Цель: уметь находить сходство и различие между изменяемыми и неизменяемыми существительными, вести дискуссию на лингвистическую тему и доказывать правильность своей точки зрения, уметь определять число и падеж неизменяемых существительных.

1. Повторение

Учитель: 1. Расскажите, что вы знаете о неизменяемых существительных. Как вы определите число, род, падеж изменяемых существительных? Назовите падеж и число несклоняемых существительных из домашнего задания 319.

2. Почему у неизменяемых существительных труднее узнать род, чем у изменяемых?

Ученики: Это слова-новички, многие непривычны, незнакомы, лексическое значение их неизвестно. Нужно обращаться к словарю.

2. Анализ творческих работ предыдущего урока (320)

Работы, выполненные на листках, нужно раздать заранее, чтобы дети при обсуждении могли сравнить ход своих мыслей с верным ответом. Конечно, не все ребята смогли аргументированно и правильно ответить, но ведь это было только первое знакомство с темой.

Учитель: Чем же нам сегодня следует заняться на уроке, раз не все поняли особенности неизменяемых существительных?

Ученики: С неизменяемыми существительными нужно работать еще.

3. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения

Учитель: Много вопросов по поводу этих существительных осталось не только у вас, но и у героев из учебника, см. задание 324:

«Вопросников-Купоросников закричал:
– А вот вы меня не переубедите!
Все заинтересовались, столпились около крикуна: в чем его можно или нельзя переубедить?
– Сознайтесь, – сказал Купоросников, – вы все считаете, что слова метро, кино, кенгуру, окапи не склоняются?
– Считаем! – ответили ему все. – А ты что же, говоришь в кине? О кенгуре?
Нет. Я говорю, как все. Но рассуждаю так. Вот словосочетания: в столичном метро… у австралийских кенгуру… Склоняются или не склоняются прилагательные при словах метро, кенгуру?
Склоняются! – дружно подтвердили мы.
– Теперь подумаем! – значительно поднял палец вверх Вопросников-Купоросников. – Одно из двух: или склоняются, подчиняясь существительным, или сами по себе, независимо? Возможно только одно из двух. Если независимо…...
А какая часть речи имеет несогласуемые формы падежей? Только существительные! Признав, что падеж здесь независимый, мы перевели прилагательные в существительные. Мы признали, что они имеют свойства существительных. То есть стали существительными.
– Да,… – задумчиво протянул Вася Воздушный. – Особенность существительных – падеж у них не определяется связью согласования…...
У прилагательных, наоборот, падежная форма согласована с существительными...… У австралийских кенгуру…... Форма прилагательного не определяется существительным! Неужели надо признать, что они переметнулись в существительные? Не хочется!
– Верно! – крикнул Вопросников-Купоросников.
– А может быть, при таких словах – метро, кенгуру – у прилагательных заповедник? Знаете, есть заповедники, там звери по-особому, по-своему живут?
– Нет, – сказал Вопросников. – Слова не звери – нет у них заповедников. Значит, падежные формы здесь, как у всех прилагательных, зависимы. От чего? От существительных. От разных падежей форм существительных.
– Неясно! И как-то тревожно! – сказал Вася Воздушный.
– Сейчас, молодой человек, будет ясно. Если у существительных основа оканчивается на гласную фонему, то у них во всех падежах нулевые окончания. Омонимичные. Нулевые! Омонимичные – не значит одни и те же. Кенгуру жует листья...… Окончание именительного падежа? Нулевое. Погладил кенгуру...… Окончание винительного падежа? Нулевое. Омонимия во всех падежах? Пусть. Язык допускает омонимию. Везде нулевые? Пусть. Язык не против нулевых окончаний!
Тут все как закричат:
– Не может этого быть!
Закричать-то закричали, а доказать ничего не могут!»

А вы как думаете? Есть у вас доказательства (высказанные в виде предложений, а не криков и междометий), что этого быть не может? То есть что мнение Вопросникова-Купоросникова неверно? Ну-ка послушаем, как вы дельно возразите. Вам ведь хочется возразить?

Учащиеся выдвигают различные гипотезы, анализируют, проверяют. (Учитель с помощью вопросов направляет, возвращая их к нужному ходу мысли, не подсказывая ответов.)

Примерный ход рассуждений:

1. Есть или отсутствует вообще окончание у неизменяемых существительных?

ВЕРСИЯ. Если этого окончания никогда реально в буквенном выражении мы не видим – значит, его нет. (Приводят примеры парадигм, допустим, нет кино, к кино, о кино.)

2. Может ли существительное не иметь окончания, но при этом каждый раз в тексте согласовываться с прилагательными в различных падежных формах? Просклоняем словосочетание

столичное метро
у столичного метро
к столичному метро
в столичном метро

Почему у прилагательного меняется окончание? Само по себе? Этого быть не может. Прилагательное согласуется с существительным и зависит от существительного, то есть от его грамматических форм. Значит, падежные формы прилагательного зависят от падежных форм существительного, поэтому любое существительное изменяется по падежам. Но тогда оно должно иметь окончание. Мы знаем, что основа – это неизменяемая часть слова, окончание – изменяемая часть:

метро , кино

И во всех падежах окончание нулевое.

Обязательно появится вопрос: а не одно ли и то же это окончание? Подумаем, вернемся к словосочетанию столичное метро. Определим в каждом падеже грамматическое значение окончания существительного. Оно везде разное. Можно ли говорить об одном и том же нулевом окончании? Нет. Вывод?

Это омонимичные нулевые окончания, и они есть, хотя ни разу графически не проявляются. Они есть, так как иначе существительное не могло бы изменяться по падежам и числам, а следовательно, и прилагательное, согласованное с этим существительным, не изменялось бы – ведь оно подчиняется существительному.

На проверку гипотез уйдет много времени, но это стоит того, так как на уроке учащиеся будут активно работать, много говорить, думать, строить доказательства и сами сформулируют вывод.

4. Обобщение

Задание 323. Спишите предложения. Выделите неизменяемые существительные, определите их число и падеж.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: выписать из художественного текста 3–4 предложения с неизменяемыми существительными, определить их род, указать, в каком числе и падеже употреблены.

(Можно предложить использовать произведения Дж. Лондона и Ж.Верна.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru