Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

А.Д. ДЕЙКИНА, Т.М. ПАХНОВА

Продолжение. См. № 30/2003


Примерное планирование работы

11 класс

Вводный урок

Вводный урок посвящен особенностям учебной деятельности одиннадцатиклассников, которым предстоит сдавать выпускные экзамены, подготовиться к вступительным экзаменам в вузы. Учащиеся узнают о возможности выбора устного экзамена по русскому языку и формах его проведения (собеседование, по билетам, защита реферата, комплексный анализ текста).

Если учащиеся в 10-м классе не занимались по учебнику-практикуму, то на первом уроке одиннадцатиклассников следует познакомить с новым учебником (см. рекомендации для проведения вводного урока в 10-м классы, с. 15–16).

О русском языке, о русской речи
(10 часов)

Планирование работы по разделу «О русском языке, о русской речи» в 11-м классе происходит с учетом того, что часть материала была использована в 10-м классе. Одиннадцатиклассникам предлагаются задания, связанные с курсом литературы XX века, с повторением творчества писателей XIX века, с более глубоким осмыслением понятия «эстетическая функция языка», роли языка в жизни общества и судьбе каждого человека. Углубляются и расширяются сведения о русском литературном языке, о культуре речи, о типах и стилях речи. При проведении уроков-семинаров (темы докладов и сообщений выбираются из упр. 2) предлагаем обсудить вопросы:

  • Что значит «умело пользоваться языком» (упр. 18)?

  • Как влияют на овладение языком, речью процесс чтения, общение с компьютером (упр. 13), с телевизором (упр. 22)?

  • Что такое чувство языка, муки слова?

  • Докажите, что язык, слово – это «первоэлемент литературы».

Ориентировочное планирование работы по материалам вводного раздела в 11-м классе представлено в таблице.

Тема 

№ упражнения

№ урока

Часы

Русский язык и русская национальная культура. Язык как «первоэлемент литературы».
Эстетическая функция языка.
Значение языка в жизни общества и каждого человека

1, 2, 5, 7, 8, 19, 20, 21

2, 3

2

Подготовка к урокам-семинарам (выбор тем докладов, рекомендации по отбору литературы, оформлению списка использованной литературы, список); подготовка к сочинению (анализ памяток)

2, 39 4 1

4

1

Русский литературный язык. Русский язык и русская литература. (Художественная литература как вершина национального языка.) Культура чтения. Слово в словаре и слово в тексте

7, 9, 14, 15 (2, 3), 16, 18, 22, 24, 35, 38

5, 6, 7

3

Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей

7, 13, 16, 21, 25, 26, 29, 31, 34, 36

8, 9

2

Уроки-семинары, уроки-практикумы (подготовка к сочинениям, редактирование черновиков, взаиморецензирование, саморецензирование. Работа с памятками). Урок-дискуссия

2, 39, повторное обращение к ряду упражнений, к материалам на форзацах, к памяткам

10, 11

2

Одно из занятий можно провести как урок-дискуссию.

Прочитайте отрывки из статьи «“Непечатное слово”: существует ли оно сегодня в России?». Определите тему, основные мысли текста. Как бы вы ответили на вопрос, поставленный в заглавии? Определите стиль текста.

Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив ее традиционных ценностей?
Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (существует и поговорка «лучше печатного не скажешь», отсюда и выражение «непечатное слово», то есть презренное, недостойное быть напечатанным). Сказалось здесь, наверно, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте и влияние православного книгопечатания...
Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая «неприличная» лексика. Наш известный языковед О.Н. Трубачев писал: «“Неприличность” – понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках...».
Наиболее полный словарь народного языка В.И. Даля не содержит матерных слов. <...> Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, – один из характерных приемов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом «пробный камень» искренности чувства любви у русского человека... недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства – таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры.
Пушкин осенью 1830 года пишет: «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая ее божественный нектар в воспалительный состав».
Отличительные черты русской литературы – поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература.
А что же происходит в нашей культуре на протяжении последнего десятилетия?..

(Г.Михайлов)

1. Подготовьте ответ на вопрос, поставленный в последнем абзаце, и выскажите свое отношение к тому, «что происходит» (напишите об этом).

2. Что такое, по вашему мнению, внутренняя культура? А что такое антикультура? Как противостоять ее влиянию?

3. Объясните значение фразеологизма пробный камень, придумайте с ним предложение.

4. Сформулируйте самостоятельно задания (по вариантам), направленные на повторение: а) лексики, б) орфографии, в) пунктуации.

Для справок

При обсуждении ответов учеников, особенно если будут высказаны разные, подчас спорные суждения, можно познакомить участников спора со следующими отрывками из статьи Г.Михайлова:

Увы, сегодня «все дозволено» – можно писать что угодно, бумага все стерпит. Грубонепристойные слова, нецензурная брань, матерщина получили ученое название «ненормативная лексика». Растет недоверие к литературной речи, появляется иллюзия, что только матом можно сказать правду. А между тем явление это органически чуждо и губительно для русской литературной традиции...

Россию захлестнула волна, когда даже в интеллигентской среде мат стал модой, когда воистину «стыдно не быть бесстыдным». Афишируются сумасбродные поиски телесных удовольствий, в ненасытном потоке которых черствеет душа. «Сексуальная раскрепощенность», лишенная любви и моральных устоев, легко переходит в цинизм, вовлекает в криминал, в конечном счете разрушает семью... В этих условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, ибо от него напрямую зависит будущее русской культуры, сохранение ее лучших традиций. И главное место здесь должно занимать, на мой взгляд, гуманитарное образование, нацеленное на познание духовных основ человека и мироздания.

Словарный диктант

Насущный вопрос, традиционные ценности, православное книгопечатание, по-тютчевски таинственно безмолвный, модернизация культуры, извечная тяга к грамоте, общечеловеческое понятие, искренность чувства любви, простор для воображения, ощущение таинства, одухотворение плоти, классическая и святоотеческая литература, на протяжении последнего десятилетия, устное слово, известный языковед; «непечатное слово», то есть презренное, недостойное быть напечатанным; внутренняя культура, интеллигентская среда, появление иллюзии, ненасытный поиск, напрямую зависит, сохранение лучших традиций, познание духовных основ мироздания, цинизм, воистину, раскрепощенность, будущее русской культуры.

(Словарный диктант помогает одиннадцатиклассникам выполнить творческое задание вопрос № 1 к приведенному ниже тексту письменно.)

Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.

Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею.
Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка, звучит горячий призыв беречь русский язык, не дать стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла, не замутить полноводную реку русского языка. Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на общенародную заботу... Уместно процитировать слова Егора Исаева: «...Грамотному человеку все же важно не потерять чувство необъятности, неисчерпаемости живого языка – языка-океана, языка для всех, и языка для каждого – языка индивидуального, неповторимого, как лицо, как голос, как жест, как темперамент, как тембр, как многоцветье трав на лугу, как богатство всевозможных линий листа, берега, ладони...».
Язык для поэта – это величественная симфония, дарующая радость творчества, наполняющая смыслом жизнь, вносящая свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь: не только поэт преобразует язык, но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта, являясь жизненно необходимой его частью, миром его жизни, условием существования.

(Р.Кавецкая)

1. Каковы тема, основная мысль текста?

2. Определите стиль текста, докажите свое мнение.

3. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.

4. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать: правописание приставок; н и нн в прилагательных и наречиях; правописание не с различными частями речи?

5. Составьте схему первого предложения, произведите его разбор.

6. Объясните знаки препинания в третьем абзаце.

7. Подготовьтесь писать изложение с элементами сочинения. Дополните данный текст собственными наблюдениями, размышлениями; можете использовать высказывания писателей, поэтов о языке (см. материал на форзацах1 учебника).

8. Найдите в тексте слова, которые можно подтвердить высказыванием поэта XX века Иосифа Бродского: «Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал...».

Текст как речевое произведение (10 часов)

Тема

Страница,
№ упражнения

№ урока

Кол-во часов

Основные признаки текста.
Комплексная работа с текстом.
Слово в словаре и слово в тексте. (Подготовка к сочинениям, к урокам-исследованиям, урокам-семинарам, к работе над рефератами. Создание памятки «Как начать текст»2. Подготовка к контрольной работе.)

с. 41–42, № 40, 41, материал в рамке – с. 43, № 62, 97. Работа со словарями

12

1

В творческой лаборатории читателя: от текста – к постижению авторского замысла. Средства художественной выразительности. (Уроки-исследования.)

№ 42, 43, 46, 48, 49, 52, 53, 60, 61, 64. Работа со словарями

13, 14

2

Контрольная работа (комплексная работа с текстом, см. памятку в программе, с. 43–45).
Подготовка к сочинениям

№ 56 (4, 5), 50, 54, 60, 63 (работа по вариантам). Словари

15

1

От анализа текста – к изложению (подробному, выборочному или сжатому). Подготовка к изложениям с дополнительными творческими заданиями

№ 65, 70, 71, 74, 75, 76, 78, 79, 80 (возможность выбора); памятка, с. 71

16, 17

2

Сочинение – это тоже текст: от анализа темы, от авторского замысла – к тексту. Средства связи между предложениями, между абзацами в тексте. Взаимодействие названия (темы) и текста. Средства выражения отношения, оценки. Взаимодействие заключительной части сочинения с его началом («конец гармонирует с началом»), с тем, как сформулирована тема

№ 82 (г, д, е – работа по вариантам), 84, 86, 87, 88, 91–93, 96, 97. № 44 (2) – подготовка к сочинению на тему «Что значит быть талантливым читателем?» (№ 41–48)

18, 19

2

Уроки-семинары. Или: уроки-практикумы (анализ сочинений, изложений; взаиморецензирование, саморецензирование; работа над речевыми ошибками: использование приемов редактирования).

№ 40, 41, 97, памятки, словари

20, 21

2

Темы всех уроков, так же как и в 10-м классе, позволяют реализовать речевую, коммуникативную направленность курса русского языка в старших классах. Практическая работа с текстом в системе речевой деятельности учащихся продолжается и при рассмотрении других разделов.

При изучении раздела «Текст как речевое произведение» ведется и работа по орфографии, пунктуации; учащиеся выполняют разные виды разбора в процессе комплексного анализа текста.

В процессе анализа текста обращение к словарям способствует развитию чувства языка, так как дает возможность увидеть слово в «динамике преобразования» его значений, почувствовать, как это преобразование происходит под влиянием контекста, как часто в художественном тексте одно значение, как бы накладываясь на другое, придает слову особую выразительность. И читатель, наделенный чувством языка, языковой интуицией, испытывает подлинное эстетическое наслаждение, ощущая жизнь слова, его смысловую гибкость, глубину, то, благодаря чему рождается образ. Эту жизнь слова, «динамику преобразования» его значений школьник видит, когда выполняет задания, направленные на сопоставление информации о слове, получаемой из словаря, и наблюдений над словом в тексте. Слово в словаре и слово в тексте – это очень часто «то же, да не то». Так, глаголы трогать1 и трогать2 согласно данным словаря – это слова-омонимы. В рассказе А.Платонова, например, мы видим преобразование, сближение их значений: «...Старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке». «Звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекающей жить высшей, прекрасной жизнью».

Из «Словаря языка Пушкина» мы узнаем, что прилагательное добрый поэт употреблял часто – 277 раз и в разных значениях. Вот что пишет об этом С.М. Бонди.

Слово добрый имеет в русском языке множество значений. (В «Словаре языка Пушкина» указано семь основных значений этого слова в употреблении Пушкина и несколько десятков оттенков значения в разных сочетаниях). В данном контексте (чувства добрые я лирой пробуждал) может быть выбор только между двумя значениями: добрые в смысле «хорошие» (ср. выражения добрый вечер, доброго здоровья) или в моральном смысле – «чувства доброты по отношению к людям».

«Живая прелесть» стихов Пушкина не только радует читателей, доставляет им эстетическое наслаждение, но и приносит им прямую пользу. Какую пользу, ясно из всего контекста: стихи Пушкина пробуждают чувства доброты к людям и призывают милостиво относиться к «падшим»...

И в этом контексте чувства добрые в тесной связи со стихом «И милость к падшим призывал» могут обозначать только доброту по отношению к людям...

Мы видим, что сопоставление значений слова в словаре и в тексте часто становится творческой, исследовательской работой, требующей не только знаний, внимания, вдумчивого отношения к слову, но и опоры на чувство языка. Вместе с тем в процессе такой работы у школьников появляется желание обращаться к словарям, умение «читать словарь», что, в свою очередь, влияет на понимание текста, приближает к разгадке авторского замысла.

Возможные варианты заданий

– Сопоставить несколько вариантов авторского текста (чернового и окончательного), провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась А.С. Пушкиным правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мыслями, жанром произведения; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения (написать сочинение), например, на одну из тем: «Обращаясь к пушкинским черновикам...», «Сопоставление двух редакций пушкинского текста (на материале одного из стихотворений, отрывка из поэтического или прозаического произведения)». Работа может быть выполнена, например, на материале стихотворений: «...Вновь я посетил...», «На холмах Грузии...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Зимняя дорога», «Я знаю край: там на брега...», «Пророк», отрывков из романа «Евгений Онегин», из поэмы «Медный всадник», «Повестей Белкина», «Дубровского», «Капитанской дочки», из сказок.

– Сопоставить пушкинский текст (отрывок) с близкими по теме, жанру произведениями (отрывками) других авторов с целью выявления особенностей индивидуального авторского стиля. Для сопоставления могут, например, быть выбраны следующие произведения: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкина и «Памятник» Державина, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока, «О юность легкая моя...» (отрывок из шестой главы романа «Евгений Онегин») Пушкина и стихотворение Лермонтова «Благодарность».

– Провести наблюдения над звуковой, интонационной организацией поэтических и прозаических произведений Пушкина (на материале одного из стихотворений, отрывка); привести примеры использования в поэтических произведениях Пушкина таких средств художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс.

– Провести анализ пушкинского текста с целью выявления роли лексических средств: синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных), слов, употребленных в переносном значении; привести примеры использования Пушкиным устаревших слов, объяснить значение этих слов и их роль в тексте (например, в стихотворениях «Воспоминания в Царском Селе», «Муза», «К морю», «Пророк», «Земля и море», «Отцы пустынники и жены непорочны...»).

– Привести примеры использования Пушкиным слов, имеющих стилистическую окраску: высок., книжн., разг., прост. и др. (указано, какие пометы имеют эти слова в толковых словарях); объяснить их значение и роль в тексте.

– Провести наблюдения над использованием в произведениях Пушкина фразеологизмов.

– Указать, какие признаки устной народной поэзии использует Пушкин в сказках, в ряде стихотворений (например, в стихотворениях «Еще дуют холодные ветры...», «В поле чистом серебрится...».

– Провести наблюдения над использованием в ряде произведений Пушкина элементов разговорного стиля (например, в стихотворениях «Бесы», «Дорожные жалобы», «Любопытный», «Румяный критик мой...», в отрывках из романа «Евгений Онегин», из повести «Капитанская дочка».

– Сопоставить тексты Пушкина на близкие темы с целью выявления их особенностей (например, стихотворения «Обвал», «Кавказ» и отрывки из «Путешествия в Арзрум», стихотворение «Калмычке» и отрывок из «Путевых заметок»).

– Провести наблюдения над использованием цитат, афоризмов, пословиц и поговорок в пушкинских произведениях, проанализировать эпиграфы в произведениях Пушкина, их роль в выражении авторского замысла (на материале романа «Евгений Онегин», прозаических произведений, стихотворений «Кто знает край, где небо блещет...», «Поэт и толпа», «Герой», «Не дорого ценю я громкие права...» и др.).

– Привести примеры афоризмов, созданных Пушкиным, составить небольшой текст, употребив в нем одно из крылатых выражений Пушкина.

– Выполнить задания, используя материалы из четырехтомного «Словаря языка Пушкина» (в скобках указано, сколько раз употребляется Пушкиным слово):

а) понаблюдайте, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово слово (679) (для наблюдений можно использовать отрывки из повестей «Дубровский», «Капитанская дочка», из «Путешествия из Москвы в Петербург» и др.);

б) найдите слова-антонимы в произведениях Пушкина (при этом надо принять во внимание многозначность слов), сделайте вывод о том, как частотность использования слов связана с ключевыми темами в произведениях Пушкина, с его мироощущением. В каких значениях употребляются многозначные слова:

добрый (277) – злой (113),
любить (614) – ненавидеть (32),
любовь (630) – ненависть (29),
счастье, счастие (247) – горе (96),
день (1163) – ночь (546);

в) приведите примеры использования Пушкиным ряда слов, которые можно назвать ключевыми в его произведениях:

друг (788), дружба (132),
душа (774),
жизнь (603), жить (394), живой (307),
дорога (393), дом (493),
солнце (74), светлый (93),
гений (122), вдохновенный (59),
читать (375),
буря (119), волненье (101), волна (182);

г) укажите, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово гость (298), например, в «Сказке о царе Салтане»;

д) приведите примеры употребления Пушкиным слова когда (843): союза, относительного местоименного наречия, вопросительного местоименного наречия.

Система языка (1 час)

Урок 22(1 ч)

Язык – универсальная знаковая система. Единицы языковой системы. Языковые категории в системе языка и их взаимодействие

Учебн.: упр. 98, 99, 102, 103, 104.

Содержание данного урока-семинара является новым для учащихся и основывается на трактовке системы языка выдающимися учеными-лингвистами Р.А. Будаговым, Л.Ю. Максимовым, М.В. Пановым. Учащиеся могут заранее подготовить сообщение об одном из ученых.

Упр. 98 содержит 4 суждения М.В. Панова о языке как системе (задание 2), и каждое из суждений дает информацию, которую можно объединить общим заголовком (задание 3). В то же время высказывания весьма авторитетны и могут послужить основанием для рассуждений учащихся о языке, для сопоставления системы языка с другими системами, о различиях по роли, месту и функциям единиц в языковой системе (задания 4, 5).

В упр. 99 цитируется образно-эмоциональное определение системы языка Л.Ю. Максимовым, известным лингвистом, автором школьных учебников, как «величайшей и прекраснейшей», вводится понятие гармонии применительно к системе языка и обосновывается необходимость осмысления самого понятия языковой системы.

В упр. 102 повышенной трудности приводится фрагмент из научной работы ученого-лингвиста Р.А. Будагова о взаимодействии языковых категорий, об их противопоставлении в языковой системе, рассматриваются особенности синхронного изучения языка.

Тексты данных упражнений дают образцы научных рассуждений (см. задание 4 к упр. 102), основанных на терминах и уточняющих понятиях языковой системы и оппозиций в языке. С помощью словаря следует уточнить и такую оппозицию, как синхрония – диахрония, применительно к языковой системе. Полезно задание: составьте словарь терминов науки о языке (одного из ее разделов).

Теоретическая значимость данного урока чрезвычайно высока, поэтому желательно найти еще время для практической работы по анализу языковых явлений в их системных отношениях.

Дома учащиеся выполняют одно из упр.: 103 или 104 (по выбору учащихся или усмотрению учителя), цель которого – дать характеристику отдельных языковых явлений (например, простого предложения) с позиции языковой системы.

Упр. 103 содержит экспрессивно яркие высказывания писателя А.Платонова, позволяющие оценить его отношение к русскому языку, к великому предшественнику А.С. Пушкину. Перед учащимися может быть поставлена творческая задача – выбрать одно из высказываний и развить его в текст своего сочинения. Можно связать такую работу с конкурсом сочинений учащихся.

 Фонетика. Орфоэпия. Графика (2 часа)

Уроки 23, 24 (2 ч)

Исследование художественного текста. Звуковой символизм в тексте

Учебн.: упр. 136, 137, 138, 139, 140, 141.

Лексика. Фразеология (5 часов)

Урок 25 (1 ч)

Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте

Учебн.: понятийный словарик (с. 121), упр. 157, 158, 159, памятка (с. 135–137).

Урок 26 (1 ч)

Лексический разбор текста

Учебн.: памятка (с. 143–144), упр. 168, 177 (повышенной трудности).

Урок 27 (1 ч)

Особенности употребления заимствованных слов

Учебн.: упр. 171, 172, учебный текст (с. 150), упр. 175 (с помощью словарей). Для работы дома – упр. 173, 176.

Урок 28 (1 ч)

Авторские неологизмы

Учебн.: упр. 178, 179, 181, 182. Для работы дома – упр. 184 (для сильных учащихся упр. 183 повышенной трудности).

Урок 29 (1 ч)

Самостоятельная работа по анализу текста

Учебн.: упр. 185, 186 или 193 (по усмотрению учителя).

На уроке учащиеся осуществляют лексический анализ прозаического текста – отрывка из воспоминаний Н.Чуковского о Н.С. Гумилеве (упр. 185) – или стихотворного текста – поэтического произведения И.Мятлева «Русский снег в Париже» (упр. 193) – по заданиям учебника (учитель может произвести отбор заданий по своему усмотрению или предложить учащимся сделать выбор пяти заданий из всех данных). Упр. 186 содержит справку, полезную при работе с упр. 185.

Возможен и такой вариант: определенное время урока (до 30 мин) отводится на ознакомление с текстом и выполнение заданий, оставшееся время – на запись текста под диктовку (текст упр. 185 может быть записан в виде свободного диктанта).

Словообразование. Состав слова (1 час)

Урок 30 (1 ч)

Роль однокоренных слов в создании текста. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка

Учебн.: упр. 215, 216.

Материал для лингвистического анализа в указанном темой урока направлении содержат упр. 215 и 216. В стихотворении М.Цветаевой (упр. 215) повторяются слова с морфемой раз- (рас-): расстояние, расставили, рассадили, расклеили, распаяли, развели, распяв, рассорили, рассорили, расслоили, расселили, расстроили, растеряли, рассовали, разбили. Это интересно учащимся и как художественный прием, и как пример продуктивного способа образования слов с помощью приставок, и как иллюстрация к орфографическому правилу о приставках на з, с. В стихотворении Велимира Хлебникова «Заклятие смехом» (упр. 216) большое число однокоренных слов, начиная со слова смех, вынесенного в заголовок. Это гнездо однокоренных слов состоит в основном из авторских неологизмов (смейево, усмей, осмей, смешики и др.). Словотворчество поэта прекрасно иллюстрирует роль однокоренных слов в тексте и разнообразие словообразовательных моделей в русском языке. Убедиться в справедливости последнего тезиса учащиеся могут, выполняя творческое задание 6 (упр. 216): создать свои неологизмы, используя продуктивные модели образования новых слов с помощью разных морфем.

Подчеркнем необходимость внимательного отношения к поэтическому тексту: это подготовка к выразительному чтению, внимание к приемам звукового символизма, анализ графических особенностей и др.

Синтаксис и пунктуация текстов анализируются в процессе подготовки к выразительному чтению.

 Морфология

Этот раздел полно реализован в курсе 10-го класса. Дальнейшая работа по морфологии в 11-м классе является аспектной: синтаксис изучается на морфологической основе.

 Синтаксис (18 часов)

Урок 31 (1 ч)

Роль синтаксиса в языке. Выразительные возможности синтаксических средств языка

Учебн.: упр. 313, 314, 315.

На основе упр. 313 (отрывка из книги ученого-лингвиста А.А. Реформатского) дается научная информация о роли синтаксиса в языке, попутно анализируется построение научного высказывания. Учащиеся дополняют основные положения в высказывании ученого о структурных элементах языка (задание 2). Характеристика простого предложения (задание 3) служит иллюстрацией системных связей в синтаксисе. Для словарной работы важны словосочетания: функция общения, структурные элементы языка.

Работа с упр. 314 (отрывком научно-популярного стиля из книги Б.Н. Головина «Как говорить правильно») строится следующим образом: анализ его темы и основных мыслей, оценок автора. Для освоения синтаксиса важно постоянно работать над выделением грамматических основ – это можно сделать при записи последнего абзаца текста. Следует уделить внимание понятиям ритм и мелодия, интонационные ресурсы языка, интонации разговорной речи. Особое внимание в связи с этим надо обратить на анализ синтаксических особенностей отрывков из произведений А.С. Пушкина, приведенных автором, и их выразительное прочтение. Для сильных учащихся полезно задание повышенной сложности: характеристика возможностей различных синтаксических средств языка.

В качестве самостоятельной работы дома по комплексному анализу текста можно предложить упр. 315 – отрывок из рассказа В.Астафьева «Зорькина песня» (выполнение заданий 1–8 с последующим изложением, задание 9 – в классе при наличии резервного времени).

Словосочетание

Урок 32 (1 ч)

Типы словосочетаний и виды подчинительной связи, синтаксический разбор словосочетаний

Учебн.: понятийный словарик (с. 245), упр. 316, 317, 318, 319.

Урок-семинар на основе понятий и учебного текста (с. 245–246). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса. В тексте упражнения кратко изложены значение и структура именных, глагольных и наречных словосочетаний. На особенности словосочетаний указывается в другом тексте научно-популярного стиля – отрывке из книги И.И. Постниковой и др. «Это непростое простое предложение». В тексте, приведенном в упражнении, автором поставлены вопросы по теме, на которые учащиеся должны знать ответ (задание 2). Полезно сформулировать определение «Словосочетание – это...» (задание 1) В словарь учащихся следует ввести понятие сочетание знаменательных слов. Упр. 318 – найдите «лишнее» – игровое (таких упражнений в книге немало). Хорошо прозвучит в классе стихотворение К.Фофанова «Аллея осенью». По аналогии с работой над этим текстом можно предложить домашнее задание учащимся: подобрать стихотворный текст и составить к нему (и выполнить!) 3–4 своих задания на тему «Словосочетание».

Предложение

Урок 33 (1 ч)

Урок-семинар. Предложение в русском языке как единица синтаксиса

Учебн.: понятийный словарик (с. 247), упр. 320–328.

В соответствии с темой можно провести диалог с учащимися, поставив вопрос: «Почему о простом предложении можно сказать “это непростое простое предложение” (так названо авторами одно из учебных пособий)?» (упр. 320).

Учащиеся выступают с сообщениями, используя изученное ранее о предложении и с опорой на ключевые понятия (с. 247). Характеристика простых предложений по цели высказывания и интонации актуализируется при работе со стихотворными текстами (упр. 321, 322). Важно привлечь внимание к составляющим характеристику предложения компонентам. Практическая работа на основе отрывков из произведений В.Астафьева и В.Солоухина (упр. 323, 324) имеет комплексный характер, но в первую очередь важно для синтаксиса на всем протяжении темы выделять грамматические основы как простых, так и сложных предложений.

Для организации и стимулирования творческой работы учащихся можно обратиться к упр. 325 (сочинение в жанре воспоминаний о первом дне в школе), упр. 327 с вниманием к патриотической мысли, выраженной В.Солоухиным в словах: «Этим главным было ощущение родины... ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней».

Возможно для создания на уроке (уроках при наличии резервного времени) единства темы не только грамматической, но и воспитательной, сближение темы родной природы и любви к ней (упр. 323, 324) и темы впечатлений – воспоминаний детства (упр. 325, 327).

По упр. 327 возможно изложение.

На материале упр. 320–327 осуществляется словарная работа (упр. 328).

 Простое предложение

В учебнике представлен богатый материал для рассмотрения функций простого предложения. Последовательность в изложении материала в основном традиционна. Объем материала значителен, поэтому вряд ли можно рассмотреть его полно на уроках. Укажем темы, нашедшие отражение в учебнике, однако учитель может спланировать для работы на уроке каждую или отдельные из них с учетом уровня подготовленности класса, затруднений учащихся и других причин, как объективных, так и субъективных.

Урок 34 (1 ч)

Двусоставные предложения: типы сказуемого, способы выражения главных членов

Учебн.: понятийный словарик (с. 253), упр. 329 (особенности простого предложения), 330–345 (тексты И.Бунина, Н.Никонова, С.Залыгина, Е.Носова и др.).

Урок 35 (1 ч)

Урок-семинар. Односоставные предложения

Учебн.: упр. 346, упр. 347–353, учебный текст (с. 268, 269, 270, 277), упр. 354–368.

Урок 36 (1 ч)

Неполные предложения

Учебн.: учебный текст (с. 281), упр. 369–371.

Урок 37 (1 ч.)

Предложения с однородными членами

Учебн.: понятийный словарик (с. 283), учебный текст (с. 283–284), упр. 372–380.

Урок 38 (1 ч)

Предложения с обособленными членами

Учебн.: понятийный словарик (с. 289), учебный текст (с. 289–290), упр. 381 (таблица), 382–389.

Урок 39 (1 ч)

Предложения с обособленными уточняющими членами. Сравнительный оборот

Учебн.: упр. 390, учебный текст (с. 296), упр. 391–395.

Основная цель урока – опознавать уточняющие члены предложения и обосновывать целесообразность их употребления в тексте. Стихотворные тексты (упр. 390, 391) помогают почувствовать интонацию обособления уточняющих членов. Элементы интонации указаны в задании 1 в упр. 390. При обосновании интонации в устной речи и запятых в письменной как средств выделения уточняющих членов предложения следует четко разграничивать понятия уточняющие и уточняемые и показывать, в силу чего одно обстоятельство становится уточняющим по отношению к другому – уточняемому. Особенно важно обнаружить специфическое для этих конструкций соответствие между интонацией и пунктуацией (упр. 392). Упр. 392–394 помогут выявить разницу между однородными и уточняющими членами. Полезен прием сопоставления, выявляющий коммуникативную целесообразность использования уточняющих членов.

В упр. 393 учащиеся самостоятельно расставляют знаки препинания, в упр. 394 объясняют графически, где уточняющие и где другие обособленные члены предложения.

Материал упражнений позволяет повторить правописание производных предлогов в течение, в продолжение, вследствие и других орфограмм.

Дома учащиеся могут с интересом отнестись к заданию 5 упр. 394 – написать сочинение-миниатюру, используя в качестве зачина предложение «Как люди красиво делают вещи!..», содержащееся в отрывке из романа Г.Николаевой «Битва в пути». В данном зачине интересен двойной знак завершения – сочетание восклицательного знака с многоточием, что предполагает и размышление, и положительную экспрессию в выражении своего отношения к окружающему миру.

Тема «Сравнительный оборот» может быть рассмотрена факультативно или предложена учащимся для самостоятельной работы. Знание о сравнении как средстве образности и выразительности речи значимо для анализа художественного текста и собственных речевых построений. Важно знать и способы сравнения (с. 301), одним из которых является сравнительный оборот (упр. 395).

Урок 40 (1 ч)

Предложения с обращениями. Риторическое обращение

Учебн.: упр. 396, учебный текст (с. 303–304), упр. 397–400, учебный текст (с. 307–308), упр. 401–404.

Урок 41 (1 ч)

Вводные слова и предложения

Учебн.: учебный текст (с. 310–311), упр. 406–414.

Урок 42 (1 ч)

Способы передачи чужой речи. Диалог. Цитирование

Учебн.: упр. 415–420, учебный текст (с. 324), упр. 421–428.

Сложное предложение

Урок 43 (1 ч)

Сложное предложение: виды и характеристика

Учебн.: понятийный словарик (с. 331), учебный текст (с. 331), упр. 429 (таблица), 430–438.

Урок 44 (1 ч)

Сложносочиненное предложение

Учебн.: упр. 439–443.

Урок 45 (1 ч)

Сложноподчиненное предложение

Учебн.: упр. 444–468.

Урок 46 (1 ч)

Сложное бессоюзное предложение

Учебн.: упр. 469–476.

Урок 47 (1 ч)

Синтаксический разбор сложного предложения

Учебн.: упр. 477–482.

Урок 48 (1 ч)

Зачетная работа

В качестве материала для зачетной работы по синтаксическому анализу предложений можно использовать фрагменты из исторического романа Л.Раковского «Кутузов».

1) Уже пятый день ехал к армии Кутузов. Он дорожил каждым часом и торопился как мог, тем более что погода благоприятствовала: стояли ясные осенние дни.

2) Горки. Вернее, место, на котором еще четыре дня тому назад стояла богатая, веселая деревня, а теперь только торчали трубы да уцелевшие кусты и деревья указывали, где были дворы.

3) Михаил Илларионович облюбовал одно место. Здесь, видимо, стоял большой дом: лежали камни фундамента да торчали изломанные кусты сирени.

4) Отступая от Бородина, Кутузов понимал, что ввиду больших потерь вряд ли можно будет дать еще одно сражение под Москвой и что, желая сохранить армию, придется, по всей вероятности, оставить столицу.

5) За Дохтуровым шли такие же герои: бестрепетный (как называл его мало о ком отзывавшийся хорошо язвительный Ермолов) Николай Николаевич Раевский и два генерала-суворовца: скромный и тихий Неверовский, доставивший столько хлопот французам у Красного, и быстрый, распорядительный Коновницын.

Пунктуация (10 часов)

Разделу «Пунктуация» в учебнике уделяется особое внимание, так как пунктуационная грамотность учащихся старших классов требует дальнейшего совершенствования. Большое внимание к синтаксису неадаптированного текста, с сохранением авторской пунктуации, делает очевидной многофункциональность того или иного знака препинания. Наряду с осознанием важности пунктуационных норм старшеклассники могут внимательнее отнестись к возможности различного толкования смыслов в силу разных факторов, таких, как постановка/непостановка знака (например, постановка запятой при ряде определений указывает на однородность признаков; непостановка – на отсутствие однородности признаков, соответственно, делается и вывод о грамматической природе ряда определений как однородных или неоднородных членов предложения), выбор одного или другого знака в определенных синтаксических условиях (например, использованием тире, а не запятых для обособления приложения подчеркивается значимость признака, выраженного именем существительным, особенно – если это распространенное приложение и находится оно в конце предложения) и др.

Внимание учащихся следует привлечь к возможности использования знаков препинания в совокупности (в частности, знаков завершения и среди них многоточия и двойных знаков); к особенностям употребления тире, в первую очередь между подлежащим и сказуемым; показать школьникам интонацию в ее связи с пунктуацией; рассказать им об авторских знаках препинания, об особенностях обособлений как способов выделения основных речевых ситуаций.

Учащиеся должны уметь графически объяснять постановку знаков препинания в осложненных простых и сложных предложениях и тексте, производить пунктуационный анализ как предложения, так и текста.

В содержании раздела учтена предшествующая работа по пунктуации в связи с чтением (особенно выразительным чтением) и анализом (комплексным или целенаправленно пунктуационным) большого числа текстов, и поэтому раздел имеет характер систематизации и обобщения. Материал раздела может быть поделен на уроки в 10-м и 11-м классах, что не учитывается в данном планировании.

Уроки 49, 50 (2 ч)

Уроки-семинары. Пунктуация в русском языке. Ключевые понятия.

Учебн.: понятийный словарик (с. 364), упр. 483, 484, 485, учебный текст (с. 371), упр. 486, 487, 498, 500.

Урок проходит на основе предварительной самостоятельной домашней подготовки учащихся по вопросам и заданиям упр. 483. Опорным материалом для актуализации изученного ранее служит понятийный словарик на с. 364.

На первом уроке объявляется и записывается тема «Пунктуация в русском языке. Знаки препинания и их функции в предложении и в тексте».

Основные вопросы (1–2) семинара (упр. 483) рассматриваются последовательно, с опорой на первое задание – домашнюю заготовку учащихся: Подберите свои примеры. Ответ на первый вопрос целесообразно увязать с работой по таблицам в упр. 484 (1-й вариант) и в упр. 485 (2-й вариант), что позволит вспомнить все знаки препинания и разделить их по функциям. Ответ на второй вопрос будет в этом случае подготовлен материалом таблицы (упр. 485) и примерами из домашней работы.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина (упр. 487), его комплексный анализ и внимание к знакам пунктуации, в первую очередь к знакам завершения (задание 1 к упражнению) – вся эта работа сыграет роль образца для анализа подготовленных учащимися стихотворных текстов (по выбору). Учитель может заслушать на оценку 2–3 ответа по второму заданию (в упр. 483): Подготовьте анализ пунктуации поэтического текста.

На уроках пунктуации внимание учащихся следует привлечь к информации на с. 371 о функциях многоточия.

При обсуждении вопросов 3–4 (упр. 483) на уроке-семинаре можно рекомендовать упр. 498 (отрывок о Пушкине из книги Даниила Андреева) или упр. 500 (отрывок из рассказа Ю.Казакова «Ночь») – пунктуационный анализ текста.

Д/з – Учебн.: упр. 501 (с опорой на таблицу в учебнике) и упр. 502. Или для подготовки к следующему уроку: упр. 491 и 492 (таблица и устный рассказ о тире между главными членами предложения).

Урок 51 (1 ч)

Тире между главными членами в предложениях. Роль предложений со знаком тире между главными членами в тексте

Учебн.: упр. 491–496, учебный текст (с. 368).

Цель урока – рассмотреть, помимо основных случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым, ограничения в постановке тире.

Упражнения для работы: 491 (заполнение таблицы), 492 (устный рассказ на основе таблицы).

Тренировочные упражнения 493, 494, 495, 496.

Очень важно обратить внимание учащихся на роль предложений со знаком тире между главными членами (информация дана на с. 368).

В доказательство роли таких предложений для текстов-рассуждений можно предложить взять в качестве зачина для своего сочинения одно из предложений со знаком тире из выполненных упражнений (например, Творчество – высокий подвиг (упр. 494); Поэзия – моя держава, я вечный подданный ее (упр. 495) и другие цитаты по выбору учащихся) и развить тезис, содержащийся в цитате.

Урок 52 (1 ч)

Контрольная работа

Материалом для нее могут послужить упражнения 503, 504, 505, 506

Форма контроля определяется учителем:

1) самостоятельная работа: запись текста, расстановка знаков препинания, полный синтаксический разбор предложения (по вариантам) – упр. 503;

2) запись текста и его графически-пунктуационный анализ с обоснованием + творческое задание в соответствии с содержанием текста – упр. 504;

3) зачетная работа: пунктуационный анализ текста и выполнение заданий к тексту – упр. 505;

4) диктант с последующим выполнением заданий – упр. 506.

Уроки 53, 54 (2 ч)

Уроки-семинары. Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания – в письменной

Учебн.: упр. 483, понятийный словарик (с. 364), учебный текст (с. 366), упр. 488, 489, 490, 497.

На основе упр. 483 проходит обсуждение заданий 5, 6, 7. Ответы подкрепляются примерами из домашней работы (задание 3 к упр. 483). Внимание учащихся сосредоточивается на понятиях из словарика на с. 364 (они могут быть записаны под диктовку): варианты употребления знаков препинания, необязательные (факультативные) знаки препинания, авторская пунктуация, знаки препинания в художественном тексте.

Следует обратить особое внимание на выделительные знаки (см. информацию на с. 366).

Материал для работы содержат упр. 488 (см. таблицу), 489, 490, 497.

Уроки 55, 56 (2 ч)

Комплексный анализ публицистического текста с последующим сочинением

Учебн.: упр. 499.

В основе работы – упр. 499, отрывок из книги Д.Андреева «Роза мира».

Сочинение проводится как классное или домашнее по усмотрению учителя. Тема сочинения о будущем формулируется самими учащимися. Школа (или учитель) может усилить творческую задачу, объявив конкурс на лучшее сочинение. Интересно понять, каким видят человека будущего сегодняшние выпускники школы.

Урок 57 (1 ч)

Авторская пунктуация

В качестве проблемной задачи можно обсудить пунктуационное решение вопроса постановки/непостановки тире в предложениях – фрагментах из дневников М.М. Пришвина «Дорога к другу»:

1) Лучшее движение души русского человека это к другу, за друга (выручить, вызволить, постоять за).

2) Быть мудрым – это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека. На вопрос же: кто этот близкий, – ответ такой: в каждом человеке родственное внимание стремится открыть близкого, – кого оно откроет, тот и есть близкий.

Урок 58 (1 ч)

Зачетная работа

В качестве возможного варианта предлагаем работу с отрывком из дневников М.М. Пришвина.

Запишите отрывок.

Мне <...> представляется, что талант заключен в усилии, и каждый, у кого нашлось бы такое усилие, нашел бы к чему-то своему и талант. Мне представляется, что мы вроде конницы и каждый должен сделать усилие, выбрать себе в диком табуне своего коня, прыгнуть на него и удержаться.

1) Каков взгляд писателя на талант человека?

2) Почему им выделено слово своему (к чему-то своему)?

3) Какой смысл вложен писателем в это слово?

4) Начертите схемы сложных предложений. В чем сходство и различие первого и второго предложений?

5) Объясните, возможна ли замена знаков препинания в данном тексте.

6) Найдите разные формы одних и тех же слов (разные словоформы), укажите грамматические признаки, по которым эти формы различаются.

7) Укажите местоимения и их разряд.

8) Подберите синонимы к слову представляется.

Повторение. Контрольные упражнения.
Обобщение и систематизация изученного (10 ч)

Заключительный раздел учебника содержит практические материалы, которые помогут подготовиться к экзаменам, подвести итог всему, что изучалось в школьном курсе русского языка, осознать, что значит быть грамотным (в широком понимании смысла этого слова), понять необходимость постоянного совершенствования в области овладения языком, речью.

При подготовке к урокам-семинарам предлагаем одиннадцатиклассникам проявить самостоятельность в выборе тех вопросов, которые полезно обсудить в конце учебного года (упр. 507, текст перед упр. на с. 377).

Ориентировочное планирование работы (один из вариантов) представлено в таблице.

Тема

Страница,
№ упражнения

Кол-во
часов

Филологическое понимание текста. Метод медленного чтения. Диалог с текстом (подготовка к урокам-семинарам, урокам-зачетам, к итоговой контрольной работе, к экзаменам)

с. 377, № 507, 539, 540, повторное обращение к ряду упражнений

2

Текст как речевое произведение. Слово в словаре и слово в тексте. Роль контекста. Взаимодействие названия и текста. Особенности зачина. Ключевые слова в тексте. Лексические и грамматические средства связи между предложениями, между абзацами. Изобразительно-выразительные средства. Стили и типы речи. Средства выражения отношения, оценки

№ 514, 516, 523, 524, 525, 526, 530, 532, 536, 540, памятки

3

Комплексная работа с текстом. Самостоятельное формулирование заданий к тексту, их выполнение. Лексический разбор текста

№ 532, 533, 535, 534, памятки, материалы данного пособия – с. 113–131

1

Итоговая контрольная работа и ее анализ

№ 511, 513, 520, 532, 536, 533, 534, 537, материалы данного пособия

2

Уроки-семинары (или уроки-зачеты). Обсуждение вопроса «Что такое радость познания, связанная с изучением науки о родном языке, о русском слове?» (упр. 541), письменный ответ на вопрос. Обсуждение рефератов

№ 507, 515, 516, 535, 539– 541

2

Работа по орфографии и пунктуации ведется в процессе комплексного анализа текста, при проведении словарных диктантов (упр. 507, 514, 517, 531, 532, 537), при подготовке к изложениям (упр. 523, 532, 537), к свободным диктантам (упр. 530, 531).

Выполняя многие упражнения, ученики часто обращаются к такому ключевому понятию, как синонимия (лексическая и грамматическая), – упр. 523–526, 529–531, 533, 537, 538.


1 Форзац – двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой.

2 Работа над созданием памятки продолжается в течение всего года.

 

Рейтинг@Mail.ru