Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2003

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

К.И. ПРОХОРЕНКО,
г. Зеленоград


О работе с тематическими группами слов

Хорошая идея – всю теоретическую часть курса русского языка, теорию связной речи, собрать в одной книге, которой можно пользоваться все годы обучения, а сборники упражнений составить отдельно для каждого класса. Но только каждый сборник включает отрывки или отдельные предложения, принадлежащие классикам. В словарь входят слова из самых разных тематических групп – палитра слишком разноцветна, чтобы всю обозреть и запомнить трудные написания. Получаются лебедь, рак да щука, которые тянут в разные стороны и не дают возможности поэтапной отработки трудной лексики.

Планируя уроки по русскому языку, обычно мы предлагаем в каждом классе еженедельно писать диктант, изложение или сочинение (тоже, конечно, по классикам, но другим!). Эта методика эффективна скорее для коллекционирования ошибок. Ведь любая последующая работа над ошибками оказывается слабее воздействия допущенных ошибок.

Правописание безударных гласных – самая главная орфографическая проблема. Если бы не было ошибок на безударные гласные, неуспевающих по русскому языку не было бы вообще. Комплекс приемов позволит сократить их количество.

Мудро заметил в свое время Н.С. Рождественский, что в слове лесной не надо и проверять безударную гласную, если ты знаешь, что корень этого слова лес-. Выделенные мною 100 наиболее употребительных корней (по частотным словарям) покрывают 90% корней любого диктанта школьных сборников (список корней был опубликован в РЯШ № 4 за 1983 г.).

Непроверяемые, или, точнее, труднопроверяемые, корни с безударными гласными непросто усваивать в алфавитном порядке. Не раз в педагогической литературе поднимался вопрос о работе с тематическими группами слов.

Наиболее употребительные слова, объединенные в тематические группы, позволяют работать со связными текстами, а значит, одновременно и с лексикой, и с грамматикой, и с орфографией.

Как идет работа с каждой тематической группой слов? Вначале предлагаем познакомиться со списком трудных слов, которые могут быть включены в текст. К некоторым словам даются примечания об особенностях их написания.

ЗИМА

Опорные слова: мороз разрисовал, кристаллики, фиалки и папоротники, забор, перила, иней, насекомые, березки, закоченевший, ресницы, все-таки, съехать.

Далее дается примерный текст без абзацев, без знаков препинания, кроме точек в конце предложений, исключены также прилагательные и наречия.

Мороз разрисовал стекла окон. Кристаллики льда образовали узоры, похожие на папоротники и фиалки. Звери спрятались в норах, насекомые замерли под корой деревьев. Среди березок укрылись елочки. Хлопнула дверь. Вбежал закоченевший братишка с санками. Он замерз, на его ресницах вырос иней. Но все-таки он съехал с горки.

Задание. По записанным в тетради опорным словам устно восстановите примерный текст.

На следующем уроке примерный текст записывается в тетради. Вывешивается таблица или открывается занавешенная классная доска, на которой заранее написан текст с абзацами, знаками препинания, прилагательными и наречиями.

Зима! Мороз причудливо разрисовал стекла окон. Кристаллики льда образовали узоры, похожие на пушистые папоротники и загадочные фиалки. Деревья, заборы, перила крыльца покрылись сверкающим инеем. Сообразительные звери спрятались в теплых норах, а насекомые сиротливо замерли под корой деревьев. Среди белоствольных березок уютно укрылись снежными шубами зеленые елочки...

Вдруг сильно хлопнула дверь, вбежал закоченевший братишка с санками. Он ужасно замерз, на его ресницах вырос колючий иней. Но все-таки он несколько раз съехал с большой горки.

Домашнее задание. Перепишите текст, разбив на абзацы, используя разные знаки препинания, включая в текст прилагательные и наречия.

Спустя некоторое время можно дать диктант по тексту или его изложение на память.

ПОХОД

Опорные слова: маршрут, рюкзак, геологи, лекарственные растения, азарт, решать, шарады, кроссворды, волейбол, палатки, брезент, хворост, костер, приготовили ужин.

 ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ

Мы отправились по новому маршруту с рюкзаками. Коля даже взял охотничье ружье. В пути наши геологи собирали разные камни, девочки собирали лекарственные растения. Остановились на ночлег. Поставили палатки из брезента. С азартом решали шарады и кроссворды. Играли в волейбол. Мальчики сходили в лес за хворостом, разложили костер, приготовили ужин.

Пока устно вставляем в текст прилагательные, наречия, отмечаем возможные замены знаков препинания и делим текст на абзацы.
На следующем уроке говорим о том, что, рассказывая о каких-либо последовательных событиях, обычно используем словосочетания, характеризующие изменение времени. Показываем плакат с такой лексикой (или записи на доске), которая называется градуальной.

Солнце склонилось к западу, засверкали далекие звезды, на утренней зорьке, лишь солнце встало, в середине дня, рано-ранешенько, спозаранку, до полудня, в сумерках, в полдень, во второй половине дня, при лунном сиянии, когда солнце в зените, багровое солнце близилось к горизонту, еще петух не кукарекал, на закате дня, ближе к вечеру, когда солнце скрылось, в зареве заката, утром, вечером, днем, в 2  часа пополудни, восток заалел, в начале дня, солнце набирало высоту.

На уроке учащиеся переписывают словосочетания, а дома включают в текст в соответствии с логикой повествования.
На следующем уроке устно пытаемся определить, в каких местах какая градуальная лексика уместнее.

Домашнее задание. Перепишите текст, вставляя в предложения словосочетания из списка.
После проверки написания трудных слов и предложений проводится диктант или дается изложение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru