Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2003

Я ИДУ НА УРОК

Е.В.КАБАНОВА,
г. Москва


Собираем материал к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Августовский вечер. Последний луч»

6 класс

Методический комментарий

Картина К.Ф. Юона «Августовский вечер. Последний луч» рассказывает о прощании с летом, поэтому целесообразно провести урок по ней в начале учебного года, когда у учеников еще свежи в памяти летние воспоминания. По программе шестиклассники должны познакомиться с описанием интерьера. На предлагаемом уроке ученики уже получают некоторые сведения об этом жанре. Они учатся описывать интерьер по картине художника, еще не употребляя слово интерьер. Таким образом, происходит предварительная подготовка к последующим урокам.
Во время беседы по картине К.Ф. Юона и по искусствоведческому тексту повторяем сведения о тексте. Обратите внимание учеников на произношение слова августовский (ударение на первом слоге).
Одна из особенностей урока – использование игры-интервью. Что такое интервью, хорошо известно шестиклассникам из газет и телепередач. В основе игры-интервью лежит ситуация, которая переносит ребенка в мир взрослых, учит общаться в заданных условиях в форме диалога. С помощью игры обогащается лексика учащихся: активизируются слова, с которыми они уже знакомы, а также вводятся в речь новые слова.
Учитель заранее распределяет роли. Тот, кто берет интервью, должен познакомиться с биографией художника К.Ф. Юона, с некоторыми сведениями о картине «Августовский вечер. Последний луч». В более слабом классе учитель может сам взять на себя одну из ролей (лучше интервьюера, поскольку именно он ведет интервью).

Цели урока: 1) подготовить учащихся к сочинению-описанию; 2) научить собирать материал к сочинению; 3) познакомить учащихся с особенностями жанра интервью.

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Августовский вечер. Последний луч» и других; искусствоведческий текст С.Г. Поповой.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Сегодня мы попробуем инсценировать телепередачу, на съемки которой пригласим ученика известного художника. И телепередача эта будет проходить в форме интервью.

  • Что такое интервью? (Это беседа журналиста с известным человеком.)

  • Вы правы, ребята! Интервью – это действительно беседа журналиста с кем-либо (порою и не со знаменитостью) на интересующую тему, по вопросам, представляющим общественный интерес, предназначенная для печати, радио, телевидения. Естественно, интервьюером может выступить не только журналист, но и ведущий теле- или радиопрограммы. Само слово интервью заимствовано из английского языка, где interview – сокращение inter («между») и view («взгляд, мнение»). Человек, который берет интервью, называется интервьюер.

  • Мы с вами уже сказали о том, что интервью – это беседа, в которой участвуют двое (или более) собеседников. Какие вопросы задает интервьюер? (Вопросы могут касаться определенных эпизодов жизни, творчества, увлечений.)

  • Вопросы могут быть совершенно разными. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой интервьюер. Но давайте подумаем вот о чем: должна ли отличаться речь интервьюера от речи обычного человека? (Да, он должен говорить четко, ясно, а главное – умело формулировать вопросы, чтобы человек сразу понимал, что о нем хотят узнать.)

  • Дополню ваш ответ: речь интервьюера должна отличаться достаточно большим набором лексики. А какого рода должна быть лексика? (Если интервью берется у человека определенной профессии, интервьюер должен знать профессиональные слова.)

  • Человек, который берет интервью, должен в совершенстве владеть темой, о которой пойдет речь. Но ведь человек всего знать не может! Что же делать в такой ситуации? (Наверное, нужно подготовиться к беседе.)

  • Пожалуй, одна из самых главных особенностей работы интервьюера – это умение слушать. От того, насколько внимательно будет слушать интервьюер своего собеседника, зависит очень многое. Кстати, именно умения слушать, понимать другого, терпения нам так часто не хватает. Есть даже такое выражение: слушать, но не слышать. Как же должен говорить тот, кто непосредственно отвечает на задаваемые вопросы? (Он должен говорить так, чтобы слушатели (зрители) смогли разобраться в проблеме.)

  • Сейчас мы все с вами станем зрителями телепередачи «Интересные люди». Представим себе, что на телепередачу приглашен художник, который был учеником известного живописца и педагога Константина Федоровича Юона. Естественно, ведущий – человек, который поведет беседу с художником, в данном случае выступит интервьюером. Но поскольку это интервью предназначено для телевидения, следует ведущему произнести вступительное слово, в котором он расскажет, о чем пойдет речь в передаче. Мы с вами станем зрителями, находящимися непосредственно в студии, поэтому каждый сможет задать вопросы. Допустим, что одна из целей этого интервью – узнать подробности создания картины художника «Августовский вечер. Последний луч». Она перед вами (демонстрация картины).

Первое знакомство с картиной. Подбор слов и словосочетаний к сочинению.

К.Юон Августовский вечер. Последний луч

К.Юон Августовский вечер. Последний луч

Беседа по картине

  • Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Мне сразу хочется вернуться на дачу, туда, где я провел лето.)

  • О чем же эта картина? Какова ее тема? (Основная тема картины – прощание с летом.)

  • Какую роль играет название полотна? (Свою картину художник К.Ф. Юон назвал «Августовский вечер. Последний луч». Август, как мы знаем, – последний месяц лета, когда мы прощаемся с летними днями. Изображен вечер – заходящее солнце посылает свой последний луч.)

  • Давайте внимательно посмотрим, как освещены предметы. (Не все предметы на террасе освещены солнцем, правая часть картины уже темная. На полу у шезлонга яркая полоса света, а на скатерти, на стене, на шезлонге лежат пятна света.)

  • Что изображено на картине К.Ф. Юона? (Художник изобразил часть террасы дома.)

  • Какие предметы на картине создают уютную обстановку? (В центре мы видим большой овальный стол, накрытый бело-розовой (или бело-голубой? или белой? – цвет определить трудно из-за бликов света) скатертью. На столе изображен огромный букет осенних цветов в кувшине, рядом на подносе стоит большой самовар, поблескивающий на солнце, маленький заварной чайник, чашка с блюдцем, тонкий стакан с ложечкой. По другую сторону от букета цветов лежат книги.)

Художник написал такие предметы, которые как раз и создают теплую семейную обстановку, напоминают о душевном разговоре во время чаепития вдвоем.

  • Как вы думаете, что за люди живут в этом доме? (Наверное, они добрые, гостеприимные, радушные, ведь на террасе очень уютная обстановка, а все окна раскрыты настежь.)

Теперь послушаем, что пишет об этой картине искусствовед С.Г. Попова (учитель читает текст, разложенный на партах).

Работа К.Ф. Юона «Августовский вечер. Последний луч» – прощание с летом дома и его обитателей. На столе, покрытом бело-розовой скатертью, красуется букет с «золотыми шарами». Как после праздника, когда гости разошлись, к радости встречи вдруг добавляется нотка грусти, так и в картине Константина Юона лучи заходящего солнца рождают предчувствие печали прощания с летом. Веранда дома живет единой жизнью с садом и с бескрайними далями, открывающимися в одном из окон. Такие мгновения гармонии надолго сохраняются в душе человека, порой на всю жизнь.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

(И.Бунин)

Дата создания картины Юона, 1948 год, говорит о многом. Только три года тому назад победоносно закончилась война с фашистами. «Августовский вечер» Юона рассказывает о счастье мирной жизни.
Загородный дом или дача оживают лишь тогда, когда весной из душного города сюда приезжают уставшие за зиму люди. Жизнь деревенского дома полна событиями круглый год. Все, из чего сделана настоящая изба, – это дары леса. Избу можно назвать «лесным домом». Избу, или сруб, делают из больших обтесанных сосновых бревен, которые долгие годы пахнут смолой. Изба топится живым огнем, горящим в печи. Окна украшаются резными наличниками, похожими на деревянное кружево. В таком доме легко дышится, потому что он хранит запахи земли, деревьев, трав, фруктов, цветов.

Беседа по искусствоведческому тексту

  • Что нового вы узнали из текста о картине? (Картина художника рождает грустное настроение, одновременно говорит о счастье жизни. Автор текста описывает деревенский дом, обращая внимание на то, из чего он сделан, насколько легко дышится в таком доме.)

  • Давайте еще раз прочитаем строки стихотворения И.Бунина «Вечер», которые приводит автор текста. Как вы их понимаете? Как они связаны с картиной «Августовский вечер. Последний луч»? (Эти строки о том, что в жизни нужно ценить каждое мгновение. Счастье может быть всюду. Картина заставляет ценить самый обычный вечер.)

  • Попробуем выяснить, в каком же предложении заключена основная мысль текста? (Веранда дома живет единой жизнью с садом... Такие мгновения гармонии надолго сохраняются в душе человека...)

  • Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые выражают тему первого абзаца. (Радость встречи; нотка грусти; лучи солнца; заходящего солнца; предчувствие печали прощания с летом; мгновения гармонии; сохраняются в душе и т.д.)

  • Как называется способ связи (см. первый абзац текста С.Г. Поповой), при котором опорные (ключевые) слова связывают предложения текста в единую цепочку? (Такая связь называется цепной.)

  • Цепная связь или параллельная в остальных абзацах? (Параллельная, поскольку второй абзац и третий, а точнее, предложения соотносятся с первым в каждом из абзацев.)

Мы с вами уже убедились в том, что предложения в этом тексте связаны по смыслу благодаря общей теме. А тема поддерживается лексикой: однокоренными словами, синонимами, повторами.

  • Выпишите из текста лексику на тему «дом». (Веранда, стол, скатерть, окно, дача, изба, сруб, бревна, смола, печь, наличники.)

  • Нашему тексту не хватает только названия. Давайте сами его озаглавим. (Обыкновенное счастье. Прощание с летом. Прощание с мимолетным счастьем.)

  • Попытаемся выяснить, какого жанра этот текст: описание, повествование, рассуждение? Докажите свою точку зрения. (Перед нами текст-описание, потому что в нем описывается картина К.Ф. Юона «Августовский вечер. Последний луч». При этом автор текста употребляет много имен существительных и прилагательных, то есть говорит о предметах и их признаках. А глаголы, с которыми мы встречаемся в тексте, стоят только в одном времени – в настоящем, ведь для описания характерен одновременный охват событий.)

Словарно-стилистическая и орфографическая работа

Учитель предлагает ученикам выполнить несколько заданий.

Задание 1. Подберите слова и словосочетания к следующим подтемам.

Общий вид террасы: уютная, небольшая, светлая, освещенная солнцем, в лучах света, распахнутые окна, деревянные рамы, деревянный пол и стены, темная зелень сада, изумрудная зелень, живописный вид из окна.

Мебель: уютная, скромная, овальный стол, деревянные массивные стулья, с резными стенками, шезлонг у окна.

Натюрморт на столе: бело-розовая скатерть, огромный букет цветов, белая фарфоровая чашка, маленький чайник, стальной поднос, русский самовар, тонкий стакан, небольшая книга.

Букет цветов: огромный (роскошный, торжественный) букет осенних цветов, малиновые, бледно-зеленые, ярко-желтые цветы, золотые шары.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно подобрать слова и словосочетания к подтеме «вид из окна».

Задание 2

1) Объясните значение слова гармония;

2) подберите синонимы к словам: дом (дача, изба, сруб); терраса (веранда); уютная (теплая, семейная); обитатели (жители); прощание (расставание);

3) подберите антонимы к словам: расставание (встреча), будни (праздник), радость (печаль), мгновение (вечность), война (мир), город (деревня);

4) разберите по составу слово наличники;

5) составьте словосочетания со словом интервью: брать интервью, давать интервью.

Игра-интервью «Интересные люди»

Телеведущая. Вступительное слово.

К.Ф. Юон (1875–1958) – самобытный, оригинальный художник, мастер русской пейзажной живописи. Он прожил долгую жизнь, 83 года. Предки его были выходцами из Швейцарии, а сам он стал глубоко русским человеком, поэтом всего русского. Он был живописцем, графиком, театральным художником, педагогом, искусствоведом. После Юона остались прекрасные картины, книги, а также ученики.
В 1894 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось стать учеником Валентина Серова, который пользовался у молодежи непререкаемым художественным авторитетом, был образцом высочайшего вкуса в области рисунка и живописи. По окончании училища Юон побывал с оперой и балетом Сергея Дягилева за границей, участвовал в оформлении парижских постановок. Юон преподавал в собственной школе (вместе с И.Дудиным). Школа просуществовала два десятилетия. В этой школе у Юона учился Иван Михайлович Митрофанов. Иван Михайлович хорошо знал Юона, переписывался с ним, поддерживал с ним связь в течение всей жизни мастера. Юон часто гостил у него в деревне на Валдае, писал окрестные пейзажи, ездил на этюды в соседний Торжок, на реку Тверцу. Иван Михайлович у нас в студии. Попросим его рассказать об учителе.

Что вы знаете о детстве Константина Федоровича? Как он стал художником?

Константин Федорович родился в московской интеллигентной семье (его отец был страховым агентом), получил хорошее домашнее воспитание. В семье очень увлекались музыкой, пели в хоре, любили ставить детские спектакли, устраивать домашние концерты. Константин Федорович с 8 лет пристрастился к рисованию и живописи, но увлекался также театром, интересовался архитектурными памятниками (даже хотел стать архитектором), московскими древностями. Страсть к рисованию и живописи победила, он стал художником, живописцем.

Что Юон любил изображать на своих полотнах?

Он прекрасно писал города и архитектуру. Юон любил ездить по древним русским городам. Чуть не каждый год ездил. Любил старину, подолгу жил в Нижнем Новгороде, Троице-Сергиевой лавре (теперь Сергиев Посад), Ростове Великом, Воскресенске. Его привлекали также набережные древнего Торжка, величественная архитектура Ростова Великого, а пейзажи, написанные в Сергиевом Посаде, кажутся сказочными.

Вот посмотрите известное полотно Юона «Купола и ласточки» из Третьяковской галереи. Здесь изображена верхняя площадка лаврской колокольни. У вас не возникает ощущения полета над куполом?

Какое время года любил писать художник?

По-моему, он больше всего любил раннюю весну, конец зимы. Самые знаменитые картины у него со снегом, с солнцем. Картину «Весенний солнечный день» он написал в Сергиевом Посаде, а «Мартовское солнце» – у себя на даче в Лигачеве.

К.Юон Мартовское солнце. Лигачёво

К.Юон Мартовское солнце. Лигачёво

Где Юон писал картину «Августовский вечер. Последний луч»?

Место действия августовского вечера – собственный дом художника в подмосковной деревне Лигачево (я о ней уже говорил), в которой Юон с семьей долго жил. У него есть картина «Раскрытое окно», тоже написанная в Лигачеве. В «Августовском вечере» узнаю те же сдвоенные оконные рамы, простор, привычный и любимый пейзаж за окном, покой. Август – один из его любимых периодов. Он изобразил закатную пору лета, прощание до следующего года с летним солнцем. Но, прежде чем угаснуть, краски горят особенно жарко. Это удалось передать художнику. Константин Федорович был великолепным колористом, у него под кистью все поет и радуется.

Телеведущая. Спасибо, Иван Михайлович, за интересный рассказ о вашем учителе Юоне. До новых встреч, уважаемые зрители и слушатели!

Задание на дом

Учитель предлагает дома или в классе написать сочинение на темы (на выбор):

1) «Самое обыкновенное счастье» (расскажите о том месте, где вы были счастливы, где вам было особенно хорошо, уютно, чем вам особенно запомнилось это место).

2) «Встреча с учеником художника».

Приведем пример ученического сочинения.

Самое обыкновенное счастье

Мое самое любимое время года – это лето, потому что я езжу в деревню к дедушке с бабушкой. Там и речка, где можно искупаться с ребятами, и лес, в который мы с дедушкой ходим за грибами, и вкусная клубника на огороде.
Но больше всего мы с дедушкой любим бабушкины блины. Они самые лучшие в мире! Сладкие, густо посыпанные сахаром, жирные от масла, еще не успевшие остыть, они каждый вечер уже ждут нас с дедом, когда мы возвращаемся с рыбалки.
Бабушка говорит, что мы с дедом большие привереды, потому что любим есть блины не в доме, а в деревянной беседке, пристроенной к дому. Беседка эта уже очень старая, потому что дедушка строил ее много лет назад. Она вся сделана из дерева, в самом центре стоит небольшой круглый столик, а вокруг длинная лавка. Красивыми узорами украшена беседка по бокам. С правой стороны к ней склонилась высокая и стройная береза, а слева – душистая сирень. Бабушка еще прошлым летом хотела разобрать нашу любимую беседку и использовать вместо дров зимой. Но мы с дедушкой ее отвоевали. Поэтому каждый вечер я забираюсь на лавочку, а дед садится напротив. На столе нас уже ждут остывающие блины. Иногда подбежит пес Шарик и начнет подлизываться: прыгать, лизать мне руки. Мы с дедом накормим и Шарика. Постепенно сгущаются сумерки, а дед все рассказывает о том, как когда-то начинала строиться его родная деревенька, как он строил этот дом, эту уютную беседку. Хочется, чтобы дедушка рассказывал до утра, но бабушка зовет нас спать, и мы должны покинуть наше любимое место.

(Олег С.)

Литература

1. Интерьер (энциклопедия живописи для детей). М., 2002. С. 32–33.

2. Энциклопедия русской живописи. М., 2002. С. 335–336.

3. Осмоловский Ю.Э. Константин Федорович Юон. М., 1982.

4. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н.. Развитие речи. Репродукции картин. 5–7 классы. М.: Дрофа, 2000.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru