Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

М.Н. ГОЛОВА,
г. Москва


Легко ли писать сочинение по картине?

Научить учеников писать сочинение по картине достаточно сложно. И все-таки заниматься этим просто необходимо. Для меня эта работа не просто трудная и кропотливая, но и очень интересная. Она очень хорошо развивает воображение, логику. Учащиеся, особенно средних классов, любят фантазировать; они смотрят на картину и порой видят такое, о чем мы, взрослые, даже не догадываемся. Кроме того, описывая картину, школьники обогащают свою речь новой лексикой. К тому же ребята не просто описывают картину, а еще и воспоминают о каких-то исторических событиях, задумываются о философских проблемах, привлекают свои знания по литературе. И, наконец, работая над описанием картины, ученики спорят друг с другом, пытаясь высказать свою точку зрения. И тут учитель становится воспитателем: он приучает ребят быть благожелательными друг к другу, уметь слушать и слышать товарища, и доказывать свою правоту, если не согласен с точкой зрения собеседника.
В младших и средних классах на уроках литературы школьники изучают фольклор. И особый интерес у них вызывают образы богатырей: были ли на самом деле эти люди? Неужели они такие сильные, как их изображали в былинах? Почему именно такие имена они носили? За что их народ любил и продолжает любить? На все эти вопросы учащиеся пытаются ответить на уроках литературы. Но мне кажется, что очень хорошо совместить уроки литературы и русского языка, используя для работы картину В.М. Васнецова «Богатыри». Прежде чем начать описывать эту картину, следует приготовиться к сочинению. И подготовка идет не один урок, даже не два, а в течение двух первых месяцев учебы.
В начале года по программе русского языка проходят уроки повторения. На одном из таких уроков мы вспоминаем имя прилагательное. И здесь можно дать текст для самостоятельной работы.

Где живут богатыри?

Васнецов В.М. Богатырский скок. (Илья Муромец). 1914–1915

Васнецов В.М. Богатырский скок. (Илья Муромец). 1914–1915

В М_скве, нед_леко от Кремля, за М_сквой-р_кой, ст_ит (не)обыкновенный дом. Всякий день тыс_чи людей сп_шат туда. И каждого гостя в этом дом_ встр_чают радушно, как д_р_гого гостя.
(З,с)десь ж_вут к_ртины.
Вот зн_менитые «Б_гатыри».
Посреди на вороном к_не – (И,и)лья (М,м)уромец. Он зорко смотр_т вдаль из(под) л_дони. Слева – на белом к_не – (Д,д)обрыня (Н,н)икитич... Он вын_мает из з_л_тых нож_н булатный меч(?). Справа – (А,а)леша (П,п)ович(?). Конь (под)ним з_л_той масти. В одной рук_ у (А,а)леш_ тугой лук, в другой – гусли: (А,а)леша не только сражат_ся горазд – он люб_т и песни петь. Эту к_ртину написал художн_к Васнецов. Он об_яснял: «(Д,д)брыня, (И,и)лья и (А,а)леша (П,п)ович(?) на б_гатырском выезд_ примечают в поле, нет ли где врага (не)об_жают ли где кого».
А вот «Утро в с_сновом л_су».
Это – к_ртина Шишкина. Л_сная ч_ща, утрен(?)ий туман, м_гучие ств_лы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей старое дер_во, м_дведица с медвежатами.
(Не)обыкновенный дом за М_сквой-р_кой называет(?)ся Третьяковской гал(?)реей. Это – самое лучшее собрание рус(?)ких к_ртин.

(В.Порудоминский)

Задания и вопросы

1. Найдите безударные гласные в корне слова, проверьте их.

2. Как вы понимаете значение слов булатный (меч), вороной конь, ворог?

3. Как проверить безударные окончания глаголов?

4. Запишите в «Тетради для правил» слово галерея.

5. Каков тип речи данного текста?

6. Какой связью, параллельной или цепной, связаны слова в данном тексте?

7. Где живут богатыри?

8. Какие картины в Третьяковской галерее вы видели еще? Часто ли вы ходите с родителями на художественные выставки?

Второй этап подготовки к сочинению проходит на уроке «Повторение синтаксиса». Вспоминая знаки препинания в простом и сложном предложениях, можно дать еще один текст В.Порудоминского и посоветовать школьникам сходить в Третьяковскую галерею. Кстати, экскурсия по залу, где находятся картины Васнецова и Шишкина, может помочь детям написать сочинение лучше. Экскурсоводы Третьяковской галереи прекрасно рассказывают об истории картин, о художниках, помогая ученикам внимательнее вглядеться в картину и понять ее суть.

В прошл_м ст_летии в М_скве жил купец Павел Михайлович Третьяков. Св_е б_гатство он р_шил употр_бить на пользу народа. Павел Михайлович был х_р_шо обр_зован. Он очень увл_кался жив_писью: читал книги по ис(?)кус(?)тву, пос_щал выст_вки зн_комился с художниками. Жив_пись Павел Михайлович глубоко чу(?)ствовал. Художники пор_жались его метким зам_чаниям.
Во всех евр_пейских странах есть б_гатые музеи, где собраны луч(?)шие тв_рения художников этих стран думал Третьяков. Пора и нам иметь такой же.
В 1856 году Павел Михайлович купил две рус(?)кие к_ртины. (С)них и началась гал(?)ерея.
Собрание быстро р_сло. А планы у Третьякова были гр_мадные. И он начал пр_страивать к св_ему дому новые пом_щения – только для к_ртин.
Рус(?)кие художники бывали счас(?)ливы когда их к_ртина поп_дала в гал(?)ерею к Третьякову. Они пр_глашали Павла Михайловича в мастерские п_казывали ему св_и п_следние р_боты. Он строго отб_рал самые луч(?)шие.
Верный друг художников, извес(?)ный критик Стасов осм_трел гал(?)ерею и написал Павлу Михайловичу Тот пам_тник, который вы тут себе п_ставили, несокрушим на веки в_ков.

(В.Порудоминский)

Задания и вопросы

1. Расставьте пропущенные знаки препинания..

2. Найдите предложение с прямой речью. Расставьте знаки препинания. Переставьте местами слова автора и прямую речь. Как изменятся знаки препинания?.

3. Найдите слова с чередующейся гласной в корне. Подберите видовую пару..

4. Найдите в тексте слова с непроизносимой согласной в корне слова. Проверьте такие согласные..

5. Найдите в данном тексте сложные предложения. Какие это предложения – сложносочиненные, сложноподчиненные или бессоюзные? Аргументируйте свой ответ..

6. В чем различие в написании слов искусство и искусный?.

7. Найдите «четвертое лишнее»:.

а) Луч(?)шее, камен(?)щик, ноч(?)ной, тон(?)ше.
б) Уб_рал, зам_рал, расст_лал, прим_рять друзей.
в) Иску(с,сс)тво, програ(м,мм)а, га(л,лл)ерея, гра(м,мм)атика.
.

8. Найдите предложения, связанные цепной связью. При помощи каких средств осуществляется эта связь? (Третьяков – он, русские художники – они.).

9. Напишите письмо, в котором вы бы хотели выразить слова благодарности Павлу Михайловичу за его бескорыстный труд.

Следующий этап подготовки к сочинению проходит на уроке, когда изучается тема «Морфологический разбор имени существительного».

На парту кладется листочек с текстом из журнала «Мурзилка» № 1/1997.

Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

Васнецов В.М. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1918

Васнецов В.М. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1918

Детские годы Виктора Михайловича пр_шли в ж_вописн_м с_ле Рябово Вятского края. Село ра(з,с)пол_галось среди глухих с_верных л_сов. (З,с)десь долг_ми зимн_ми в_черами под шум др_мучих д_рев_ев, будущий художник впервые услыш_л и навсегда (по)любил народные ска(з,с)ки, пр_дания о героическ_х подвигах б_гатырей. В_лшебные ч_деса былинные события ож_вали в вообр_жени_ волновали ум и чу(?)ства а когда мальчик выр_с и стал художником, его грезы и меч(?)ты вопл_тились в к_ртинах.
Лучшей к_ртиной Васнецова на былинный сюжет по праву считают(?)ся «Б_гатыри». Васнецов из_бразил б_гатырей настолько живо и уб_дительно, что иными мы их и пр_дставить (не)можем.
Три былин(?)ых героя на выезд_ пр_мечают, нет ли в поле врага, не об_жает ли кто кого. В центр_ (И,и)лья (М,м)уромец на в_роном к_не, дородный и сильный, неспешно осматрива_т пр_сторы. Он поднес руку ко лбу, буд(то) (не)чу(?)ствуя, что (на)ней в_сит «сорокапудовая палица». Во всем облик_ этого с_лача нет ничего устрашающего он великодушен и добр.

Задания и вопросы

1. Выделите ключевые слова..

2. Какова основная мысль текста?.

3. Опишите словесно Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича..

4. Какие подвиги совершили эти богатыри?.

5. Подберите прилагательные, характеризующие богатырей..

6. Игра «Кто точнее скажет»: напишите эпитеты, которые можно использовать для описания внешности богатырей, их качеств..

7. Найдите в этом тексте слова-синонимы.
(Богатырь, былинный герой, силач.)
.

8. Вставьте окончания имен существительных:.

в воображени_, об Иль_ Муромц_, в галере_, в задани_, о знамен_..

9. Какие правила вы использовали в этом задании?.

10. Произведите морфологический разбор слова в воображении..

11. В каких словах возможно только одно написание слова:.

.а) прив(е,и)дение;
б) приве(з,с)ти;
в) как(будто);
г) как(бы).
.

12. Раскройте скобки:.

.(не)чувствовать, (не)годовать на врага, (не)ряха, (не)воспитанность, (не)заурядность художника, (не)лепость домыслов, (не)замысловатые фразы; Васнецов (не)ремесленник, а гений.

К моменту написания сочинения все ребята побывали в Третьяковской галерее. Начинается урок с того, что ребята рассказывают о своих впечатлениях после посещения картинной галереи.

О Викторе Михайловиче Васнецове

Васнецов В.М. Автопортрет

Васнецов В.М. Автопортрет

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь. И как бы ни менялись со временем наши вкусы, картины его остаются нам дороги и близки как неотъемлемая часть нашей национальной культуры.
Творческий путь В.М. Васнецова начался в 1870-х годах, тогда жили его знаменитые современники и ровесники – И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов. Русская публика с восторгом следила за успехами молодого реалистического искусства и валом валила на выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
Родился В.М. Васнецов 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Вскоре после рождения Виктора Васнецовы переехали в село Рябово той же вятской губернии, где и прошли детские годы будущего художника. Быт семейства Васнецовых мало чем отличался от быта окружавших его крестьян. «Я жил в селе среди мужиков и баб, – вспоминал впоследствии художник, – и любил их... попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».
Детские впечатления оказали большое влияние на творчество живописца. Можно сказать, что в глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу.
Особенно важную роль в жизни и творчестве В.М. Васнецова сыграли П.М. Третьяков и семейство Саввы Ивановича Мамонтова. Виктор Михайлович подолгу живет у Мамонтовых в Абрамцеве, где и зарождается первый большой цикл сказочных работ Васнецова.

Вопрос

Какие картины Васнецова вы знаете?

После беседы в «Тетради для развития речи» следует записать названия картин В.М. Васнецова: «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Бой скифов со славянами» (1879–1881), «Аленушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри».

«Богатыри» (1881–1898).

Остановимся более подробно на самой известной картине художника – «Богатыри». Она стала самым грандиозным и значительным произведением Васнецова.
В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую персональную выставку, центральным произведением на ней становится эта картина. Около 20 лет занимала она творческое воображение мастера, став самым любимым его детищем. Понятно то волнение, с каким выносил на суд публики Васнецов свою картину!

Вопросы и задания

Как первоначально называлась картина? («На киевской заставе».)

Далее ученики пытаются найти объяснение, почему художник не был удовлетворен таким названием. Версии выдвигаются разные. Раз богатыри стоят на киевской заставе – значит, они защищают Киев. Но это же не так! Никакой заставы не видно – есть лишь русские широкие просторы.
После такой беседы можно перейти непосредственно к описанию картины.

Какое время дня изображено художником? Случайно ли это?
(Изображено утро – солнце только всходит вдалеке. Вряд ли это случайно. Русь, как и солнце, начинает подниматься. Уже позади нашествия монголотатар, половцев.)

Чрезвычайно важную роль в картине играет пейзаж. Это не просто удачно найденный фон, это – конкретное место жизни героев, во многом определяющее своеобразие их характеров.

На каком фоне изображены богатыри?
(На поле за их спинами видны леса и холмы – богатая и величественная Русская земля. Ширь русской земли соотнесена с широкими и могучими натурами богатырей. Для Васнецова русская природа не только величава и раздольна, она еще и лирична, и задушевна. В этом лиризме кроется источник душевной отзывчивости и доброты богатырей, олицетворяющих собой русский народ.)

Подберите нужный синоним к прилагательному безграничные в словосочетании безграничные просторы.
(Синонимы к слову безграничныйбеспредельный, необъятный, необозримый, бескрайний. В данном контексте лучше использовать бескрайние просторы.)

Какие краски выбирает художник, чтобы изобразить пейзаж?
(Изображена не только выжженная солнцем желтая трава, но и сочная зелень, молодая поросль, которая характеризует молодой дух русского народа.)

Кого из богатырей изображает художник?
(В центре группы изображен Илья Муромец – самый сильный из всех богатырей; Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

Для описания защитников земли Русской необходимо вспомнить следующие историзмы: кольчуга, бахтерец, мисюрка. Можно использовать в сочинении и архаизмы: очи, десница, уста, ланиты.

Перед описанием одежды богатырей необходимо поговорить о трудных случаях управления.

Задание 1. Найдите ошибки в предложениях.

1. Илья Муромец одел на себя простую кольчугу.

2. Илья Муромец чувствует свое превосходство перед врагом.

3. Богатыри тревожатся о своем русском народе.

4. Мне хочется дать характеристику на Илью Муромца.

5. Богатырь испытывает уверенность в победу.

После этой работы в «Тетради для правил» учащиеся записывают трудные случаи управления:

  • беспокоиться о ком-либо – тревожиться за кого-либо,

  • оплатить что-либо – заплатить за что-либо,

  • превосходство над кем-либо – преимущество перед кем-либо,

  • уверенность в чем-либо – вера во что-либо,

  • одеть кого-либо во что-либо – надеть что-либо на кого-либо,

  • характеристика кого-либо – жалоба на кого-либо.

Следует поговорить с учениками о лексической сочетаемости слов. И лучше сделать это на конкретных примерах.

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки.

1. Чаша терпения Ильи Муромца наконец лопнула.
(Неправильное употребление устойчивого словосочетания. Смешиваются два близких по значению сочетания: терпение лопнуло и чаша терпения переполнилась. Поэтому лучше было бы сказать так: Терпение Ильи Муромца наконец лопнуло. Или: Чаша терпения Ильи Муромца переполнилась.)

2. Эта картина произвела на всех очень прекрасное впечатление.
(Слово очень лишнее. В слове прекрасный уже есть оттенок значения «очень». Можно сказать очень красивый, очень милый. Правильный вариант: Эта картина произвела на всех прекрасное впечатление.

3. У Алеши Поповича созрела храбрая мысль разгромить врага.
(Нарушена лексическая сочетаемость: со словом мысль слово храбрый не сочетается. Правильный вариант ответа: У Алеши Поповича созрела смелая мысль разгромить врага.)

4. Картина «Богатыри» является пиком в творчестве В.М. Васнецова.
(Неправильный выбор слова. Слова пик и вершина являются синонимами не во всех случаях. В данном предложении уместно использовать слово вершина: Картина «Богатыри» является вершиной в творчестве В.М. Васнецова.)

Теперь можно перейти к описанию богатырей.

Как одет Илья Муромец?
(Проще всех, потому что он сам из бедного рода, из крестьянской семьи. На нем простая кольчуга, шлем. За спиной богатыря лук со стрелами, на руке висит палица, а в руке Илья держит копье.)

Как Муромец держит палицу?
(Богатырь держит палицу так, как будто не замечает ее веса.)

Какими словами можно описать силу Ильи Муромца? Приведите свои примеры.
(Гиперболы: так ударил врага, что рассек его пополам; махнул направо – образовалась улица, махнул налево – закоулок.)

Что можно сказать о внешности Ильи Муромца?
(У него открытое лицо, оно спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны.)

Какой конь под богатырем? Говорят, что хозяин и конь – это одно целое. Согласны ли вы с этим?
(Конь у Ильи Муромца могучий, как и сам хозяин. Он вороной, стоит крепко, всегда удержит седока. Пока Илья Муромец смотрит вдаль, пытаясь разглядеть врага, которого, похоже, еще не видит, его конь уже готов к битве: он стоит спокойно и ждет приказания хозяина.)

Рядом с Ильей Муромцем изображен Добрыня Никитич, сын богатого рязанского купца. Учащиеся, рассмотрев одежду и коня Добрыни, делают вывод, что эти два богатыря отличаются друг от друга. Добрыня, в отличие от Ильи, одет в нарядный кафтан – бахтерец, в красиво сплетенную кольчугу, а в руках он держит красный щит. Если Илья Муромец сидит на могучем вороном коне, то у Добрыни красивый белый конь, а белый конь всегда отличался выдержкой. В этом хозяин и конь похожи: всегда Добрыня Никитич побеждал своим умом и дипломатией. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом.

Прошу учеников посмотреть внимательнее на Добрыню и сказать, таким ли уж выдержанным показан богатырь. Оказывается, нет. Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен и рвется в бой. Илья Муромец, кажется, понимает, что еще надо подождать, когда враг приблизится. Он даже придерживает коня Добрыни своим копьем.

Ученики, посетившие Третьяковскую галерею, узнали, что Васнецов «подарил» свое лицо именно Добрыне Никитичу. Видимо, что-то в этом богатыре художнику нравилось больше всего. Интересно: что? На этот вопрос каждый ученик отвечает по-своему. Важно, чтобы они нашли нужные слова для описания лица Добрыни: умное, серьезное, сосредоточенное, мужественное и др. Можно даже сыграть с ними в игру «Кто больше слов назовет». Это обогатит их словарный запас и поможет найти нужные синонимы для описания портрета, чтобы не было неоправданных повторов.

Предлагаю подобрать синонимы к следующим словам: картина, написал, художник. Вот что получилось у школьников:

картинахудожественное полотно, образец живописи, шедевр искусства, холст;

написализобразил, нарисовал, описал, представил;

художникживописец, творец, Виктор Михайлович Васнецов, современник Репина и Сурикова, создатель «Богатырей», мастер.

Справа – самый молодой богатырь, Алеша Попович, лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Облик его мужественный и одновременно лиричный, движения мягкие и вкрадчивые, линии силуэта подчеркнуто плавные.
Этот богатырь вызывает особый интерес у шестиклассников. Видимо, его хитрая улыбка заставляет придумывать увлекательные истории.
Алеша Попович – сын священника. Он моложе всех богатырей. Одет в разноцветный кафтан, под ним – кольчуга. На голове Алеши красуется мисюрка – шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Он смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.

Прошу учащихся подумать над вопросом: если Илья Муромец – символ крестьянской мудрости, Добрыня – символ дипломатичности, что же символизирует Алеша Попович? Ответ молниеносный: символ хитрости. «У него даже конь хитро улыбается, – отвечает девочка. – Молодой жеребец опустил голову, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука».

Вот стоят три богатыря. Каждый из них готов сложить свою голову за Русь, никто из них не струсит. И все-таки интересно, кто первый нанесет удар по врагу. Все ученики в один голос кричат: Алеша Попович. Пока Илья Муромец поднимет свое копье, пока Добрыня Никитич вынет меч из ножен, Алеша Попович уже отправит свою быструю стрелу из лука.

Все защитники Русской земли описаны нами, подчеркнуты их особенности. Неужели нет между ними сходства? Конечно, есть! Они могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Поэтому так едина и цельна их группа, стоящая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. Богатыри будут сражаться до конца, до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, будет жива Русь. Былинные герои изображены так, как будто мы смотрим на них снизу вверх, фигуры богатырей производят впечатление монументальности и величия, огромной физической мощи. Вместе с тем это не фантастические великаны, а живые люди, реальные в такой же мере, как и их литературно-фольклорные прототипы. Недаром Васнецов писал богатырей со своих современников – с крестьян, знакомых, друзей, родственников. Так, для воссоздания образа Ильи Муромца были использованы черты крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, в Добрыне можно увидеть сходство с самим художником (как мы уже говорили выше), а внешность Алеши Поповича напоминает одного из сыновей С.И. Мамонтова – А.С. Мамонтова.

Вот и закончились два урока по работе над картиной В.М. Васнецова «Богатыри». Не все было сказано учениками, не успели рассмотреть какие-то детали на картине, и урок, наверное, прошел не идеально. И все-таки появилось чувство удовлетворения: интерес к творчеству наших русских художников велик. И дети захотели сходить в Третьяковскую галерею еще раз!
После уроков по развитию речи школьники получили задание написать дома сочинение по картине. И пусть во многих работах повторялось то, о чем мы говорили на уроке, главное – они работали с удовольствием. А это, по-моему, самое важное для учителя.

Сочинение Лизы Сергеевой

Виктор Михайлович Васнецов был современником Репина и Сурикова. Он прославился своими картинами на сюжеты русских былин и сказок.
В древние-древние времена, когда правил Владимир Красное Солнышко, жили на Руси богатыри. Стояли они на границах родной земли, за которой бродили кочевники. От их набегов страдала Русь, а бывало и так, что подступали они к стенам самого Киева. Такую заставу богатырскую изобразил на своей картине Васнецов. Стоят три богатыря и смотрят вдаль, не подымается ли где облако пыли под копытами вражеских коней, не грозят ли враги земле Русской.
В середине – Илья Муромец, острое копье в левой руке держит. Тяжелая, с большими шипами палица, весившая пуд, свисает с его правой руки, а он будто и не чувствует ее тяжести. Из-под руки он зорко вглядывается в даль. Илья Муромец одет в простую кольчугу, недорогой шлем, в холщовые штаны и крестьянские сапоги. Судя по одежде, он крестьянский сын. Илья – самый сильный из трех богатырей.
По правую руку от Ильи – друг и соратник его, Добрыня Никитич, сын богатого купца. Он на белом коне. Конь с дорогими украшениями на груди. Добрыня наполовину вытащил свой острый меч из золотых ножен. Хоть сейчас в бой! Он одет в нарядный кафтан, красиво сплетенную кольчугу, зеленые, обшитые золотом сапоги. В руке – красный щит. Конь его голову вскинул, уши навострил – видно, стучат по сухой земле копыта вражеских коней.
По левую руку от Ильи самый молодой богатырь – Алеша Попович, в пластинчатых доспехах, с легким луком в левой руке, с певучими гуслями, к седлу притороченными. И он насторожился, смотрит туда же, куда и его друзья. Одет он в разноцветную рубаху, золотые штаны, красные сапоги.
Мне нравится картина Васнецова «Богатыри». И мне кажется, что бой впереди. Но непобедимы богатыри, и родная земля может жить спокойно, пока они стоят на заставе...

Литература:

1. М.М. Стракевич, Л.А. Тростенцова. Дидактический материал к учебнику русского языка. 6-й класс. Пособие в двух тетрадях. М., 1998.

2. Н.В. Козловская, Е.В. Сергеева. Тестовые задания по русскому языку для старшеклассников. СПб.: Паритет, 2000.

 

Рейтинг@Mail.ru