Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.А. НИКИФОРОВА,
МОУ СОШ № 18,
г. Братск


Сопоставление как метод при изучении грамматики и правописания

К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе как через сравнение». Метод сопоставления в двух его вариантах (установление сходств и различий) помогает вскрыть семантику правописания, его внутренний смысл.

При изучении русского языка нередко встречаются внешне сходные или близкие, но не одинаковые явления, которые ученики не всегда различают и поэтому смешивают их. Сопоставление грамматических категорий и признаков, написаний и пересекающихся правил помогает их разграничению.

Сравнение и сопоставление являются методами активного усвоения новых знаний, так как они требуют самостоятельной работы ученика: искать материал для сравнения, вычленять детали. Этот метод должен быть неотъемлемой частью всех уроков русского языка. Играя важную роль в развитии внимания, мышления и памяти, он способствует и лучшему запоминанию материала. Основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов способность памяти сравнивать новую информацию с имеющейся называет «самым драгоценным умственным сокровищем человека».

Значительную роль в запоминании играет интерес к предмету, к занятиям. А сравнение в процессе обучения повышает этот интерес. Сравнение способствует обогащению словарного запаса учеников и вырабатывает у них умение активно использовать в своей практике богатства речевой культуры родного языка. Это умение ученики приобретают при установлении различий в смысловом значении сопоставляемых слов, при сопоставлении слов со словосочетаниями, при сравнении написания и произношения тех же слов. Сопоставление эффективно применяется при объяснении нового, закреплении пройденного и проверке знаний учеников.

В русском языке нередко встречаются похожие написания, которые служат источником ошибок: трудные слова ученики пишут по ошибочной аналогии с известными для них словами.

Пишут

ожег рук вместо ожог
дитеныш вместо детеныш
каменьщик вместо каменщик
взайти, взабраться вместо взо-...
оружье вместо оружие
вне очередной вместо внеочередной
будующий вместо будущий
туман стелится вместо стелется
вы вынесите вместо вынесете
взвешанный вместо взвешенный
ученики организованы вместо организованны
герой России вместо российский герой

Для предупреждения подобных случаев необходимо проводить анализ смешиваемых правил и написаний с применением сопоставления. При этом у ребят вырабатывается очень важное умение сравнивать одни слова с другими и устанавливать имеющееся между ними сходство и различие в значении, структуре и написании. Обнаружив смешение изучаемого материала, учитель наводящими вопросами помогает ученику осознать, где подлинное и где мнимое сходство. Например:

Сравните и подумайте, сходны или различны эти явления. Если сходны, то в чем состоит их сходство? Если различны, то в чем заключается их различие? Как, на основании каких признаков можно доказать, сходны данные явления или различны?

В результате последовательного сопоставления слов и их частей, самостоятельных выводов и обобщений ученики приобретают необходимый навык находить общее в разных явлениях и обнаруживать различие в явлениях сходных, близких.

В словарном составе русского языка есть довольно большое количество «параллельных» форм, категорий, которые нередко являются предметом смешений. Смешиваются, например, части речи, их грамматические признаки, созвучные или похожие по смыслу слова и морфемы.

Сравним смешиваемые части речи

1) на распашку поля
в продолжении романа
раненый солдат
в крутую кашу
на двое суток
от чего зависит успех в работе
что бы такое сыграть?
было интересно и так весело
идти, не смотря по сторонам

2) пальто нараспашку
в продолжение дня
тяжело раненный
яйцо вкрутую
разрезать надвое
отчего не пришел вовремя
чтобы было весело
итак, все готово
достичь цели, несмотря на трудности

Смешение частей речи приводит к ошибочному их написанию. Помочь ученику осознать подлинное и мнимое сходство – задача учителя.

Пример из ученической работы: Битон был не годен для употребления. Орфографическая ошибка в созвучном слове (бидон – бетон) приводит к неправильному его употреблению и затрудняет понимание этого слова читающим.

На уроках русского языка я часто использую метод сопоставления, когда рассматриваются случаи смешения созвучных слов, одинаковых или близких по произношению, но различных по написанию.

I

1. Созвучные слова, одинаковые по произношению

ожог (руки)
передовая (статья)

ожег (руку)
передавая (из рук в руки)

2. Слова, близкие по произношению

бетон
вы пересядете

бидон
вы пересадите (овощи)

II

1. Морфема, одинаковая по произношению

сократить
смешон

укротить
огорчен

2. Морфемы, близкие по произношению

обаяние
поливитамины
актриса
искусство
ровесник
поликлиника
шествовать
участвовать
идеализировать

обоняние
полуфабрикат
поэтесса
искусный
сверстник
палисадник
шефствовать
чувствовать
идеология

Созвучные слова могут быть

1. Однокоренными

мы едем
удостоен (прич.)

мы ездим
достоин (прилаг.)

2. Неродственными

тушь (краска)

туш (муз. произведение)
туш (от туша – сущ. ж.р.)

Смешиваемые созвучные слова и грамматические формы слова привожу в сравнении – парами или группами – и классифицирую по темам и подтемам, а также по орфографическим правилам.

Не все явления русского языка одинаково поддаются сопоставлению, и нет необходимости все их сравнивать. Но опыт подтверждает, что многие грамматические формы, смешиваемые учениками, можно хорошо понять и усвоить лишь при помощи анализа и сравнения.

Звонкие и глухие согласные в корне

К числу наиболее трудных написаний по этой теме следует отнести слова с непроверяемыми согласными, например: Кавказ, кофта, футбол, общий и др. Такие слова ученики усваивают в словарном порядке.

Вызывают трудности созвучные слова: вперемежку – вперемешку, изморозь– изморось. Причиной ошибок является непонимание состава слова, неумение выделить в нем значащие части, особенно если орфографию слова можно понять лишь путем выделения его исторического корня. В таких случаях учитель «невольно должен прибегнуть к этимологическому анализу слова», объясняя ученикам правописание слова, помогая им лучше и глубже усвоить его значение.

Слова со звонкими согласными

араб, арабский
гриб (растение)
ковка (лошадей)
парад
свадьба
бидон (посуда)
кордон (пограничный или заградительный отряд)
вперемежку (перемежаясь)
(Сосны росли вперемежку с березами.)
тормоз
изморозь (из-морозь; иней)
тезка
резьба
везти
лезть (но лестница)
(лезть на дерево.)
груздь (гриб)

Слова с глухими согласными

арап (устар. чернокожий)
грипп (болезнь)
кофта
пират, аппарат
женитьба
бетон (стройматериал)
картон (толстая, очень твердая бумага)
вперемешку (перемешиваясь)
(Шел дождь вперемешку со снегом.)
термос
изморось (см. морос-и-ть; мелкий дождь)
тёска
косьба
вести
лесть (лестный отзыв)
(льстивый человек)
грусть (печаль)

Упражнение

I. Вставьте пропущенные буквы и объясните их выбор.

1) Взявшись за гу_, не говори, что не дю_.
2) Летят три пичу_ки через три пустые избу_ки.
3) Кладите изли_ки на сберкни_ки.
4) Хороши в доро_ке пиро_ки с горо_ком.
5) Мир да ла_ – большой кла_.
6) На стройке слышится ви_г пилы, ляз_ железа.

II. Распределите слова на две группы. В 1-ю запишите те, в которых оглушаемый звонкий звук можно проверить, поставив его в сильную позицию. При-
ведите проверочное слово (дорожка – дороженька). Во 2-ю группу запишите слова с непроверяемым оглушенным согласным
.

Непроизносимые, или «выпадающие», согласные т, в, д обычно встречаются в сочетаниях стл, здн, рдц, вств.

Ученики делают ошибки, пропуская непроизносимые согласные в трудно проверяемых написаниях. К ним относятся слова с трудно распознаваемыми корнями и слова, редко употребляющиеся в речи учеников (окрестность, сверстник, лестница, крепостной, устный, праздник, под уздцы, безвозмездный, явственный, безмолвствовать). Написание слов с непроизносимыми согласными можно проверить, сопоставляя их с такими родственными словами (в том числе исторически родственными), в которых нет выпадения этих согласных.

Безмолвствовать – безмолвие;
окрестность – окрест, устар. вокруг;
сверстник – верста;
явственный звук – наяву.

С помощью указанного сопоставления проверяется написание и таких слов, где может быть ошибочно вставлена лишняя согласная (опасность, ужасный, участвовать, чествовать, яства). Можно проверить: опасение, ужас, участие, честь, есть. Использование сопоставления слов с непроизносимыми и отчетливо произносимыми согласными в неродственных словах помогает предупредить смешение созвучных написаний (костный мозг – косный человек).

Полезно поработать с таблицей сопоставления непроизносимых и отчетливо произносимых согласных.

Слова с непроизносимыми согласными

сверстник
полновластный
грустный
яростный
свистнуть (издать свист)
лестничная (клетка)
постлать (скатерть)
костный (мозг, клей)
искусственный
четвертка (лист бумаги)
явственный (звук) (отчетливый)
чувствовать
шефствовать (над школой)

Слова, не содержащие непроизносимых согласных

ровесник
полногласный
гнусный
трехъярусный
свиснуть (повиснуть)
лесничий
послать (письмо)
косный (отсталый)
искусный
четверка (коней)
яство (устар. еда, кушанье)
участвовать, чествовать
шествовать (идти торжественно, важно)

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы, объясните в сопоставлении выбираемую букву чудесный (чудесен) – прелестный (прелестен).

1) Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской. (Исаковский). 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. (М.Горький) 5) Дружба та лес_на, которая чес_на.
6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег. (А.Толстой) 7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. (А.Пушкин) 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) В маленькой до_атой будке было тепло и уютно. (С.Антонов) 10) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. (Л.Толстой) 11) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. (А.Пушкин) 12) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. (А.Пушкин) 13) Отверг я рано праз_ные забавы. (А.Пушкин)
14) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает. (А.Пушкин)

Надо обращать внимание учащихся на слова, произношение которых не соответствует их написанию: брюзжать – брю[ж]ать, мозжечок – мо[ж]ечок, писчая – пи[ш’]ая.

Запишите слова, написание которых не соответствует их произношению: писчая (бумага), песчаный, брезжить, визжать, мозжечок, объездчик, веснушчатый, выезжать, брусчатый.

Вспомните, с какими согласными чередуются ч, ж, и подберите пары с чередующимися согласными к данным выше словам (песчаный – песок: ч/к; брюзжать – брюзга: ж/г и т.д.).

Запомните написание двойных согласных в словах: вожжи, дрожжи, можжевельник, жжет, жужжать.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru