Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2003

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ

Книга загадок

Составили ученики 5-го класса

Изучая лексику в 5-м классе, объясняю, что толкование значения слова существовало задолго до появления толковых словарей. Прошу детей доказать это, и они отвечают, что в устном народном творчестве загадка – не что иное, как попытка объяснить значение слова (а способы те же: подбор синонимического ряда, описание предмета, ассоциации...). Я предложила детям попробовать самим составить загадки о современных предметах, используя все те же приемы. И вот что получилось.

Луць Э.

Ступеньки едут вверх и вниз,
А ты за поручни держись.
В конце особо не зевай,
Быстрее ноги убирай.

(Эскалатор)

В Мексике носили их
Бравые ковбои.
Были синие они,
Как волна прибоя.
А теперь их носят все –
Взрослые и дети.
Очень модны брюки эти
На всем белом свете.

(Джинсы)

Две вертлявые сестрички
С молоком взобьют клубнички.
И получится коктейль –
На здоровье его пей.

(Миксер)

Игорь К.

Нет головы, а умный.
Не телевизор, а показывает.
Не печатная машинка, а печатает.
Не фотоаппарат, а фото делает.

(Компьютер)

Стоит дом, в нем окошко.
Здесь живет вертлявый Антошка.
Что в этот дом грязным заходит,
Из него чистым выходит.

(Стиральная машина)

Кирилл Я.

Что за ящик? Просто диво!
Видим в нем мы все картины.
Видим лес и мир животных,
Видим сказки, мотогонки.
Что за сундучок такой?
С голубым экраном он.

(Телевизор)

Тело из пластмассы,
А душа из ваты.
Разноцветной краской
Пишет по бумажке.
Можешь им писать
И таблички заполнять.

(Фломастер)

Роза И.

Вдруг из полной темноты
В небе вспыхнули цветы,
Золотые, разные.
Город стал прекраснее.

(Салют)

Что за чудо – механизм,
белая коробка,
В нем бесшумно вверх и вниз
прыгает иголка.

Два кусочка полотна
сделает единым,
А доточишь лоскуток,
платье станет длинным.

(Швейная машина)

Бабочка крылом взмахнула,
Моментально упорхнула.
Но на пленке у меня
Замер взмах ее крыла.
Солнце село за лесок,
Где-то вспыхнул огонек,
А на пленке у меня –
Миг угаснувшего дня.
Если ж пленки будет мало,
Горевать мне не пристало.
Пленку новую возьму
И снимать опять начну.
Все оставить мне он рад,
Это – ...

(Фотоаппарат)

Марк Н.

Железный ящик я,
Люблю, чтоб клали хлеб в меня.
А через несколько минут
Все сухарики жуют.

(Тостер)

В пластмассовой коробочке
Два странненьких кружочка.
А между ними пленочка
Под тонкой оболочкой.
На этой темной пленке
Записаны мультфильмы,
Концерты, выступления,
Художественные фильмы.

(Видеокассета)

Слава Г.

В доме грязи не бывает,
Он ее легко съедает.

(Пылесос)

Ксения Б.

В жару, в ненастье, в холода
В нем льдом становится вода.
Не тает в нем мороженое,
Хранится в нем пирожное.
В нем нет окошка,
И он дрожит немножко.

(Холодильник)

В школу без него никак,
Потому что он...

(Рюкзак)

Илья Л.

Стоит изба на ножках,
В избе горит окошко.
Горит вечером и днем,
Целый мир в окошке том.

(Телевизор)

Анна К.

Трубку к уху приложу,
В гости друга приглашу.
«Как дела?» – его спрошу.
Хорошо, что здесь есть он,
Ну, не друг, а...

(Телефон)

Миша К.

Нет ног, а хожу.
Рта нет, а скажу.
Когда обед, когда сон,
Когда из дома в школу вон.

(Часы)

Беззвучно оса укусила меня.
Но ее я не боюсь,
От простуды я лечусь.

(Укол)

Эти лапти из резины,
Шаг в них легкий,
Шаг в них длинный.
Не страшны нам тренировки,
На ногах у нас...

(Кроссовки)

Потом мы записали эти загадки в книгу, добавили иллюстрации, и теперь у нас есть своя книга загадок. Отрадно, что каждый новый 5-й класс с удовольствием ее пополняет.

 

Рейтинг@Mail.ru